Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Надо ли натаскивать младенцев. Художественные альбомы.

И вот еще про книги что интересное.

Я рассказывала про книгу Сесиль Лупан "Поверь в свое дитя" - про супер-раннее развитие (вот тут пост про нее -  и там подробнее, откуда Лупан взяла идею дрессировки младенцев с рождения).
лупан

В число разных других занятий для младенца там входило и искусство. Все занятия у нее проходили примерно одинаково - она в быстром темпе показывала ребенку картинки и называла, что на них. Искусство тоже таким же образом преподавалось - показываются картинки, вслух называется автор и название картины. Если каждый день ребенка дрессировать, вскоре он выучивает, какой картинке какое звуковое сопровождение соответствует. И сотни шедевров будет опознавать на глаз - я думаю, ни грамма не понимая, что на них изображено.

(Кстати, так хорошо и взрослых дрессировать - узнавание шедевров в лицо и воспроизведение названий и авторов производит будет создавать им очень интеллектуальный образ.)

Мне этот способ кажется начетническим и довольно бессмысленным. Он позволяет блестяще покрасоваться родителю - этот фокус будет производить впечатление на посторонних. Только представьте, как ваш двухлетка будет говорить уверенно - это Сикстинская мадонна, а это Снятие с креста, а это портрет Меньшикова в Березове. На деле же, как я поняла из своего опыта - ребенку просто все равно, что учить и запоминать! Он может выучить имена семи гномов в Белоснежке, всех паровозиков, телепузиков или оленей Санта-Клауса - а может названия картин. Своих детских персонажей мультфильмов или книг он выучивает точно так же - только не специально, и родитель не руководит и не подгоняет это. Но те же множество повторений - и есть в голове связь между картинкой и именем.

Я видела видео, где малыш листает книгу и называет имена всех президентов, тыкая пальцем в их портрет. Серьезность темы - президенты или классические картины - создает обманное впечатление серьезности и знаний. На деле же можно подсунуть ему сто картинок каляк-маляк и назвать каждую выдуманным словом - бумчумба, парадувка, бресибон. И ребенок точно так же выучит-вызубрит и эти соответствия. Процесс и результат ничем не будет отличаться. Как он ничего не знал про Рузвельта или Боярыню Морозову - так ничего знать и не будет. Телепузик хоть делают что-то по-разному и запоминаются с характером и контекстом.

В общем, я отрицательно отношусь к такому бессмысленному натаскиванию и считаю, что родители не пользу ребенку наносят - а ублажают свое чувство превосходства.

Про картины и картинки особенно. Я считаю, изображения нужны для неспешного задумчивого разглядывания. И ребенку, в общем, все равно - картина на стене или трещина на потолке. Главное - чтобы было время на такое разглядывание. Все с ума сошли со скоростями, и даже в младенчестве не дают ребенку побыть наедине с собой, медитировать, как умеет, на мир, который его окружает. Родители, для которых пишет Лупан, хотят наносить ребенку пользу, специально, учебно, в отведенное время - как можно раньше, как можно больше.

Но вот к большому количеству картинок вокруг ребенка я отношусь очень хорошо! И мне нравится идея давать ребенку с очень малого возраста альбомы по искусству, а не только специальные детские книги. Вообще, не заучивание абстрактно самых длинных рек мира с их километражом или всех  королей в династии Капетингов  с датами в ребенкины год-два, а множество книг с картинками и называть то, что на картинках. Предметы, одежду, части природы, действия - что-то, что связано с жизнью этого младенца чуть больше, чем Капетинги и длина Амазонки. У нас был большой словарь в картинках диснеевский и там были всякие действия и ситуации и места, совершенно чудесно подходящие для нарабатывания знаний о реальности и запаса слов. Я вот тут его показывала и рассказывала. Он нам служил и для русского языка и для английского последовательно.

Но при этом альбомы по искусству я бы маленьким детям давала без объяснений - пусть у них остается чувство загадочности и очарованности, волшебности искусства, а не перечисления. (Рассказывала я вам, что у меня была подруга - очень комсомольская и прямолинейная? Нам было по 16 лет, мы учились на первом курсе художественного училища и поехали в каникулы в Москву ходить по музеям. Я останавливалась перед картиной, замирала и говорила - ох, В., смотри! Подруга смотрела и говорила - у меня есть такая марка. Или - такой марки у меня нет. И я совершенно не могла понять, что это означает! - Да, достойная картина, вот у меня и марка такая есть? или - фигня картина, я ее уже видела на марке? Это вот какой-то такой символ натаскивания младенцев на картинки с картинами:))

Если у вас ребенок спокойный или вы его уже оттренировали, что книги нельзя рвать и там нельзя рисовать и черкать, можно положить альбомы там, где он сможет их сам брать и рассматривать. Мне идея с альбомами так понравилась, что я показала, где они лежат на нижней открытой полке в шкафу, и разрешила детке их брать. И правда, они ей очень нравились, она все время их брала и сидела с ними. Я специально не нависала и не рассказывала - когда она стала старше, начала рассказывать про сюжеты картин. А в маленьком почти бессловесном возрасте дала просто смотреть. И вот что интересно - она выбрала себе в любимые альбом Ханса Мемлинга. Не знаю, отчего - у нее еще не было речи, чтобы объяснить. И с этим альбомом у нас случилось поразившее нас происшествие, когда она не могла с нами объяснится словами и рисунками и объяснилась Мемлингом. Вот тут этот рассказ.

Я так хорошо помню, как сидела с родительскими наборами открыток по искусству или у дяди могла часами разглядывать его тома  с рисунками Бидструпа, что совершенно не вмешивалась - пусть ребенок  смотрит для себя. И она что-то там разглядывала и запоминала - вот про радугу я даже недогадывалась, что она связала картинку и настоящую радугу, которую видела за полгода до этого. Вот полюбуйтесь на этот Страшный суд Мемлинга - вы бы опознали в этом хула-хупе радугу?:)
[триптих]


 В общем, эта лупановская книга заставила меня в свое время задуматься. Вся эта напряженная работа с тысячами карточек ( а их еще сделать нужно!) и ежедневными занятиями историей, географией, языком, искусством и прочим у ребенка 0-3 лет, мне кажется, под силу только не боящейся нудности и страшно прилежной матери.  В десять лет ребенок выучит это быстрее, а в тридцать даже возможно получит удовольствие, узнав и запомнив всех Капетингов (Стюартов, Рюриковичей). Если вы захотите сами прочесть,в России легче найти эту книгу, понятное дело. У нее есть новое мифовское издание. На английский ее не переводили, насколько я знаю. Так что для тех, кто по эту сторону океана, в наших краях она есть только с рук на амазоне. Сама Лупан как раз утверждает, что она против бессмысленного натаскивания и заниматься нужно с учетом сил и внимания ребенка. Но я как-то ей не очень верю:)

( это был пункт №29)
Tags: cecil_lupan, detka, dochki-materi, rannee_razvitie, reading
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →