Практически с самого рождения детка наша обожала обезьян, ничего не зная о том, что родилась в год обезьяны. Но все картинки, мультфильмы, игрушки с обезьянами вызывали у нее бурный восторг. И вот, когда ей было два года и мы жили на даче, внезапно появилась наша собственная Обезьянка. Мы играли внизу на диване и вдруг я придумала, что у нее есть подружка, она обезьянка и живет в Африке, обе они летают на самолете друг к другу в гости (одни! самостоятельно!), из Африки сама обезьянка или они вдвоем привозят всегда кучу бананов. Игра ее очень увлекла. Немного спустя я отвлеклась и заговорилась с мамой, поднимаю голову, а деточка в другом конце комнаты стоит за маленькой тумбочкой от зеркала, которая служила ей столиком и что-то делает. Нагибается, водит ручками, протягивает ручки, шепчет что-то, делает разные лица, кивает. Я ее окликнула, спросила – что она такое делает. Она немного смутилась – не за игру, а за то, что играла в уверенности в своей невидимости – и сказала – бананы продаю. Включила в игру то, что видела на улице – на подступах к магазину бесконечные прилавочки или перевернутые ящики и люди продают все подряд, от носков до шоколадок. Бананы они с Обезьянкой продавали, чтобы купить билет в Африку и опять поехать туда.
Поначалу она расспрашивала меня про всякие детали жизни Обезьянки – мы, например, установили, что обезьянка младше ее ровно на год, и ей сейчас год. Дальше она сама придумывала подробности жизни Обезьянки или они возникали прямо в игре. Обезьянка жила в Африке с мамой и кучей младших сестер, была среди них самой умной и любопытной и одна из всех ездила постоянно в гости к своей Девочке. Постепенно ей нашлось и имя – стали ее звать Бананана. Маму ее, усталую многодетную мать, звали Кокосилла. Многочисленные сестры были безымянными, кроме самой младшей – она родилась уже во время наших игр, была постоянно бессловесным младенцем, зато милым и не таким глупым как остальные сестрицы, и звали ее Пимпочка.
Когда Обезьянка приезжала к нам, у них были сплошные приключения. Обезьянка ничего не знала о жизни в городе, все ей было в диковинку, она постоянно во что-то вляпывалась – и но и выходила ловко из всех ситуаций – с помощью Девочки, а также своего врожденного нахальства, самоуверенности и обаяния. Когда они ездили вдвоем в Африку – это было время миссионерства. Девочка непрерывно улучшала жизнь африканской лесной глубинки. Она была очень изобретательна и из подручных средств устраивала им водопровод, учила строить домики на деревьях, готовить еду, и даже открыла школу, чтобы молодые глупые обезьянки не выросли во взрослых глупых обезьян
Эти истории частично выросли из других наших сказок. Я рассказывала ей истории, в которых героями были разные зверушки, они попадали в беду или у них начинались проблемы, что-то случалось в жизни – и они были в растерянности и огорчении. Но тут приходила девочка с черными хвостиками (или косичками) и очень ловко им помогала. Она придумывала, как сделать что-то работающее из коры, палочек, листьев и ягод, всех спасала, всем помогала и дальше все жили долго и счастливо. Детка слушала эти истории затаив дыхание, а когда появлялась героическая девочка, не выдерживала и кричала, сияя глазами – это ведь была я??
Вот эта умелая и изобретательная девочка прямиком перешла в истории с Обезьянкой. Обезьянка по части придумывания тоже была не промах, так что вдвоем они могли справиться с любой задачей. Через несколько лет они открыли детективное агентство «Девочка и Обезьянка» и начался новый виток игр.
Играли мы большей частью устно. Когда я не была занята и мы могли залезть вместе на широкий матрас и принести разные вещи и игрушки, мы могли играть и вживую, устраивая маленький театрик. Но обычно мы играли, когда я была занята работой, или готовила еду, или по дороге куда-то. Я работала за кабинетной швейной машинкой рядом с ее кроваткой, она с младенчества не выносила, если я скрываюсь с глаз, поэтому я старалась быть рядом. Раскладывала машинку и шила, или в сложенном состоянии использовала ее как столик – рисовала за ним или резала буквы из оракала для рекламы. Ребеночек незаметно подползал, устраивался у меня у ног вместе со своими вещами и игрушками и начиналось! Особым голосом снизу раздавалось: Обезьянка! – Чиво? Откликалась я тоже особым мультфильным обезьянковым голосом – страшно любопытным и активным тоном – и пошло-поехало.
Я играла Обезьянку и Маму, а также других взрослых, которые попадали в историю. Детка изображала Девочку и еще нескольких героев своего возраста, а заодно и африканских родственников. Все наши истории в обычной жизни находили там отражение. Девочка рассказывала Обезьянке, чему огорчалась, что сделала неправильно, что было прекрасного и интересного, где она была, чему научилась. Рассказывала про расстройства и Обезьянка ее бурно утешала и поддерживала. Рассказывала про новости и Обезьянке хотелось знать все подробности. Они обсуждали, правильно или нет вот так поступать. И я видела, что она вентилирует с обезьянкой все, о чем задумывалась. Даже если что-то, как мне казалось, проходило мимо, или она возражала – потом это всплывало с Обезьянкой – и уже Девочка объясняла ей, как нужно правильно поступать. Обезьянка же была бестолкова и упряма. Она много возражала – как безответственный ребенок – и Девочке приходилось объяснять ей снова и снова, находить слова, рассказывать подробности - почему нужно следить за безопасностью, или делать что-то правильно по отношению к вещам и людям. Очень интересно было смотреть, как она выступала в роли Взрослого, какие аргументы находила – и как временами сердилась на бестолковость и безответственность.
Иногда мы играли ад либитум – куда вынесет история, иногда детка приходила и излагала кратко сюжет или ситуацию – Обезьянка делает вот то-то и то-то, а я то-то. Кроме всего прочего Обезьянка часто не понимала умных слов или дословно понимала идиомы. И временами они очень долго перебрасывались словами, Обезьянка все, что могла, понимала неправильно, много смеялась, потому что разные выражения казались ей потешными, отвечала невпопад, потому что подумала на другое. И Девочке приходилось ей многое объяснять, рассказывать, что означают разные слова или почему есть такое выражение. (я думаю, эти разговоры про слова и всякие пикировки с игрой слов сыграли свою роль в любви детки к писательству и к тому, что она очень много сочиняла потом на обоих языках)
Когда Обезьянка особенно упорствовала, не верила обьяснениям Девочки, или у Девочки не хватало знаний и слов, чтобы объяснить что-то, призывалась на помощь Мама. Не веришь мне – давай спросим у Мамы! – говорила девочка. И они обе шли к Маме. Мама объясняла все, что надо, вносила ясность, рассказывала о значении непонятных слов или объясняла, как что-то устроено или работает. Никуда не шли, конечно:) Просто звали в воздух – Мама! И я откликалась Маминым голосом. Мама была конечной инстанцией – ей Обезьянка верила немедленно.
Днем они больше играли, а на ночь глядя разговаривали о чем-нибудь душевном. Мне грустно, - говорила детка – я хочу поговорить с Обезьянкой. И они разговаривали и обсуждали разные ситуации, иногда Девочка жаловалась на Маму или наоборот, расстраивалась, что чем-то ее огорчила.
Время в этой параллельной действительности, где жила Обезьянка, текло вместе с нашим временем. То есть мы не начинали с того же момента, на котором закончили в прошлый раз. Там текла своя жизнь. В Африке происходили всякие события, с Обезьянкой что-то случалось. Все эти события вводились рассказами – как в пьесах. В пьесах ведь как? – Открывается занавес, акт второй и какой-нибудь герой начинает излагать: смотрю я на вас и не верю, что прошло два года. Вы за это время вышли замуж, уехали в Нск, а я стал знаменитым врачом (писателем, предпринимателем). Ну и так в режиме совместных воспоминаний излагает, что прошло за пропущенные нами два года. Так и в нашей жизни с Обезьянкой – в очередной игре детка рассказывала – ты ведь, Обезьянка, знаешь, что у вас произошло то-то и то-то, твоя мама сделала это-то, а сестры то-то, было вот так-то и вставали вот такие проблемы. В общем наша жизнь и жизнь, в которой была Обезьянка, текли параллельно и соединялись точками наших игр.
(десять лет наших игр - детка рисовала обложку для школьного телефонного справочника:)
Потом еще напишу продолжение про нашу мартышку:)