?

Log in

No account? Create an account
По волнам моей памяти. Про тетрадки-песенники. - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

По волнам моей памяти. Про тетрадки-песенники. [Aug. 28th, 2017|05:09 pm]
Alika
[Tags|, , , ]

 У меня где-то хранится прекрасный антропологический документ - общая тетрадь подростковая из глухой чувашской деревни - с кучей нравоучительных записей, стихов и приклеенных картинок. Мы оттуда позаимствовали несколько внутрисемейных мемов. Например начало фразы "Если девочка потесняется, боится..." И вообще глагол "потесняться".

Но я хотела про то, что ни у меня, ни у моих подруг таких тетрадей-песенников никогда не было. Мы считали это среди себя страшным кичем и недостойностью. Не было ни у кого и влюбленностей в певцов или актеров и любви к попсе и попсовым песням. И такая влюбленность мне тоже казалась, слова не могу подобрать... - глупой, бессмысленной, смешной?
К этой непесенности мы все пришли разными путями.

У меня была особая в этом плане семья. В ней был культ антимещанства и антикичевости. У нас никогда не было хрусталя, золота и ковров. Вот от слова совсем. Папа считал это ужасным мещанством все (хотя и слова такого не знал, наверное). В самом деле - в те времена хрусталь покупали не для красоты самого хрусталя, не ради его дизайна или надобности, не потому что в стилевые предпочтения входило - а ради самодостаточной статусности этого предмета. Они занимали почетные места в сервантах, грудились на шкафах, чтобы издалека было видно, не использовались в повседневной жизни, но участвовали в показательных застольях. От папы с его каким-то коммунистическим аскетизмом мне досталось как результат убеждение, что вещи должны быть для непосредственного пользования и это пользование должно приносить радость. Прямо сейчас, а не оставаться на потом.

(Интересно, что сейчас хрустальные вещи кажутся мне очень ностальгическими - как многие вещи из детства - и я иногда раскапываю и покупаю что-то на блошиных рынках. Но не массовый ширпотреб,  а что-то маленькое и красивое. Стоит у меня в шкафу вместе с остальной посудой и используется как обычная посуда. Но ничего масштабного вроде ваз или гигантских салатников. Что-то из серии мелких мисочек или стаканчиков. Хотя ребеночек смеется постоянно - мама и ее ностальгия по старым вещам).

 У мамы моей никогда не было золотых украшений, и все у нас очень не любили массового ювелирторга - массивные простые серьги и кольца с неизменными рубинами.  Мне это казалось просто противоположностью украшений - ни изящества, ни сложной работы, ни красоты материала, ни отдельной индивидуальной оригинальности - с таким же успехом можно было на этом месте носить просто тусклый смяток золота.

С коврами была та же петрушка. Люди их покупали не в цвет не в дизайн - просто за наименование - "ковер" и вешали на стены. В жж мне тут много рассказывали, что это было для тепла и вешалось у кровати на ледяные стенки. Но я массово видела это над столами в "зале" или над диванами - для "красоты". Никто в спальне у ребенка большой красивый ковер не вешал. Меня в детстве это страшно изумляло. Немного утешило знакомство со средневековыми замками  и гобеленами на стенах. А до этого я думала - ковер же для того, чтобы было тепло, уютно и мягко ходить? И думала всегда - стану взрослой и богатой, куплю себе дорогущих странных ковров ( не этих красных мелко-настриженных) - разложу по полу и буду по ним ногами ходить. Они ведь для этого?:)

В общем на всем протяжении моего детства и юности работала вот эта внутрисемейная система, где какие-то вещи и поведение было однозначно стыдным и непохвальным. Мама шила то, что я придумывала - и при этом у нас была тоже строгая стилистическая система - никакой цветастости, ровные цвета, клетка, полоска, горошек. Некоторые вещи в условный цветок были. Но там либо был сплошной сливающийся фон из живописных мазков, так что это казалось практически одним цветом с абстрактной фактурой. Либо была одна ткань, японский шелк, где были огромные, с тарелку, рисунки гортензий, все это в мечтательной акварельной голубо-бирюзовой гамме.

При таких взглядах никакой любви к сладким певцам даже зародиться не могло. Никакого кумирства вообще и ничего позорно-сладкого в частности. Я помню, как мама рассказывала про тетеньку с работы - она когда-то была на курорте и там, якобы, завела роман с Муслимом Магомаевым. Она была молодая пышная блондинка, вполне возможно он клюнул на ее восхищенные глаза и переспал с нею. Но в ее рассказах это все разрослось в неземной роман, она при любой возможности упоминала его фамильярно, запросто. Называла Мусликом. Ах, когда мы с Мусликом то, как мы с Мусликом это... Эта короткость, назойливая фамильярность и то, что нынче называют неймдроппингом, была ужасно смешна. А тетенька стала отрицательным примером этого самого певцового фанатства.

И вот я с таким не-кумирным и насмешливым подходом - а с другой стороны у меня подруги со своими историями. У одной был старший брат страшный фанат зарубежной музыки, он доставал пластинки ненашенские, и сестра его с детства слушала их, а не блеянье молодежных кумиров. Любимой группой у нее были "дюпёпл" и "юрахип". Она у нас была по современной музыке. Именно от них мне впервые достались и Битлы и Джизус Крайст суперстар - и вторая меня так поразила, что я ее переслушивала бесконечно.

У второй подруги тоже были старшие братья - программисты и поэты. От них через нее мне достались Окуджава и Новелла Матвеева. Там был культ гитары и хороших стихов.Тоже не телевизионного мейнстрима.(Ну и всякие книги короткой оттепели или дореволюционные, которые до меня бы просто не дошли)

Вот и выходит, что неоткуда у нас было взяться ни альбомчикам-песенникам, ни кумирам блеющим. И мне казалось, что это такая норма среди интеллигентных людей. А уж у нас в математической школе само собой разумеющееся. Пока на физкультуре, сидя на лавочке у стенки, я не сказала что-то насмешливое про очередного мордатенького кумира, который давно был не в возрасте, но пел для девочек-подростков. Он был реально такой Муслик, и я предположить не могла реакции. Вполне разумная девочка, с которой нам было по дороге в школу, на меня реально замахнулась. Это было мгновенное инстинктивное движение, глаза ее вспыхнули яростью, и я видела с глубоким изумлением, что она меня реально хотела ударить - за толстомордого с прилизанными кудрями певца. Значит, физматшкола не была панацеей от этого, подумала я:)

(А тетрадку чувашских подростков нужно отдельно показать. Я ее нашла во время поездки в колхоз, в доме сваленную во всяком хламе и без спросу увезла (за что мне до сих пор стыдно), но она такая прекрасная. Обычные песенники с фантиками тех времен у меня все еще вызывают тошноту, а эта - прямо антропологический шедевр.Простодушной бесхитростности.)
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: dom_zay_lesh
2017-08-29 01:13 am (UTC)

Все в точку) "та же фигня, Ромео". Разве что я тот самый ребенок, у которого на стене в детской висел ковёр. И даже не для тепла, а от звука. Потому что стены в панельке почти картонные, и без него вообще кошмар был. Ковёр был красный, ручной работы, в ромбы.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fata_morgata
2017-08-29 04:50 pm (UTC)
И у меня в детской весел ковёр. С двумя павлинами, а по периметру пионы. Рассматривать перед сном его было одно удовольствие. А если ковёр поднять и приложить ухо к стене, то можно слышать телевизор в гостиной. Кино начиналось полдевятого, а спать отправляли в девять.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arttulip
2017-08-29 03:09 am (UTC)
У нас были ковры, на полу и на стене тоже. И у все родственников :)
У одной бабушки был очень красивый толстый и плотный ковер китайский, в дымчато-голубой гамме с розоватым цветочным узором, подстриженным на разных уровнях, так что цветы были объемные.
И старинные бронзовые хрустальные люстры у нее же были, и много разного фарфора, стекла и хрусталя. Во время больших семейных застолий этим пользовались.
А уж какое огромное зеркало в резной деревянной раме было у бабушки. Высота 3,5 метра. Сейчас оно у моего дяди в загородном доме, вмсте с остальной ее мебелью.

Я сама позже полюбила хрусталь, и уже в новой стране покупала себе и фужеры, и вазы, и маленькие вазочки для маленьких букетиков, и разные конфетницы-салатницы. Не огромное количество, но в целом около 20 единиц хрусталя у меня есть :)

В певцов я никогда не влюблялась, даже мысли такой не было. Ну поет там кто-то, и пусть поет :) Песенника я вроде тоже не вела, но у меня сохранилась тетрадка, в которую я записывала некоторые понравившиеся стихи, что в общем-то странно, так как поэзию я не люблю :) Но вот некоторые стихи нравились.

Рукоделием и поделками никто особо не занимался в семье, помню мама пробовала немного вязать, а я потом в пионерлагере научилась.
Но все взрослые женщины нашей семьи (бабушка, мама, тетя, другие родственники) шили вещи у частных портных, чаще всего у Герца Моисеевича Мелена, он потом был главным закройщиком Киевского дома моделей, и моя бабушка покупала некоторые модели из их коллекций.
Ну и связей было много, все можно было "достать", как тогда говорили :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-08-29 08:34 am (UTC)
Вот! я такой ковер хотела - с редким рисунком, постриженным объемно, в сиреневой гамме, большой - и исключительно на пол и ходить по нему!

Только у нас отчего-то они считались вьетнамскими. Я их так до сих пор про себя называю.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ma_russa
2017-08-29 03:21 am (UTC)
Люди покупали хрусталь и ковры "не в цвет и не в дизайн" потому что выбора не было. Можно было только "урвать" то, что "выбросили" в магазине.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _newra
2017-08-29 07:11 am (UTC)
Выбор был, можно было "не урвать" )
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: natixa
2017-08-29 03:35 am (UTC)
эх, я в детстве чувствовала что-то такое, но поддержки в семье это не находило. мама до сих пор считает, что у каждой приличной женщины должны быть золотая цепочка и шуба
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: anna68
2017-08-29 04:02 am (UTC)
что она меня реально хотела ударить - Всё верно, люди такие странные существа, что стерпят всё что угодно, только не покушение на их иллюзии и фантазии – попсовые, религиозные, политические или какие-то еще. И не справиться с этим никак - разве только выращивать людей в питомниках, без доступа к источникам этих самых фантазий...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fonyarkopff
2017-08-29 04:17 am (UTC)
У нас ковры были на полу, а в детской на стене именно от холодной стенки чтобы защищаться. И я так не любила их -- напольные за то, что длинные волосы пылесос с них не осиливал снимать, и надо было щёткой каждую неделю их собирать, а настенные были рассмотрены перед сном вдоль и поперёк.
Но год назад проходила мимо магазина каких-то восточных ковров и с изумлением поймала себя на желании купить ковёр. Правда пока не купила -- с нашими постоянными переездами ковёр воспринимается как обуза. Да и зимы у нас как таковой нет, а летом по холодным плиткам пола ходить приятно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _ulitka
2017-08-29 04:29 am (UTC)
Дада, от холода и голода эти ковры.... Но время идет, ковры осмеяны и сняты, а никто не мерзнет - удивительное дело :))) Квартиры-то эти никуда не делись, можно проверить на опыте.

У вас была чудесная семья.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mama_saty
2017-08-29 09:18 am (UTC)
В тех квартирах появились пластиковые окна и стали куда как лучше топить зимой.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: crescent_dr
2017-08-29 04:36 am (UTC)
Еще все девочки вели "Альбомы дружбы" со всевозможными анкетами. Я такой заводить не стала, но ведь другим заполнять приходилось!! Еще я еще в детстве решила, что у меня в доме никогда не будет серванта с задней зеркальной стенкой (у меня его и нет - вся парадная посуда хранится в шкафу с деревянными дверками). Почти во всех семьях даже в праздники ели из обычных тарелок, а сервизы Мадонна так и стояли в сервантах.
Навеяло ностальгией от вашего поста.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _mjawa
2017-08-29 07:29 am (UTC)
Ой! ))) "Сервизы Мадонна"!!! Вот же реально ужас-ужасный, особенно те, которые с таким противным желтовато-зеленоватым покрытием, "бензиновыми разводами". Меня они всегда изумляли при рассматривании. Мне казалось, что где-то в реальном фарфоровом искусстве, есть некий безусловно чудесный прототип - и стиль рококо, и нежная перламутровость с тонкими штрихами позолоты, и не грубая деколь, а изящная подглазурная роспись медальонов (и все - разные, чтобы можно было долго и увлеченно рассматривать). И безусловно - для такого идеального сервиза и окружение должно было быть иным - какое-нибудь австрийское утонченное рококо совершенно игрушечного дворца. А не малогабаритка в панельке.
И что самое для меня любопытное, их до сих пор производят и продают (и подозреваю, что покупают). Вот прямо "закрой гештальт детства". ))))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nitiel
2017-08-29 04:39 am (UTC)
У нас было похожее отношение к "символам мещанства", хотя кое-какой хрусталь был - в основном салатницы для больших обедов с гостями (гостей бывало много) - их я не любила. Но была одна вещь - огромный хрустальный кувшин с блюдом, который казался мне сокровищем Снежной Королевы. Уж не помню как он был огранён, но производил впечатление естественного куска хрусталя, на изломах граней вспыхивали ослепительные искры, он был переменчив взависимости от освещения и совершенно прекрасен! Я его много рисовала, но не могла уловить этой искристости. К сожалению, когда мы уезжали в Израиль, родители продали кувшин, оставив салатницы, я была более чем расстроена и разочарованна.

Edited at 2017-08-29 04:40 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: la_kis
2017-08-29 04:52 am (UTC)
у нас не было золота и ковров, а вот песенник был.
Но только почему же обязательно сладенькие певцы? у меня было, как сейчас помню, пеня из "Дикой собаки Динго" про синее море и неизвестные страны. И "Розовый слон" :)

..кстати, проросло же это после сорока-сорока пяти лет, когда я позволила себе быть собой. И розовые слоны, и неизвестные страны.
*задумалась*
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: taffioka
2017-08-29 05:49 am (UTC)

Я помню, в мои 10 лет (93-й год) песенники уже воспринимались как нечто устаревшее, у старшей сестры моей подруги он был, а у нас - нет, как-то незачем нам было. Правда, позже, в 16 лет, я его таки завела ненадолго и украшала наклейками. Зато анкеты были популярны, да.
Интересно, что, пока до нашего городка не дошли новые подростковые журналы типа Cool и Cool Girl, я и не подозревала, что бывает такое явление, как фанатство, что положено обклеивать комнату постерами с любимыми певцами, и вот это вот все. Именно после этого туалетного чтива (там у них еще рубрика была, где подростков учили сексу с оговорочкой "конечно, если ты не готова - откажи") я стала замечать у друзей целые иконостасы из постеров по стенам.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: markela
2017-08-29 05:57 am (UTC)
Мама у меня был фанатом хрусталя. Ей он просто нравился, без всякой статусности. А теперь я не знаю что со всем этим богатством делать. Одних ваз штук семь. И плюс куча другой посуды, включая сервиз, подаренный ей на свадьбу с супницей и прочими приблудами. И две коробки фарфоровых фигурок.
А песенник у меня был, а иначе как запомнить слова всех песен, которые мы пели в пионерском лагере- он был лагерем поющим.
(Reply) (Thread)
From: e_ig
2017-08-29 02:09 pm (UTC)
Есть антик форумы и аукционы- и Ваш хрусталь и фигурки могут сейчас стоить целое состояние- так что не спешите расставаться- посмотрите....
Самую тиражную советскую статуэтку ужедешевле3-4 тр не найти а если редкая.. то цены космос...

Собираю елочные украшения ссср - еще 10 лет назад можно было купить по норм цене... а сейчас ... пока рекорд на1 игрушку для елки ссср больше150 тр
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: prosto_krys
2017-08-29 06:01 am (UTC)

У меня все было :) хрусталь/золото/ковры - в количестве, доступном очень малообеспеченной семье... Песенники/анкеты - непременно! Никаких кумиров, никакой любви к поп-музыке (да и ни к какой другой) - просто мода.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: inmigrante
2017-08-29 06:22 am (UTC)
Та же петрушка. Ковер был на полу, как и полагается. Хрусталь был подаренный бабушке, использовался каждое воскресенье. Золота не было вообще, дед мой был резко против украшательств (знал бы он, что я, кроме столярки, а он меня гонял из своей мастерской, считая, что девочке нечего уметь столы делать, еще и ювелиркой занимаюсь.... :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: milamuza
2017-08-29 06:19 am (UTC)
Как интересно. Когда я была ребенком и в ранней юности не задумывалась о том, а как же жили другие люди, и насколько среда и вкусы родителей формируют детей. А сейчас задумываюсь об этом все больше и больше. У меня в детской висел ковер на стене. И мне нравилось перед сном рассматривать на нем узоры. Он висел и для красоты, и для тепла. К нас была угловая квартира в панельном доме, жили мы в военном городке. У меня был песенник и анкета была тоже, а вот фанатом кого-либо я не была. Хотя пара попсовых групп мне нравилась, несмотря на то, что я посещала музыкальную школу.
Алика, как Вы думаете, что формирует прекрасный вкус и чувство меры? И как взрастить его у себя в зрелом возрасте?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shenda
2017-08-29 06:28 am (UTC)
Но в песеники можно записывать тех же бардов! Я так и делала :)
(Reply) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>