?

Log in

No account? Create an account
Иллюстраторские техники: китайская живопись gongbi двумя кистями - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Иллюстраторские техники: китайская живопись gongbi двумя кистями [May. 9th, 2017|04:24 pm]
Alika
[Tags|, , ]

Сегодня в рубрике "иллюстраторские техники" мы рассмотрим нетрадиционный подход для западного художника, но очень традиционную китайскую манеру.

Вы все, наверное, видели, очень реалистичные и живые в рисунке, но при этом очень декоративные картины китайских художников с четкими границами предметов и фигур  и удивительно нежными и деликатными переходами цвета.


(Wang Meifang and Zhao Guojing)

Вообще в китайских рисунках, даже в самых простых,меня всегда завораживали линии - как ловко художники умели рисовать тонкой кистью и тушью и завитки волос, и пальцы, и складки на одежде и лепестки цветов, и гнутые ветки. Очень живые линии, очень естественные и выразительные детали. Добавление цвета сохраняло всю графичность первоначального рисунка.

В традиционной китайской живописи есть два похода. Один спонтанный, когда точными, но свободными мазками на очень впитывающей бумаге рисуются такие "акварельные" размытые картины. Этот стиль называется xieyi. Рисование этим способом похоже на выписывание иероглифов - каждый мазок уникален в нажиме, тоне, изменении тона. Нельзя делать плавные заливки, каждый мазок окончателен, нет четких ограничивающих контуров.

И второй способ, когда рисунок очень точен и графичен, а цвет тонко и плавно набран внутри контуров.

(Zou Chuan An)

Вот эта вторая манера называется gongbi . И рисуется удивительно. Художник держит в одной руке сразу две кисти - одну с краской, другую с чистой водой. Подкрашивает уголок лепестка, молниеносно с легким стуком меняет кисть в пальцах и размывает нижнюю границу цвета в плавный переход. И так много-много слоев один поверх другого. И из-за хвата обеих кистей одновременно и из-за мастерского движения пальцев, которым в рабочее положение перекидывается нужная кисть, можно сильно сократить время, которое тратится на все эти тысячи слоев в картине.

Сначала в этих картинах по готовому эскизу рисуется тонкий контур тушью и кистью - все детали, все листочки, все вариации лепестков.  Контур не должен размываться, поэтому он делается тушью. А затем накладывается множество слоев цветных китайской акварелью, постепенно утемняется там, где внутри лепестков, под ними, под вырезанным краем листьев. От светлого контура одной кистью накладывается небольшая полоска краски, второй, с чистой водой размывается нижний край этого цвета. И постепенно набирается нужный оттенок или тон.

Работа всегда идет одинаково - "сверху" цвет начинается  с четкой ровной границы, "снизу" размывается, плавно сходя на нет.

Для такой работы нужно много терпения - накладывать множество прозрачных слоев маленькими кусочками. Вот на фото с видео Prof. Rao видно, как держать обе кисти одновременно. Кисть с темным ворсом накладывает цвет, мгновенное движение пальцев и  кисти меняются местами, теперь кисть с белым ворсом размывает все чистой водой.  В акварель или воду кисти тоже макаются по очереди, вторая всегда остается зажата между мальцами.

gongbi2.jpg
 Но в нашей традиции мы бы накладывали цвет, мыли эту же кисть, подбирали чистую воду и размывали границу. С двумя кистями работа идет гораздо быстрее, а умение держать их обе в руке еще больше ускоряет процесс!

Под катом три видео, где близко можно рассмотреть, как художник работает в технике gangbi. Текст идет на китайском, но все понятно и без слов. Это три  последовательных фрагмента одного процесса, каждое видео примерно семь минут. Художник рисует нежнейший пион -один из любимейших моих цветов и в жизни и в живописи.





LinkReply

Comments:
[User Picture]From: paparazzigirl
2017-05-10 01:25 am (UTC)
Засмотрелась на третье видео, очень успокаивает. Я ни разу не художник, но очень захотелось так попробовать! Спасибо за интересный пост! Про технику видео всегда очень интересно смотреть.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-05-10 09:43 pm (UTC)
На них очень приятно смотреть - все так неторопливо, слой за слоем - и правда, настраивает на такой неторопливый задумчивый лад.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2017-05-10 05:27 am (UTC)
Ещё как вариант - вместо двух одну водяную кисточку (такая помесь кисточки с пипеткой, с водой в ручке) взять и размывать ею сразу же.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-05-10 09:44 pm (UTC)
Можно, наверное, и водяную. Хотя у нее ручка мягче, может быт не будет получаться так четко менять местами. Ну и ее все равно нужно в стороне где-то "промывать", вытирать о бумагу-тряпочку.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: artwizadelina
2017-05-11 02:41 am (UTC)
Я тут по комментариям бегаю, уж извините, просто тема такая интересная, не могу молчать))
Я про ватербраш хочу сказать, что он хорош, конечно, в полевых условиях, но все-таки с натуральной кистью, тем более для китайской живописи его даже сравнивать не стоит. Щетина из синтетики слишком упругая, кончик не такой утонченный, да и постоянное вытирание и нажимание подбешивает. К тому же у меня баллон довольно тугой, требуется некоторое усилие и время около пары секунд, чтобы капли воды просочились на саму кисть в количестве, достаточном для размытия. Для окрашивания естественного поступления воды достаточно, но для размывки маловато.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-05-11 05:07 am (UTC)
О. Спасибо!

И ведь действительно - там кисть с водой ниже в руке держится, очень неудобно сжимать ручку будет - и тем более следить - у этой кисти не сжимаем, а у этой жмем.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cat_arch_angel
2017-05-10 06:54 am (UTC)
как здорово, спасибо! обязательно надо так попробовать. Сто слоев с постепенным наращиванием интенсивности - это я люблю) только бумагу нужно подобрать подходящую, далеко не любая позволит такое. А использование нескольких кистей я видела и у других акварелистов, как и использование отдельного стакана с чистой водой именно для увлажнения бумаги и размывок.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-05-10 09:46 pm (UTC)
Они свою традиционную сами грунтуют. Квасцами, кажется. Но это потому что обычно у них бумага непроклеенная, впитывающая, как промокашка. С нашими проклеенными можно, наверное, подобрать достаточно хорошую, чтобы она эти слои выдержала спокойно
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sciuro
2017-05-11 08:02 pm (UTC)
Наверное, от пигмента тоже зависит. Те, что staining, не размоются так легко, я думаю...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nasse
2017-05-10 10:48 am (UTC)
Офигенно интересно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: artwizadelina
2017-05-10 11:35 am (UTC)
Супер! Спасибо, прям вовремя так, я как раз увлеклась оконтуренной акварелью. Нагуглила, по-русски называют "гунби" (gongbi), буду пробовать двумя кистями рисовать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-05-10 09:48 pm (UTC)
Мне как раз интересным показалось, что они не в конце обводят контуром (как я бы сделала), а сначала этот контур рисуют начисто, а потом внутри него расписывают. Я думаю, от слоев, сам контур становится цветным тоже.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: artwizadelina
2017-05-11 02:34 am (UTC)
Да, да, вначале контур, это я неправильно выразилась)). Я вчера попробовала менять кисти одной рукой, немного коряво и медленно, но получается, так что есть смысл отработать эту технику, выполнение рисунка становится более изящным, что ли. Причем самопроизвольно изменилась манера держать кисть - не под углом, а строго вертикально, придерживая тремя пальцами, совершенно по-азиатски)).

Edited at 2017-05-11 02:44 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-05-11 05:06 am (UTC)
нет-нет, вы все понятно сказали - это я уже поддерживаю тему разговора:)

А технику, да, очень хочется освоить:) Я сегодня тоже пробовала. Только мне странно опирать кисть на безымянный палец - все не могу приноровиться.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: himba
2017-05-10 12:13 pm (UTC)
Гугл знает этот стиль, как gongbi, потому что по запросу gangbi выдается совсем не живопись, а вовсе даже неприличные видео :-(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-05-10 09:30 pm (UTC)
Ба! спасибо! Непонятно, что это на меня нашло, что я набрала "а", когда у меня открыто десять страниц с "о" и в поиске я пишу "о", как и нужно!
Исправила.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bumknulo
2017-05-10 04:05 pm (UTC)
Спасибо! Такая интересная медитативная техника! Сразу хочется попробовать на какой-нибудь раскраске.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-05-10 09:49 pm (UTC)
О, на раскрасках, наверное, быстрее всего попробовать:) Но не знаю, позволит ли там бумага множество слоев.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bumknulo
2017-05-12 05:46 am (UTC)
Я попробовала, моя раскраска выдержала слоев 7. Если хочется больше - тогда нужна другая бумага, эта бы пошла волнами. И так выбирала самую плотную, с крупным рисунком, без деталей, чтобы не промахиваться по контурам. Подошел детский мультяшный рисунок - пальма из "Ну, погоди!" :))
Двумя кисточками действительно удобнее рисовать, чем одной, но оказалось надо приноровиться вначале их правильно держать, пришлось, отложив рисунок, несколько раз их поправлять, когда съезжали.
Понравилась спокойная, неторопливая техника, мне кажется, очень подходит для "природных" тем и настроения. Теперь хочу так раскрасить какую-нибудь птицу.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sciuro
2017-05-10 07:45 pm (UTC)
Кажется, перекидывание кисточек в кадр не попало ни разу :(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-05-10 09:34 pm (UTC)
Ага, не попало. У меня так давно лежал этот пост в заготовках, что уже исчезли те видео, где китайские девушки это демонстрировали - там они как раз так ловко со стуком легким меняли.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: artwizadelina
2017-05-11 02:30 am (UTC)
Извините, что вклиниваюсь, вот видео с техникой перемены кистей https://youtu.be/Fgw-PE5Vmzk
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sciuro
2017-05-11 07:58 pm (UTC)
О, спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: milamuza
2017-05-10 08:54 pm (UTC)
Спасибо, очень красиво, завораживает. Тоже захотелось попробовать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-05-10 09:49 pm (UTC)
Вот кто-нибудь попробует и нам расскажет:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yuliya_lulu
2017-10-06 07:37 am (UTC)
Слушайте, а ведь это очень удобно, особенно, когда рисуешь цветы и надо тень на лепестке и сам лепесток! Круто. Спасибо за урок.
(Reply) (Thread)