Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

История противозачаточной таблетки. Часть вторая.

Продолжаю пересказывать статью из "Тайма", посвященную полувековому юбилею противозачаточной таблетки. Начало тут.

Хотя Таблетку и обвиняют в этом, разделение секса и деторождения в семье началось задолго до ее изобретения. Женщины учились контролировать этот процесс, хотя и не вполне надежно. Полностью надежно или нет, но если в начале девятнадцатого века женщина в среднем рожала семь раз, к началу двадцатого это число снизилось до 3,5. Однако абсолютно все церкви - и католическая, и протестантские, и православные дружно выступали против контрацепции. Секс, даже внутри брака, считася греховным, если не был нацелен на деторождение. Страх забеременеть был мощным сдерживающим средством от промискуитета - и церкви с готовностью делали все, чтобы сохранять этот страх. Сведения о контрацепции приравнивалась к порнографии. В 1873 Конгресс США принял закон, где информация о контрацепции запрещалась, как непристойная. Но поскольку женщинам хотелось найти способы ограничить количество детей, они учились читать рекламу между строк. До двадцатого века объявления расписывали лекарства от "женских болезней" или нерегулярных месячных с предостережением крупным шрифтом - "Не употреблять во время беременности, так как они вызовут невынашивание". Понятно, что предостережение и было на самом деле объявлением.

Начало изменений всему положила женщина, родившаяся в 1879 г. Мать ее была католичкой, отец вырезал из мрамора ангелов и святых. Когда ее мать умерла в 50 лет после восемнадцати беременностей, дочь над гробом обвинила отца в ее смерти: "Это твоя вина! Мать умерла, потому что рожала слишком много детей!" Девушку эту звали Маргарет Сангер ( Margaret Sanger), она пошла учиться на медсестру и уже в 1912 г мечтала о "волшебной таблетке", которая может предотвратить беременность. Именно она придумал термин birth control - контроль над рождаемостью - в 1914 г, когда ее арестовали за распространение по почте журнала "Мятежница"(Woman Rebel), который она сама выпускала, где обсуждались разные способы предохранения от беременности. Когда ее выпусти под залог, Маргарет сбежала в Европу, провела там два года, вернулась и открыла клинику по планированию семьи для женщин Ее опять арестовали. Но Маргарет было не остановить.

В 1917 г. на лекции в Бостоне она познакомилась с Кэтрин Декстер МакКормик. Кэтрин родилась в богатой семье, она была второй женщиной, закончившей Массачусетский Технологический Институт, получив степень по биологии. В ее жизни была своя трагедия. Выйдя замуж за наследника громкой фамилии и значительного состояния, она обнаружила, что ее муж ее болен шизофренией. Кэтрин, как и Маргарет, была убежденной феминисткой и посвятила все свое время и деньги поискам средства излечения для мужа - но одновременно хотела помочь женщинам, которые не хотели иметь детей, избегать беременности без помощи (или даже знания об этом) их мужей.

Изобретательность и энергия Маргарет Сангер двигала вперед движение за контроль беременности, а Кэтрин МакКормик поддерживала это движение финансово. Движение набрало силу в Великую депрессию, когда ограничения размера семьи стало просто вопросом выживания. Число birth control клиник в Америке выросло с 55 в 1930 г. до 800 в 1942. В этом году Сангер сменила название своей организации с Birth Control League на Planned Parenthood Federation of America.

Тем временем в лабораториях шли исследования. Идея гормональной таблетки уже давно будоражила умы ученых, но для ее появления нужно было, чтобы сошлись в одном мотивация, деньги, медицина и гений. Гений нашелся в лице смелого ученого Грегори Пинкуса, с которым Сангер познакомилась на обеде в 1951г. Она убедила Кэтрин поддержать финансами его исследования. Пинкус в возрасте 31 года в Гарварде в тридцатые годы сумел создать в лабораторных условиях эмбрион кролика - это было предтечей нынешных оплодотворений в пробирке. Поначалу это было воспринято как небывалый научный прорыв. Но в 1937-м вышла статья про него, где автор запугивал читателей, что Пинкус хочет создать мир Амазонок, в котором в мужчинах больше не будет нужды. Пинкуса в результате выгнали из Гарварда и он открыл собственную лабораторию.

Пинкус работал с животными и обнаружил, что иньекции прогестерона локируют у них овуляцию - созревание яйцеклетки, которая может быть оплодотворена. Прогестерон синтезировали из ямса химики из Мексики. Но животные это хорошо, но недостаточно - нужны были испытания на людях. Поэтому Пинкус стал искать кого-то у кого была бы своя клиника и врачебная практика. В течение десятилетий он следил за работой одного из самых знаменитых в стране специалистов по бесплодию - врача с гарвардским образованием по имени Джон Рок. Они познакомились на конференции в 1952 г. Рок был ревностным католиком, у него было пятеро детей и девятнадцать внуков и целью своей жизни он поставил помогать бесплодным женщинам забеременеть. Пинкус стал работать с Роком в его клинике. У Рока уже были идеи использовать гормоны, как средство помочь женскому организму.

Идея состояла в том, чтобы в течение четырех месяцев гормонально подавлять овуляцию у женщины, потом отменять лекарство - и организм должен был взбодриться и забеременеть при восстановлении. Тут как раз пригодился Пинкус со своим прогестероном. Женщины в каком-то количестве действительно беременели. Из опытов этих возникла идея того, что прогестерон можно использовать и вообще как средство предохранения. Но если испытания на женщинах таблеток для беременности в США были законны, то испытания средств контрацепции - совершенно напротив. Поэтому Рок и Пинкус отправились в Пуэрто-Рико, где многие женщины с отчаянием искали способов ограничить свои беременности. В результате таблетки были признаны эффективными в подавлении овуляции и предупреждения беременности.

Но в начале они были одобрены только, как средство излечения женских дисфункций. В тридцати штатах все еще были законы против продвижения средств контрацепции, поэтому в первые годы для контрацепции они использовались под прикрытием. И наконец в 1959 г фармацевтическая фирма обратилась в FDA за одобрением гормональной таблетки в ее прямом назначении - для предупреждения беременности. И в 1960 г. такое официальное одобрение было получено и таблетка выгла на рынок под названием Enovid.

Владелец фирмы боялся религиозного неодобрения - ну как католики призовут не покупать и их остальные лекарства? Но таблетка проскользнула в щель католических правил. В пятидесятые церковь разрешила использовать в качестве метода предохранения высчитывание "опасных" дней. Фармацевты аргументировали тем, что Таблетка никак не препятствует соединению яйцеклетки и сперматозоида, она просто продлевает количество "безопасных" дней совершенно естественными методами.

Антикоммунисты поддерживали Таблетку, потому что она могла уменьшить перенаселение, голод и политическую нестабильность в молодых странах - эти факторы делали их уязвимыми для коммунистической пропаганды. Другие надеялись уменьшить высокое число абортов в странах восточной Европы. И Таблетка начала свое энергичное шествие. Она была впервые в жизни женщин удобна в применении и могла использоваться практически незаметно. Число женщин, принимающих Таблетку, утроилось за год между 1961 и 62, а затем снова выросло в три раза к 1965 г.

Появление Таблетки совпало со временем сексуальной революции и настроя на раскрепощенность и свободу. Газетные заголовки вопрошали, приведет ли ее использование к секусуальной анархии. Возникали сенсационные репортажи, что таблетки обнаружены в старшей школе, или что раскрыта сеть проституток, которые были вполне добропорядочными женами и занимались этим с одобрения мужей.

На самом деле внебрачные отношения не возникли с изобретением таблетки. Кинзи репорт, опубликованный в 1953, задолго до появления Таблетки, сообщал, что половина жинщин, вступающих в брак, имела сексуальные отношения до свадьбы и одна из каждых четырех до сорока лет хотя бы раз изменяла мужу. Что касается Таблетки, влияние ее на внебрачную сексуальность трудно определить - подавляющее большинство их выписывалось только замужним женщинам. Даже в клиниках Planned Parenthood требовалось, чтобы пациентка была замужем. Меньше половины университетских клиник предлагали ее. Хотя в одном элитном колледже рецепты могли выписать девушкам, принесшим от священника справку с датой назначенной свадьбы.


Продолжение следует.
Tags: anthropology, females, hochu_vse_znat
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments