Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Морская поэма Марины

Уже хотела завершить сегодня про МЦ, но пошла читать про нее и море (там странное - она море, и пляж, и купание, и воду и нахожденние у воды терпеть не могла, но у нас есть образ "Марина=морская"). И нашла стихотворение, поэму даже, про море. И вот у меня мысль есть - все девы, МЦ страстно защищающие, мне кажется, любят (и знают) раннюю ее - романтическую, певучую, мнеделоизменамнеимямарина - и вовсе не имеют в виду ее позднюю, с длинными поэмами рубленными, тяжелым продиранием сквозь строки. Не уверена даже, что знают это. Там уже идет такое поэтически профессиональное, не девически выпевальное - со сложностью формы - "вот как еще могу", с тесанием камня.

И нашла поэму, чтобы вам показать - романтичные девы вряд ли ее видят перед внутренним взором, представляя свою любовь к Цветаевой. Вы (если уже профессионально ее не любите как филолог) попробуйте ее прочесть не запинаясь. А при этом понять, о чем там:)

Я вспомнила, что уже подробно писала про это в посте "Про понимание стихов". Там как раз описано, что все эти обрывистые непонятности написаны себе в мозг - где есть полная картина - кто и что, когда и какие вещи лежали - и поэт сам с собою говорит обрывками про то, что он сам знает. Но мы не знаем:) Прочитайте тот пост сначала - ну или потом, он как бы диптих к этому.

Так что поэму, под катом приведенную, я бы, наверное, с четвертого прочтения частично расшифровала, но только оооочень частично.
Enjoy!

С МОРЯ

С Северо-Южным,
Знаю: неможным!
Можным — коль нужным!
В чём-то дорожном,

— Воздухокрутом,
Мчащим щепу! —
Сон три минуты
Длится. Спешу.

С кем — и не гляну! —
Спишь. Три минуты.
Чем с Океана —
Долго — в Москву-то!

Молниеносный
Путь — запасной:
Из своего сна
Прыгнула в твой.

Снюсь тебе. Четко?
Гладко? Почище,
Чем за решёткой
Штемпельной? Писчей —

Стою? Почтовой —
Стою? Красно?
Честное слово
Я, не письмо!

Вольной цезуры
Нрав. Прыгом с барки!
Что без цензуры —
Даже без марки!

Всех объегоря,
— Скоропись сна! —
Вот тебе с моря —
Вместо письма!

Вместо депеши.
Вес? Да помилуй!
Столько не вешу
Вся — даже с лирой

Всей, с сердцем Ченчи
Всех, с целым там.
Сон, это меньше
Десяти грамм.

Каждому по три —
Шесть (сон взаимный).
Видь, пока смотришь:
Не анонимный

Нос, твердозначен
Лоб, буква букв —
Ять, ять без сдачи
В подписи губ.

Я — без описки,
Я — без помарки.
Роз бы альпийских
Горсть, да хибарка

На море, да но
Волны добры.
Вот с Океана,
Горстка игры.

Мало-помалу бери, как собран.
Море играло. Играть — быть добрым.
Море играло, а я брала,
Море теряло, а я клала

За ворот, за щеку, — терпко, морско!
Рот лучше ящика, если горсти
Заняты. Валу, звучи, хвала!
Муза теряла, волна брала.

Крабьи кораллы, читай: скорлупы.
Море играло, играть — быть глупым.
Думать — седая прядь! —
Умным. Давай играть!

В ракушки. Темп un petit navir’a.
Эта вот — сердцем, а эта — лирой,

Эта, обзор трёх куч,
Детства скрипичный ключ.

Подобрала у рыбацкой лодки.
Это — голодной тоски обглодки:

Камень — тебя щажу, —
Лучше волны гложу,

Осатанев на пустынном спуске.
Это? — какой-то любви окуски:

Восстановить не тщусь:
Так неглубок надкус.

Так и лежит не внесённый в списки.
Это — уже не любви — огрызки:

Совести. Чем слезу
Лить-то — её грызу,

Не угрызомую ни на столько.
Это — да нашей игры осколки

Завтрашние. Не видь.
Жаль ведь. Давай делить.

Не что понравится, а что выну.
(К нам на кровать твоего бы сына
Третьим — нельзя ль в игру?)
Первая — я беру.

Только песок, между пальцев, ливкий.
Стой-ка: какой-то строфы отрывки:
«Славы подземный храм».
Ладно. Допишешь сам.

Только песок, между пальцев, плёский.
Стой-ка: гремучей змеи обноски:
Ревности! Обновясь
Гордостью назвалась.

И поползла себе с полным правом.
Не напостовцы — стоять над крабом
Выеденным. Не краб:
Славы кирпичный крап.

Скромная прихоть:
Камушек. Пемза.
Полый как критик.
Серый как цензор

Над откровеньем.
— Спят цензора! —
Нашей поэме
Цензор — заря.

(Зори — те зорче:
С током Кастальским
В дружбе. На порчу
Перьев — сквозь пальцы…

«Вирши, голубчик?
Ну и черно!»
И не взглянувши:
Разрешено!)

Мельня ты мельня, морское коло!
Мамонта, бабочку, — всё смололо
Море. О нём — щепоть
Праха — не нам молоть!

Вот только выговорюсь — и тихо.
Море! прекрасная мельничиха,
Место, где на мели
Мелочь — и нас смели!

Преподаватели! Пустомели!
Материки, это просто мели
Моря. Родиться (цель —
Множиться!) — сесть на мель.

Благоприятную, с торфом, с нефтью.
Обмелевающее бессмертье —
Жизнь. Невпопад горды!
Жизнь? Недохват воды

Недокеанской.
‎Винюсь заране:
Я нанесла тебе столько дряни,
Столько заморских див:
Всё, что нанёс прилив.

Лишь оставляет, а брать не просит.
Странно, что это — отлив приносит,
Убыль, в ладонь, даёт.
Не узнаешь ли нот,

Нам остающихся по две, по три
В час, когда Бог их принесший — отлил,
Отбыл… Орфей… Арфист…
Отмель — наш нотный лист!

— Только минуту ещё на сборы!
Я нанесла тебе столько вздору:
Сколько язык смолол, —
Целый морской подол!

Как у рыбачки, моей соседки.
Но припасла тебе напоследки
Дар, на котором строй:
Море роднит с Москвой,

Советороссию с Океаном
Республиканцу — рукой шуана —
Сам Океан-Велик
Шлёт. Нацепи на шлык.

И доложи мужикам в колосьях,
Что на шлыке своём краше носят
Красной — не верь: вражду
Классов — морей звезду!

Мастеровым же и чужеземцам:
Коли отстали от Вифлеемской,
Клин отхватив шестой,
Обречены — морской:

Прабогатырской, первобылинной.
(Распространяюсь, но так же длинно
Море — морским пластам.)
Так доложи ж властям,

— Имени-звания не спросила —
Что на корме корабля Россия
Весь корабельный крах:
Вещь о пяти концах.

Голые скалы, слоновьи рёбра…
Море устало, устать — быть добрым.
Вечность, махни веслом!
Влечь нас. Давай уснём.

Вплоть, а не тесно,
Огнь, а не дымно.
Ведь не совместный
Сон, а взаимный:

В Боге, друг в друге.
Нос, думал? Мыс!
Брови? Нет, дуги,
Выходы из —

Зримости.

Вандея, St. Gilles-sur-Vie.
Май 1926


Upd. Я прочла второй раз - и все поняла, кто на ком стоял:) Пришлось полностью отвлечься от ритма стихового, выпрямить принудительно фразы, строго следить за запятыми - и поняла, как ребус, нарочно затрудненно изложенный:) Еще пару раз и можно синтезировать обратно - слышать ритм и видеть смысл!
Tags: poets, reading, tsvetaeva, tsvetaeva_sea_poem, writers_and_poets, writing
Subscribe

  • Будь как бела!

    Сейчас у нас кормушка другая - на тонкой палке, воткнутой в газон - с разнообразными тарелочками и подвесными контейнерами. Подарила мне ее друг…

  • Слоновье дерево

    В Лос-Анджелесе и окрестностях мне очень нравятся большие деревья. Наверное, там другие правила в городках вокруг и нет такого ограничения на породы…

  • Парафото : кактусное

    Каждый день в гугл-календаре я читаю напоминалки, которые там расставила. И они не про дела, не про планы - а про разные вещи и области, которые…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

  • Будь как бела!

    Сейчас у нас кормушка другая - на тонкой палке, воткнутой в газон - с разнообразными тарелочками и подвесными контейнерами. Подарила мне ее друг…

  • Слоновье дерево

    В Лос-Анджелесе и окрестностях мне очень нравятся большие деревья. Наверное, там другие правила в городках вокруг и нет такого ограничения на породы…

  • Парафото : кактусное

    Каждый день в гугл-календаре я читаю напоминалки, которые там расставила. И они не про дела, не про планы - а про разные вещи и области, которые…