Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

По волнам моей памяти. Про тетрадки-песенники.

 У меня где-то хранится прекрасный антропологический документ - общая тетрадь подростковая из глухой чувашской деревни - с кучей нравоучительных записей, стихов и приклеенных картинок. Мы оттуда позаимствовали несколько внутрисемейных мемов. Например начало фразы "Если девочка потесняется, боится..." И вообще глагол "потесняться".

Но я хотела про то, что ни у меня, ни у моих подруг таких тетрадей-песенников никогда не было. Мы считали это среди себя страшным кичем и недостойностью. Не было ни у кого и влюбленностей в певцов или актеров и любви к попсе и попсовым песням. И такая влюбленность мне тоже казалась, слова не могу подобрать... - глупой, бессмысленной, смешной?
К этой непесенности мы все пришли разными путями.

У меня была особая в этом плане семья. В ней был культ антимещанства и антикичевости. У нас никогда не было хрусталя, золота и ковров. Вот от слова совсем. Папа считал это ужасным мещанством все (хотя и слова такого не знал, наверное). В самом деле - в те времена хрусталь покупали не для красоты самого хрусталя, не ради его дизайна или надобности, не потому что в стилевые предпочтения входило - а ради самодостаточной статусности этого предмета. Они занимали почетные места в сервантах, грудились на шкафах, чтобы издалека было видно, не использовались в повседневной жизни, но участвовали в показательных застольях. От папы с его каким-то коммунистическим аскетизмом мне досталось как результат убеждение, что вещи должны быть для непосредственного пользования и это пользование должно приносить радость. Прямо сейчас, а не оставаться на потом.

(Интересно, что сейчас хрустальные вещи кажутся мне очень ностальгическими - как многие вещи из детства - и я иногда раскапываю и покупаю что-то на блошиных рынках. Но не массовый ширпотреб,  а что-то маленькое и красивое. Стоит у меня в шкафу вместе с остальной посудой и используется как обычная посуда. Но ничего масштабного вроде ваз или гигантских салатников. Что-то из серии мелких мисочек или стаканчиков. Хотя ребеночек смеется постоянно - мама и ее ностальгия по старым вещам).

 У мамы моей никогда не было золотых украшений, и все у нас очень не любили массового ювелирторга - массивные простые серьги и кольца с неизменными рубинами.  Мне это казалось просто противоположностью украшений - ни изящества, ни сложной работы, ни красоты материала, ни отдельной индивидуальной оригинальности - с таким же успехом можно было на этом месте носить просто тусклый смяток золота.

С коврами была та же петрушка. Люди их покупали не в цвет не в дизайн - просто за наименование - "ковер" и вешали на стены. В жж мне тут много рассказывали, что это было для тепла и вешалось у кровати на ледяные стенки. Но я массово видела это над столами в "зале" или над диванами - для "красоты". Никто в спальне у ребенка большой красивый ковер не вешал. Меня в детстве это страшно изумляло. Немного утешило знакомство со средневековыми замками  и гобеленами на стенах. А до этого я думала - ковер же для того, чтобы было тепло, уютно и мягко ходить? И думала всегда - стану взрослой и богатой, куплю себе дорогущих странных ковров ( не этих красных мелко-настриженных) - разложу по полу и буду по ним ногами ходить. Они ведь для этого?:)

В общем на всем протяжении моего детства и юности работала вот эта внутрисемейная система, где какие-то вещи и поведение было однозначно стыдным и непохвальным. Мама шила то, что я придумывала - и при этом у нас была тоже строгая стилистическая система - никакой цветастости, ровные цвета, клетка, полоска, горошек. Некоторые вещи в условный цветок были. Но там либо был сплошной сливающийся фон из живописных мазков, так что это казалось практически одним цветом с абстрактной фактурой. Либо была одна ткань, японский шелк, где были огромные, с тарелку, рисунки гортензий, все это в мечтательной акварельной голубо-бирюзовой гамме.

При таких взглядах никакой любви к сладким певцам даже зародиться не могло. Никакого кумирства вообще и ничего позорно-сладкого в частности. Я помню, как мама рассказывала про тетеньку с работы - она когда-то была на курорте и там, якобы, завела роман с Муслимом Магомаевым. Она была молодая пышная блондинка, вполне возможно он клюнул на ее восхищенные глаза и переспал с нею. Но в ее рассказах это все разрослось в неземной роман, она при любой возможности упоминала его фамильярно, запросто. Называла Мусликом. Ах, когда мы с Мусликом то, как мы с Мусликом это... Эта короткость, назойливая фамильярность и то, что нынче называют неймдроппингом, была ужасно смешна. А тетенька стала отрицательным примером этого самого певцового фанатства.

И вот я с таким не-кумирным и насмешливым подходом - а с другой стороны у меня подруги со своими историями. У одной был старший брат страшный фанат зарубежной музыки, он доставал пластинки ненашенские, и сестра его с детства слушала их, а не блеянье молодежных кумиров. Любимой группой у нее были "дюпёпл" и "юрахип". Она у нас была по современной музыке. Именно от них мне впервые достались и Битлы и Джизус Крайст суперстар - и вторая меня так поразила, что я ее переслушивала бесконечно.

У второй подруги тоже были старшие братья - программисты и поэты. От них через нее мне достались Окуджава и Новелла Матвеева. Там был культ гитары и хороших стихов.Тоже не телевизионного мейнстрима.(Ну и всякие книги короткой оттепели или дореволюционные, которые до меня бы просто не дошли)

Вот и выходит, что неоткуда у нас было взяться ни альбомчикам-песенникам, ни кумирам блеющим. И мне казалось, что это такая норма среди интеллигентных людей. А уж у нас в математической школе само собой разумеющееся. Пока на физкультуре, сидя на лавочке у стенки, я не сказала что-то насмешливое про очередного мордатенького кумира, который давно был не в возрасте, но пел для девочек-подростков. Он был реально такой Муслик, и я предположить не могла реакции. Вполне разумная девочка, с которой нам было по дороге в школу, на меня реально замахнулась. Это было мгновенное инстинктивное движение, глаза ее вспыхнули яростью, и я видела с глубоким изумлением, что она меня реально хотела ударить - за толстомордого с прилизанными кудрями певца. Значит, физматшкола не была панацеей от этого, подумала я:)

(А тетрадку чувашских подростков нужно отдельно показать. Я ее нашла во время поездки в колхоз, в доме сваленную во всяком хламе и без спросу увезла (за что мне до сих пор стыдно), но она такая прекрасная. Обычные песенники с фантиками тех времен у меня все еще вызывают тошноту, а эта - прямо антропологический шедевр.Простодушной бесхитростности.)
Tags: anthropology, music, pro_menya, proshloe
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 110 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →