Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Первое слово дороже второго:)

Я на май себе взяла в работу один настрой, один способ жить - чтобы его тренировать. Если помните, я проверяла разные способы жить (не физически - а настрой жизненный, отношение к жизни) в экспериментах со своими дихотомиями. Это очень хорошо работало, и я потом внесла этот подход в жизнь в качестве "убеждения месяца" - что-то тренировать в текущий месяц.

В мае у меня такой подход - "делать первое, пришедшее на ум". У этого есть длинная предыстория, довольно давнишняя, которая обеспечила базу внутреннюю - так что я от одного слова сразу разворачиваю все понятие.

История такая.

Много лет назад я нашла сайт Illustration Friday, там по пятницам задается тема в виде какого-то слова, и всю неделю люди рисуют на нее иллюстрации, оставляя ссылки на сайте пятничном. Хозяйка его давно уже стала знаменитой, везде давала интервью, попала в книги, проект оказался чрезвычайно успешным и даже породил волну подражателей.

Мне тогда эта идея очень понравилась, и к тому же у меня появился Painter и я увлеклась компьютерным живописным рисованием. Технологии же - мое самое любимое - поэтому я читала мануал, прилагающийся к программе, экспериментировала с кистями и настройками в упоении, смотрела покадрово чужие записи, чтобы рассмотреть, что за кисти и в какой модификации они используют, рисовала множество картинок просто как проб возможностей и инструментов.

И на Illustration Friday я тоже начала рисовать в Пейнтере. Прорисовала две недели, на иллюстрации эти приходили смотреть и англоязычные зрители, хвалили - но там хвалят все, на все найдутся любители. Я больше ценила то, что не поленились, зашли в русский блог и оставили похвалу.

И тут одна знакомая художница (с достаточным среди меня тогда весом) посмотрела и вдруг сказала - это все никуда не годится. Ты берешь первую же идею, это неправильно. Нужно обязательно затрахаться долго думать, нужно отбросить двадцать первых мыслей, нужно найти глубокую идею, какой-то сложный подход - только тогда это будет считаться. А у тебя никакой идеи, никакой глубокой мысли.

И я с размаху остановилась. Попробовала представить, что за глубокая мысль - поняла, что не могу понять критериев, что надо действительно долго сидеть. И в общем задача стала выглядеть как "пойди туда, не знаю куда" - то есть вот так, как я делаю - нельзя, а как "надо" - нет никакого представления. Картинки, подобные первым двум, мне стало стыдно рисовать - и все угасло само собой.

Потом прошло довольно много лет, и я как-то стала рассматривать с самого начала, с первых появлений в интернете художницу, которая мне очень нравилась. и работы ее нравились - и больше того, нравилось мне то, что я больше всего ценю в людях искусства - тотальная художественность жизни, очень художественный стиль самого житья. И вдруг увидела, что ее первые картинки были как раз иллюстрациями к Illustration Friday, примерно в то же время, что и я начинала. Они были совсем-совсем простые - ну вот первое дословное представление о слове. И такие девочковые - котики, столики, занавесочки - маленькие рисунки акварелью, яркие и простые. Если "еда" - сидит котик за столом и есть из мисочки ложкой. Если "сон" - то лежит котик на кроватке, укрывшись пестрым одеялком.

И я вдруг увидела альтернативную историю как бы параллельной "себя"-другой. Вот она рисовала котиков - вот у нее собралась база восхищенных поклонников, вот ей дали заказы, вот заказы стали сложнее, вот она с каждым заказом свое начинает рисовать сложнее, вот ей заказывают иллюстрации для товаров уже большие красивые сети типа Anthropologie, вот она продает свои работы влет. И все потому что в начале никто не пришел к ней и не сказал - фууу, как просто, тебе нужно сложнее придумывать, это никуда не годится!

И я в очередной раз обсуждения всякого творческого во время длинных прогулок вываливаю эту историю детке. Она выслушивает и вдруг говорит неожиданное. - Ты бы сама дружила с такой женщиной, как ты в этот момент? Вот которая рассказывает, как ей когда-то не дали рисовать, как у нее отняли возможность, какие-то посторонние нехорошие люди? - Я прямо остановилась на полном ходу! Подумала и говорю - нет, не дружила бы. Я бы дружила с такой, которая рисует, наплевав на остальных - или если принимает решение что-то не делать - не делает это спокойно, потому что выбрала.

Вот и я не хотела бы себе такую женщину в мамы, - говорит ребенок.- Кому это интересно? Кому интересно, почему ты что-то не делаешь? Интересно только то, что ты делаешь! - Вот ты за это время нарисовала кучу другого, раскрасила много разного, нарисовала книгу и изрисовала рисунками к ней несколько альбомов, заполнила альбомчики разными набросками, лицами и шаржами. Вот это интересно. А твои остановки - разберись с ними и перестань считать себя жертвой.

Я думаю - боже, как она права! Это же я ее все время учу - когда ты взрослый, нечего валить на родителей, запреты, старших, недодавание - вот твоя жизнь в твоих руках - ну так и делай ее, как считаешь нужным! И я вместо тоски по "непрожитой жизни" пошла обдумывать ту ситуацию. Как оказалось - именно обдумать, умом, мозгами, я ее не пыталась. В результате обдумывания поняла очень многое в объеме.

Вывела я из нее несколько выводов.

1. Ты сам лучше всех знаешь себя, поэтому лучше всех знаешь, что именно тебе нужно сейчас. Нужно себе верить.

2. Практически любой посторонний человек не обдумывает тебя со всех сторон, не знает все про тебя, не прикладывает мозгов именно к тебе, что лучше именно для тебя. ( А если вдруг думает именно о тебе и прикладывает мозги именно к тебе - скорее всего получил за это деньги). Он думает, как и всегда - о себе, своих заботах, своих вкусах, своих проблемах - и говорит о них!

3. Не нужно заводить никаких кумиров. Все, что говорят известные люди - это то, что было "выгодно" им в какой-то момент, в связи с их обстоятельствами. Это не является никаким законом природы. И если другие люди размахивают какими-то цитатами из великих - это всегда только потому, что сейчас эти слова совпали с их убеждениями, с тем, что им "выгодно" в данный момент. Если твою собственную мысль чужие афоризмы усиляют - бери и используй как лишний мотор. Если идут вразрез - спокойно откидывай, ничто из этого не неотменимый закон природы.

4. Делать, пусть даже просто, всегда лучше, чем не делать, потому что хочется только идеала.


А в связи с ситуацией той это было так. У меня не было никакой задачи рисовать что-то сложное, придумывать ходы и накрученные идеи! У меня была задача рисовать каждую неделю с большой компанией что-то - и рисовать в пейнтере - тренировать техники в нем - тема была подспорьем. То есть то, что я делала - на сто процентов было то, что я и хотела делать.

Сложность ходов была, на самом деле, проблемой моей собеседницы. Может быть, у нее заказчики работы не брали, аргументируя простотой и примитивностью хода, может, близкие требовали более философского и глубокого подхода, может, она сама понимала, что срезает углы, упрощает и не работает в полную силу - я не знаю, что в ее реальности ее заставляло задуматься - но скорее всего, она чувствовала, что большей сложности мысли и более интересных ходов и зрительных метафор требуется от нее. И переносила внезапно на меня свои заботы.

А у меня не было никаких заказчиков, никаких преподавателей, перед которыми отчитываться - у меня стояли совершенно другие задачи, но я отреагировала автоматически вместо того, чтобы вдуматься прямо в ситуацию и сказать себе прямими словами, что существует. Рисовать каждую неделю и пробовать возможности цифровой живописи мне было интересно и на это дело я бы время выкроила. А вот придумывать по сто версий, перебирать в поисках лучшей и идеальной, рисовать сто эскизов - на это времени у меня явно не было, а сама задача не была увлекательной шоколадкой, а была лишней ненужной обузой, которая зачеркнула возможность всей затеи.

Детка права в одном - не нужно думать о других и приписывать им излишнюю важность в своих решениях. Нужно заниматься своими делами в том виде, как вам удобно и приятно. Но для этого нужно уметь посмотреть прямо на любую ситуацию, без метаний эмоциональных, без наведенного трепета, что "кто-то важный" сказал. Посмотреть честно с точки зрения - что хочется вам, на что у вас есть силы и время, что вас устраивает как процесс и как результат - и не обращая внимания на посторонних, начинать, делать или продолжать то, что вы выбрали для себя.

Даже эта история с пониманием после разговора с деткой тоже была уже давно. Я ее сейчас вспомнила как понятийную поддержку одной мысли. Я сидела и обдумывала в утренних страницах, как я делаю выбор, и поняла, что я трачу на него слишком много сил и времени, хотя этого не замечаю. Элементарно, когда я думаю об ужине, я (если пристально понаблюдать за собой) много мечусь внутри своей головы, выбирая гарнир - что полезнее, что вреднее, что вкуснее сейчас, что больше подходит к этим вот котлеткам, что я готовила совсем недавно и повторять как-то некомильфо, что мне сейчас будет сложнее, к чему есть идеальная посуда - в результате я ужасно устала уже на периоде обдумывания и ушла из кухни, плюнув на готовку и с мыслью, что я вам тут не кухонная рабыня. Я этого всего не заметила, но вот обдумывая спокойно, за написанием утренних страниц, мысленно смогла наблюдать. И в то же время я поняла, что моя первая мысль была - сварить гречки - и я ее отмела, пустившись в длинные раздумья.

Между тем, если бы я не раздумывая, пока пила чай, плеснула этого же кипятка в кастрюлю и сыпанула туда гречки не глядя, у меня через пятнадцать минут был бы гарнир - голова не болела бы вообще, ни во время питья своего чая, ни потом, ни внезапно перед ужином. Я бы не тратила вхолостую ни кучи времени, ни сил душевных, не вставала бы в позу жалостливую кухонной рабыни. Вообще ничего бы не было, кроме гречки через пятнадцать минут - и вполне довольной семьи в момент, когда они проголодаются и зайдут на кухню.

И я так посидела и понаблюдала за собой - выбор книги для чтения прямо сейчас - та же борьба нанайских мальчиков в голове, кончается тем, что время на чтение прошло, а я так ничего и не почитала. И вообще полно всего. Помните, я рассказывала интересную вещь из книги "проект счастье" - про максимальников и достаточников? Вот я там постоянный ненужный максимальник!

И я подумала внезапно - а я же никогда не пробовала жить так, чтобы выбирать первую же мысль - и айда действовать! Вот даже та давняя история с картинками очень ловко схватила меня в эту ловушку - надо сложно умотаться. Но я ведь не знаю, что будет, если все время делать первую мысль? Вон у художницы из моего примера все привело к прекрасной карьере и хорошей жизни, передо мною как бы картинка длинною в десять лет развернута наглядно. То есть умозрительно мне кажется, что ужас-ужас делать первую же идею, стыдно и безответственно. А вдруг это сделает жизнь намного динамичнее, интереснее и плодотворнее? Потому что делать уж явно получиться больше!

Ну и поскольку я умозрительности не люблю, я люблю точное знание - это и станет моим экспериментом на месяц. Действовать по первой мысли - не загонять ее ненужными обдумываниями и взвешиваниями разного. Я и пост этот написала поэтому принципу:) Встала от завтрака, пошла работать над книгой и поняла по дороге, что в голове у меня пишется этот текст. Не стала передумывать, взвешивать, другие выборы предлагать - пошла и написала. Как минимум сэкономила время в голове на переговоры с самой собой:)
Tags: creativity, divan_psychology, self_experiment
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 104 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →