?
Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Про священников у Джейн Остин [Jun. 30th, 2017|03:03 pm]
Alika
[Tags|, , , ]

Один мой френд задался вопросом, отчего у Джейн Остин священник Коллинз вполне готов выбросит семью с девочками из дома и наследовать его, где его любовь к людям.

Мне стало немедленно интересно, как люди во времена Остин попадали в священники (англиканские). И я пошла читать и начиталась. Вот тут скопирую свой комент:

***
Священников во времена Остин не готовили как священников. Это был выбор работы. Человек должен был иметь общее образование в университете, но ничего специально теологического. Это было одно из допустимых занятий для мужчин из хороших семей. Старший сын наследовал имение и титул, а следующие на выбор были священниками или военными.

Так что Коллинз, за немением других занятий и доходов, решил стать священником. Церковь англиканская даже не распоряжалась должностями и приходами. Священником человек мог стать, если кто-то, владеющий именьем, предоставлял ему приход. После такого предоставления человек сдавал несерьезный тест у церковного начальства (несколько вопросов по библии и молитвам) - и готово! - его полагали в священники. Приходы могли быть бедненькими и небольшими, а могли и крупными и выгодными. С приходом священнику и его жене (семье) давали бесплатное жилье - дом, где побольше, где поменьше, но опасность оказаться на улице исчезала. Зарабатывали они десятину со всех живших в приходе плюс плату за крестины-свадьбы-похороны. Так что если приход был населенный и зажиточный, у них мог быть неплохой доход. Из-за своей позиции священник и его жена немедленно входили в самое высокое общество, независимо от своего происхождения, их приглашали на все балы, собрания и вечера автоматически, во все самые высокопоставленные семейства прихода, сами же они никаких балов и вечеров в ответ давать были не обязаны (опять экономия). Коллинз как раз священником в неплохом приходе и свой человек в доме очень богатой и капризной леди Катерины ( тетки Дарси). Подруга Элизабет, старая дева, вышедшая на Коллинза замуж, обеспечила себе будущее - сейчас при приходе священника, в будущем - хозяйкой имения Беннетов.

Легкомысленный красавчик Викхам там по сюжету военный, но по жалобам - хотел быть священником, и, якобы, Дарси обещал ему приход, а потом гнусно отказал и выкинул на улицу. То есть он вообще тупоголовый соблазнитель девиц - и вполне себя ощущал готовым быть священником. То есть это было явно не призвание, а местечко теплое.

Ну и когда в другом романе Эдварда мать лишила наследства за то, что он хотел жениться на той девице, которой обещал, а потом он женился на Элинор (которую как раз с сестрами и матерью из собственного дома мужской наследник выгнал) - полковник Брэндон их спас тем, что дал ему приход и домик для жилья.

В общем это была почти светская работа со служебной квартирой для не старших сыновей или старших, но ничего не унаследовавших, из порядочных семейств и с высшим образованием.
***

И, кстати, в отличие от католических и православных священников остиновским можно было жениться в любое время - и до и после принятия сана. Поэтому у нее в романах священники практически такие же люди, только с постоянной работой.

LinkReply

Comments:
(Deleted comment)
[User Picture]From: l_i_d_y_a
2017-07-01 02:40 am (UTC)
Не хватало, нужна была протекция, чтобы получить хороший приход. Приход мог быть и очень бедным. В каком-то из романов я читала, что молодые не могут пожениться, ждут когда он получит приход.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: mona_silan
2017-07-01 01:36 am (UTC)
Третья профессия для джентльмена - право. Можно было стать адвокатом. Но у Остин, кажется, не было никого из таких знакомых, и в ее романах ни одного адвоката нет.

Только формулировка "выгнал из собственного дома" неверная. Дом и имение принадлежали мистеру Дэшвуду, но не миссис Дэшвуд. Если не был оформлен майорат, то имение можно было завещать жене или еще кому-то (см. "Лунный камень"). Если майорат - увы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: asja_nikova
2017-07-01 07:30 am (UTC)
Почему нет? В "Гордости и предубеждении" вторая сестра миссис Беннет, не Гардинер которая, как раз-таки была замужем за адвокатом. Помнится, мисс Бингли по этому поводу упражнялась в остроумии в адрес Элизабет.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: l_i_d_y_a
2017-07-01 02:42 am (UTC)
Да, меня это всегда поражало при чтении, это не только у Остин, у сестер Бронте тоже. С одной стороны у героинь такое твердое нравственное начало, основанное на христианстве, с другой стороны священники для которых это просто способ устроиться в жизни.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mckuroske
2017-07-01 04:21 am (UTC)

Как интересно, спасибо.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pilligrimm
2017-07-01 05:13 am (UTC)
Кажется, Эдвард из "Мэнсфильд-парка" относился к своему служению серьезно, а не просто как к способу устроиться:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: me_flapper
2017-07-01 06:02 am (UTC)
Ну собственно если посмотреть со всех сторон, то все нормально - можно любить свою работу и стараться принести ей максимальную пользу, но при этом попасть туда более-менее случайно. Если почитать ЖЗЛ, то далеко не все ученые-поэты-художники с 5 лет рисовали и т.п. Почему бы и священникам не быть вполне ничего себе? А если верить Билу Брайсону (и биографиям), то среди тех, кто не горел на служении, были те, кто делал много другого полезного - книги писал, розы разводил...

Ну и по поводу "выгнал" в конце концов майорат был старым и потченным законом, а не просто проявлением личной жестокости. Ситуация не совсем та, но если в Москве есть большая семья с кучей повторных браков и племянников, а квартиру завещают кому-то, что-то я не слышала, чтобы там жили те, кто победнее.

Edited at 2017-07-01 06:03 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: skeily_ramires
2017-07-01 08:30 am (UTC)
Собачек выводили! Джек-рассел терьер выведен священником, и кажется не он один.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: il_verde_kaktus
2017-07-01 06:14 am (UTC)
Здравствуйте, можно встрять? :))
Это, конечно, не Остин, но у Гаскелл в "Севере и Юге" отец главной героини погорел как раз на совестливом отношении к профессии священника - епископ выпустил какое-то распоряжение, а тому совесть не позволила его принять, отчего он отказался от сана и уехал с семьей на север. Обрек их если не на нищету, то на гораздо более суровое существование. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-07-01 06:39 am (UTC)
Да, мы как раз их тоже сегодня вспоминали. С работой он потерял и жилье и доход, поэтому им пришлось уехать в более дешевые края, на милость старого знакомого, и отец стал зарабатывать уроками. У священников уроки тоже были дополнительным заработком, а тут у него стали основным.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: marina_mareika
2017-07-01 07:11 am (UTC)
Спасибо большое! Понятно и доступно.
Еще вспоминается священник, который вообще хотел жениться на очень богатой наследнице Эмме.
Но рассуждая уже не о англиканских священниках времен Остин, а вообще, как проверить моральные качества человека? Можно сдать экзамен по математике или английскому, но внутренние качества человека, по большому счету, никак не проверишь, особенно когда тебе 20 лет.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: asja_nikova
2017-07-01 07:34 am (UTC)
Многие не любят мистера Коллинза, считая его отрицательным персонажем. По мне, так отрицательный персонаж - папаша Беннет, который упорно пытался родить наследника (и где гарантия, что оный не выпер бы на улицу всех сестер?), вместо того, чтоб пытаться хоть как-то устроить будущее дочерей. В этом плане, миссис Беннет, при всей ее вульгарности, выступает куда как более заботливый родитель.
Но возвращаясь к Коллинзу. Парень и так знал, что наследует имение Беннетов. И ему ни за каким фигом не сдалась ни одна из бесприданниц Беннет, однако он честно пытался жениться хоть на одной из них, дать шанс кузинам, так сказать. Разве он в этом не честнее Уикхэма или Дарси? Умные родители быстренько бы пристроили ему малохольно-богомольную Мэри. Шарлотта Лукас в своей жизненной ситуации сделала максимально удачный выбор - как и Коллинз, который все-таки женился на дочери лорда, а не какого-то там мистера.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: bahareva
2017-07-01 07:43 am (UTC)
малахольно-богомольную мэри нельзя было пристроить, выдавать замуж полагалось по старшинству. обойти одну сестру еще куда ни шло, но сразу двух – недопустимо. к тому же коллинз тоже не дурак и мэри ему была не нужна, он вообще был бы не прочь на джейн жениться, как на самой красивой, но ему намекнули что она почти просватана.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sveta_1980
2017-07-01 07:51 am (UTC)
Спасибо за пояснение. Я вчера начала читать "Суеверия викторианской Англии" и там в абзаце про средний класс священники упоминались наряду с врачами, юристами, военными и пр. Т.е. то, что вы и говорите - что это была просто профессия. Я и призадумалась, потому что тоже относилась к этому как призванию. А оказывается, все было не так ))).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: me_flapper
2017-07-01 10:44 am (UTC)
А врачи и военные что, не призвание?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: creativejonson
2017-07-01 08:01 am (UTC)
как интересно, спасибо! Я с удовольствием прочитала, не знала, что все было вот так у них устроено.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dnvl
2017-07-01 10:07 am (UTC)
Весь этот околоцерковный мир вообще очень загадочный для меня, некрещеной махровой атеистки. Особенно именно стык трудоустройства и призвания у людей.
У нас в ближайшем парке очень удобная детская площадка при храме, мы там гуляем каждый день почти и наблюдаем церковную жизнь. Я все гадаю, кто эти люди - церковный дворник, непрерывно крестящийся на все главы, иконы, скульптуры и ворота и работающий едва ли не круглосуточно; тетенька за прилавком в кафе, типаж хамовитой советской продавщицы, но в обязательном головном уборе; люди, которые по знакомству приезжают на задний двор машину из шланга помыть. Не по объявлению на сайте же они их на работу берут? И неверующего ведь не возьмут поди? Должны ли они батюшке руку целовать, или непременно ходить к службе? А вот охранник у них совершенно обычный надменный гладко выбритый тип.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nastashdmaa
2017-07-01 06:50 pm (UTC)
Я эту среду более-менее знаю. Тип дворника - это скорее всего человек, который пережил какой-то кризис, потерял светскую работу (болезнь, возраст, алкоголизм, потеря любимой семьи) и его накрыло верой. Не накрыло бы - спился, продал квартиру, стал бомжом. Некоторые хватаются как за веру как утопающий за соломинку, и - держатся. На работу попадает, некоторое время ходя на исповедь и жалуясь на эти проблемы священнику. Платят там копейки, но работа - при храме, "Во славу Божию", там кормят и занимают. Вполне вероятное дальнейшее развитие событий для такого персонажа - монастырь.
Тётеньки разные бывают. Головной убор и юбка - обязательный дресс-код, даже если ты не верующий, но работаешь при храме - должен соответствовать. Типаж советской продавщицы - это нормально. Если ты такого типа, куда же тебе деваться? В церковь ходить могут все, а не только тонкие девушки и юноши с горящими глазами. Но в случае с кафе - это может быть просто работа. Человек мог попасть туда по знакомству. "Мариванна, мы тут хотим кафе открыть, не возьметесь за послушание? - "Ой, батюшка, я не могу, такое искушение всегда... А вот со мной Тамара работала, она молодая, может, возьмется"
Которые машины моют - это скорее всего знакомые священника или привилегированные работники, вроде певчих и регента, бухгалтера и т.д.

Но вообще это довольно интересный с этнографической точки зрения мирок :) Хотя глобально он не так уж отличается от обычного.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: agatalana
2017-07-27 09:36 am (UTC)
Как интересно, вот спасибо!
(Reply) (Thread)