?

Log in

No account? Create an account
Надо ли натаскивать младенцев. Художественные альбомы. - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Надо ли натаскивать младенцев. Художественные альбомы. [Jun. 19th, 2017|12:09 pm]
Alika
[Tags|, , , , ]

И вот еще про книги что интересное.

Я рассказывала про книгу Сесиль Лупан "Поверь в свое дитя" - про супер-раннее развитие (вот тут пост про нее -  и там подробнее, откуда Лупан взяла идею дрессировки младенцев с рождения).
лупан

В число разных других занятий для младенца там входило и искусство. Все занятия у нее проходили примерно одинаково - она в быстром темпе показывала ребенку картинки и называла, что на них. Искусство тоже таким же образом преподавалось - показываются картинки, вслух называется автор и название картины. Если каждый день ребенка дрессировать, вскоре он выучивает, какой картинке какое звуковое сопровождение соответствует. И сотни шедевров будет опознавать на глаз - я думаю, ни грамма не понимая, что на них изображено.

(Кстати, так хорошо и взрослых дрессировать - узнавание шедевров в лицо и воспроизведение названий и авторов производит будет создавать им очень интеллектуальный образ.)

Мне этот способ кажется начетническим и довольно бессмысленным. Он позволяет блестяще покрасоваться родителю - этот фокус будет производить впечатление на посторонних. Только представьте, как ваш двухлетка будет говорить уверенно - это Сикстинская мадонна, а это Снятие с креста, а это портрет Меньшикова в Березове. На деле же, как я поняла из своего опыта - ребенку просто все равно, что учить и запоминать! Он может выучить имена семи гномов в Белоснежке, всех паровозиков, телепузиков или оленей Санта-Клауса - а может названия картин. Своих детских персонажей мультфильмов или книг он выучивает точно так же - только не специально, и родитель не руководит и не подгоняет это. Но те же множество повторений - и есть в голове связь между картинкой и именем.

Я видела видео, где малыш листает книгу и называет имена всех президентов, тыкая пальцем в их портрет. Серьезность темы - президенты или классические картины - создает обманное впечатление серьезности и знаний. На деле же можно подсунуть ему сто картинок каляк-маляк и назвать каждую выдуманным словом - бумчумба, парадувка, бресибон. И ребенок точно так же выучит-вызубрит и эти соответствия. Процесс и результат ничем не будет отличаться. Как он ничего не знал про Рузвельта или Боярыню Морозову - так ничего знать и не будет. Телепузик хоть делают что-то по-разному и запоминаются с характером и контекстом.

В общем, я отрицательно отношусь к такому бессмысленному натаскиванию и считаю, что родители не пользу ребенку наносят - а ублажают свое чувство превосходства.

Про картины и картинки особенно. Я считаю, изображения нужны для неспешного задумчивого разглядывания. И ребенку, в общем, все равно - картина на стене или трещина на потолке. Главное - чтобы было время на такое разглядывание. Все с ума сошли со скоростями, и даже в младенчестве не дают ребенку побыть наедине с собой, медитировать, как умеет, на мир, который его окружает. Родители, для которых пишет Лупан, хотят наносить ребенку пользу, специально, учебно, в отведенное время - как можно раньше, как можно больше.

Но вот к большому количеству картинок вокруг ребенка я отношусь очень хорошо! И мне нравится идея давать ребенку с очень малого возраста альбомы по искусству, а не только специальные детские книги. Вообще, не заучивание абстрактно самых длинных рек мира с их километражом или всех  королей в династии Капетингов  с датами в ребенкины год-два, а множество книг с картинками и называть то, что на картинках. Предметы, одежду, части природы, действия - что-то, что связано с жизнью этого младенца чуть больше, чем Капетинги и длина Амазонки. У нас был большой словарь в картинках диснеевский и там были всякие действия и ситуации и места, совершенно чудесно подходящие для нарабатывания знаний о реальности и запаса слов. Я вот тут его показывала и рассказывала. Он нам служил и для русского языка и для английского последовательно.

Но при этом альбомы по искусству я бы маленьким детям давала без объяснений - пусть у них остается чувство загадочности и очарованности, волшебности искусства, а не перечисления. (Рассказывала я вам, что у меня была подруга - очень комсомольская и прямолинейная? Нам было по 16 лет, мы учились на первом курсе художественного училища и поехали в каникулы в Москву ходить по музеям. Я останавливалась перед картиной, замирала и говорила - ох, В., смотри! Подруга смотрела и говорила - у меня есть такая марка. Или - такой марки у меня нет. И я совершенно не могла понять, что это означает! - Да, достойная картина, вот у меня и марка такая есть? или - фигня картина, я ее уже видела на марке? Это вот какой-то такой символ натаскивания младенцев на картинки с картинами:))

Если у вас ребенок спокойный или вы его уже оттренировали, что книги нельзя рвать и там нельзя рисовать и черкать, можно положить альбомы там, где он сможет их сам брать и рассматривать. Мне идея с альбомами так понравилась, что я показала, где они лежат на нижней открытой полке в шкафу, и разрешила детке их брать. И правда, они ей очень нравились, она все время их брала и сидела с ними. Я специально не нависала и не рассказывала - когда она стала старше, начала рассказывать про сюжеты картин. А в маленьком почти бессловесном возрасте дала просто смотреть. И вот что интересно - она выбрала себе в любимые альбом Ханса Мемлинга. Не знаю, отчего - у нее еще не было речи, чтобы объяснить. И с этим альбомом у нас случилось поразившее нас происшествие, когда она не могла с нами объяснится словами и рисунками и объяснилась Мемлингом. Вот тут этот рассказ.

Я так хорошо помню, как сидела с родительскими наборами открыток по искусству или у дяди могла часами разглядывать его тома  с рисунками Бидструпа, что совершенно не вмешивалась - пусть ребенок  смотрит для себя. И она что-то там разглядывала и запоминала - вот про радугу я даже недогадывалась, что она связала картинку и настоящую радугу, которую видела за полгода до этого. Вот полюбуйтесь на этот Страшный суд Мемлинга - вы бы опознали в этом хула-хупе радугу?:)
[триптих]


 В общем, эта лупановская книга заставила меня в свое время задуматься. Вся эта напряженная работа с тысячами карточек ( а их еще сделать нужно!) и ежедневными занятиями историей, географией, языком, искусством и прочим у ребенка 0-3 лет, мне кажется, под силу только не боящейся нудности и страшно прилежной матери.  В десять лет ребенок выучит это быстрее, а в тридцать даже возможно получит удовольствие, узнав и запомнив всех Капетингов (Стюартов, Рюриковичей). Если вы захотите сами прочесть,в России легче найти эту книгу, понятное дело. У нее есть новое мифовское издание. На английский ее не переводили, насколько я знаю. Так что для тех, кто по эту сторону океана, в наших краях она есть только с рук на амазоне. Сама Лупан как раз утверждает, что она против бессмысленного натаскивания и заниматься нужно с учетом сил и внимания ребенка. Но я как-то ей не очень верю:)

( это был пункт №29)
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: alles__andre
2017-06-19 07:15 pm (UTC)
Что Вы скажете про книгу "Как говорить с детьми об искусстве?"?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-19 07:23 pm (UTC)
Я ее не знаю:) Мои связи с русскими книгами почти полностью прервались. Но мне кажется, любая книга с картинками и сведениями подойдет!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: asja_nikova
2017-06-19 07:35 pm (UTC)
Очень интересный пост.
Я против такого натаскивания как педагог.
Ну и как человек тоже))
Моя мама технарь, инженер, но у нас дома всегда были целые стеллажи книг по искусству, и мы с братом любили их рассматривать. Помню один такой толстый том в черной суперобложке. Я любила там портрет четы Арнольфини и статую обнаженного юноши с крышкой от кастрюли на голове, как мне казалось тогда)))
И открыток было много, очень любила и их рассматривать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-19 08:36 pm (UTC)
Гермес был? с выпуклой крышкой?:))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lgoldshm
2017-06-19 07:43 pm (UTC)
Могу рассказать про свой опыт. 17 лет назад прочитав именно эту книгу, купив большинство карточек в институте Г. Домана, который тут у нас недалеко находится, и сделав только карточки языковые, я занималась со своим сыном с 3х месяцев. Ребенок нам попался спокойный и покладистый. Я ему показывала карточки, а он улыбался и смеялся.
К году у нас было около полутора тысяч карточек со словами, и я демонстрировала подружкам, как он "читает". Можно было любые карточки разложить на полу, и попросить показать, где написано "яблоко", "груша", "рояль", и он безошибочно показывал. Он так же знал, цифры, картины, музыкальные инструменты, животных и практически все карточки, которые у нас были.

Что он знал на самом деле сказать трудно. Он до 3.5 не разговаривал. Когда же он заговорил, он таки умел читать.

Можно было бы гордиться, если бы второй ребенок не доказал обратное. Он орал день и ночь напролет. Когда я доставала карточки, он кричал еще громче. Я махнула рукой на все занятия, у меня все усилия уходили на то, чтобы он не орал и ел. Когда все устаканилось, и я все же стала заниматься, стало понятно, что он меня вообще не слушает. Он просто не обращал внимания на меня с карточками.

А теперь что мы имеем? Старшему 17, младшему 15. Они оба говорят, пишут и читают на 3-х языках ( старший - лучше на всех трех). Старший любит читать и историю, и абсолютно равнодушен к музыке и искусству. Младший все свободное время играет на пианино, любит классическую музыку, и хорошо в ней разбирается. Рисовать не научился никто:(

Думаю, что результат был точно такой же и без карточек.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-19 08:21 pm (UTC)
Вот! Я думаю точно так же!

( а вы английский карточки давали, да? там же так и учат - целиком слово как картинку узнавать)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: web_dreamer
2017-06-19 07:44 pm (UTC)
+100500 :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stoslonov
2017-06-19 07:47 pm (UTC)
Ну, есть один положительный момент в натаскивании ребенка - это ведь тоже занятие, общее занятие мамы и ребенка. Если обоим нравится или устраивает - прекрасно же.
Только, конечно, не стоит это возводить в абсолют. Просто еще одно занятие, которое может кого-то вдохновить, еще одно дело, чтобы позаниматься с ребенком.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-19 08:35 pm (UTC)
есть гораздо более полезные и приятные занятия:( Чем вызубрить названия ста самых длинных рек мира, можно пойти на живую речку и все на ней не торопясь рассматривать и пробовать.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: wesel
2017-06-19 07:56 pm (UTC)
Вау, у вас журнал с того времени, как вашей дочери 11 (: Это наверное очень здорово - блог за столько лет. Жалко только, что комментарии стали убирать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-19 08:23 pm (UTC)
В старых постах? Это не "убирать":( Это люди закрывают журналы или бросают их, а если журнал исчез - исчезают и все коменты от этого человека. И я даже не знаю, от кого были, кто исчез.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: synchrozeta
2017-06-19 08:12 pm (UTC)
Согласна с Вами!
История с Мемлингом потрясающая, - как хорошо, что Ваша дочка не на одной простой мультяшной продукции выросла! Считается, что детям надо давать примитивное, но это совершенно не так.
У меня был недавно пост об этом (если Вы не видели):
http://synchrozeta.livejournal.com/94471.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-19 08:29 pm (UTC)
Про картинки интересно. Та же Лупан рассказывает, что делала дочери книжки с буквами на белом фоне и та их "читала", но когда ей показали обычную детскую книжку с картинками она полностью отбросила мамину "по науке" и требовала только ту, что с картинками.

а многие классические детские книги никогда не были "детскими", их писатели просто как литературу писали. С другой стороны я недавно в рамках своего проекта детской англоязычной классики читала книгу про raggedy Ann, она на маленьких детей рассчитана, чуть больше кукол самих - а нынче ее не переиздают в оригинале - видите ли, для детей слишком сложный язык.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: redseagull
2017-06-19 08:19 pm (UTC)
действительно сродни дрессировке процесс
у нас просто множество альбомов стояло на полках и я их рассматривала в свое удовольствие, в более старшем возрасте став интересоваться и историей искусств, и вообще))) рисовать не умею совершенно)) а сыну как-то оно все не очень интересно, увы

были исследования по методу Монтессори, доказано, что в среднешкольном возрасте рано развиваемые дети сравниваются а то и отстают от обычных сверстников
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-19 08:30 pm (UTC)
Именно так, и причем на тот же курс знаний тратят намного меньше времени и усилий.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mamulya2010
2017-06-19 08:23 pm (UTC)
Да, я прочла эту книгу у Лупан дважды и меня царапала мысль: ну вот будет знать ребенок название картины и что? Разве не чувства и мысли которые возникают у смотрящего главное? мы с дочкой старались по каждой картине рассказать историю, так хоть развивается речь и воображение, как мне кажется.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-19 08:31 pm (UTC)
Я вижу только единственное - таки ребенком можно хвастаться на людях! Он крошечка и вдруг называет имя художника и название картины. Все поражены.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: no4emy
2017-06-19 08:26 pm (UTC)
Супер история про радугу)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-19 08:32 pm (UTC)
Да:) Я сегодня искала везде - и не смогла найти ни картинку ту, ни книжку саму с мемлингом. А ведь должны быть где-то! Я все сохранила.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: littlekuzia
2017-06-19 08:29 pm (UTC)
И я тоже люблю много картинок :-) И много книг иллюстрированных на всякие разные темы. Я так думаю, что благодаря этому мой сын демонстрирует хороший вкус и очень любит читать. Если ему интересна тема, он сам досконально её изучает, например в два года знал наизусть имена всех птиц из толстенного тома по естественной истории. Сейчас влюблён в муми-троллей и знает о них ВСЁ :-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-19 08:34 pm (UTC)
вот мне кажется, что нужно идти навстречу естественному интересу - и давать топливо для этого, а не заставлять зубрить списки ненужных сведений! У моей Барбары Шер было что-то вроде - знаете, чем отличаются гении от вас? Им в детстве давали тучу книг, микроскоп, а потом отставали и не трогали.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elvit
2017-06-19 09:01 pm (UTC)
Ох, сразу вспомнила, как у бабушки-дедушки был набор картин из Дрезденской галереи. Это был не альбом с корешком, а просто листы размера примерно А4 или больше, уложенные в книжку-коробочку. И таким удовольствием было их перебирать и рассматривать (без переплета это же еще удобнее).
... и когда не так уж давно получилось съездить в Дрезден, ходила там - как старых друзей встретила:
- Привет, а тебя я знаю! И с тобой знакома, здравствуй!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ttkistochka
2017-06-20 06:45 am (UTC)
Ой, у меня та же история была в Вене и Дрездене - здравствуй, мальчик, ты был моим лучшим другом детства, неужели ты правда существуешь! До слез прямо. Все детство смотрела на репродукции и пыталась представить, где они по-настоящему висят.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: alenaroo
2017-06-19 10:49 pm (UTC)
С появлением ребёнка я ваши посты старые про детей как будто заново читаю, хотя интересно было всегда! Купила своему 7-месячному младенцу диснеевский старый словарь - нашла на Амазоне поддержанный. Жаль, не переиздают они эти книги. Хотя я на 100% уверена, что если сейчас попробовать моей показывать - она все будет пытаться сгрызть. Я ей раньше читала, но уж пару месяцев читать ей невозможно - книгу отбирает и грызёт. :)

Интересно ещё, что сейчас новые модные тенденции в развитии детей есть, RIE parenting - по сути маятник качнулся в противоположную сторону и считается, что дети сами разовьются так, как им надо, минимальным вмешательством родителей.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: duuja
2017-06-19 11:03 pm (UTC)
Да уж... мне кажется, такое натаскивание не так уж безобидно.
У младенца другие задачи в этом возрасте - что-нибудь пощупать, пожевать, порвать, куда-то добежать, вскарабкаться или свалиться. Самому поразмыслить о громе, цвете борща или птичках за окном. А тут ему раньше времени впихивают какие-то ничего не значащие данные. И он, в силу возраста, их "ест". Только потому, что не может не осваивать всё, что вокруг него происходит, и тем более, если этого добиваются родители. Такая кража познания. Подмена его какими-то трюками.

Edited at 2017-06-19 11:04 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: caballo_marino
2017-06-19 11:24 pm (UTC)
Столько труда ради того, чтобы ребенок мог имитировать какие-то "взрослые" знания. Он же на самом деле не знает ничего, просто бессмысленно тараторит заученное, как попугай.
(Reply) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>