Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Прелестно-отвратительное кино

Я много лет назад посмотрела случайно фильм, не увидев и не запомнив названия - и очень его впечатав в память. Он вызвал у меня очень раздвоенное чувство - мне неимоверно понравилась героиня и актриса, ее игравшая, и не понравился герой, актер, его игравший, и история - прямо буэ.

(Кстати, непонятно, что делать с такими фильмами, куда их относить - в любимые или нелюбимые. Их хочется пересматривать - и при этом, как только в кадре нелюбимое, хочется это не видеть. Такой у меня Ocean 11 - все прекрасно, состав отличный, история отличная, но как только в кадре появляется тяжело переваливающаяся утка-Робертс в роли красавица-взошла-и-все-поражены, так мне хочется прибить директора по кастингу, а сцены с нею вырезать.)

И вот вчера, смотря на ютубе что-то другое, я вдруг наткнулась на этот фильм! Когда до меня в каком-то перескакивании дошло, что это оно (а я не смотрела подряд, а перескакивала движком) - стало интересно, что у меня сейчас будет с впечатлением? Удивительнейшим образом оказалось, что ровно то же, даже слегка интенсивнее.

Это фильм "Перед экзаменом" 1977г., студия Довженко. Студия эта в советские времена меня поражала тем, что снимала отменно плохие фильмы. Видишь ее в титрах - гарантия того, что все будет очень дурно. Фамилии первоклассных актеров ничего не меняли. Каким-то образом все они выглядели бездарями тоже, с неловкой, фальшивой игрой. Поэтому тогда меня этот фильм поразил.

Сюжет у него незатейливый. Молоденькая девочка,закончившая школу, сдает экзамены в институт, назавтра у нее экзамен очередной, но вечером она знакомится с командировочным из Средней Азии, проводит за разговорами с ним всю ночь, а наутро понимает, как ей нужно жить.

И вот эта девочка - чистый бриллиант! За годы впечатление мое не изменилось совершенно. У нее такое прелестно юное лицо, глаза - мои любимейшие у людей - слегка с поднятыми вверх нижними веками, когда глаза кажутся смеющимися, чудесный овал, прелестнейший маленький рот, как у корейских девочек на рисунках - открытый - круглый, как у милого животного, закрытый - постоянно изогнутый в улыбке, юный, выпуклый, безмятежный лоб, на котором вдруг вспухают прелестнейшие морщинки, когда она говорит, что-то важное, и чудесные, не советски чудесные волосы - длинные, карамельного цвета, густые, ясные, с густыми чудесными завитками.

И я опять смотрела, как завороженная, за малейшим изменением этого лица. Я даже не могу хвалить актрису за игру - там настолько живо, и естественно, и хорошо все - и ее оживление, и испуг, и смех, и волнение, и сомнамбулическая озябшесть поутру - что ты полностью поглощен героиней.

И вот значит, в согероях у нее - Кваша. Я его тогда увидела в первый раз - и сразу он мне опротивел - этот носяра, эти складки у рта, зажеванный подбородок, глазки очумевшего дятла. И вот эта вся половина фильма мне пригажена. Мужику под сорок, женат с детьми где-то в Средней Азии, внешность носатого дятла - и каким-то образом он все лезет и лезет к чистому изумруду прелестной юности. И вся его игра кажется мне фальшивой - как у актера в присутствии ребенка, и все его поведение кажется мне противным. Он ведь переспать с нею надеется все это время. Он ее спрашивает омерзительным тоном взрослого неловкого сладострастника - а у тебя что-нибудь было? (в ответ на это она выдает опять же прелестнейший рассказ серьезной невинности)

При этом вся эта сцена в гостинице - практически гениально чувственна, без малейшего проявления открытой чувственности - этот сбив дыхания, сбив ритма. Если бы все это не противная кваша напротив:(

В общем, совершенно те же чувства, что и много лет назад. Разве что тогда я сильнее себя ассоциировала с героиней - а теперь с матерью такой героини ( не с настоящей матерью из кино, а с позицией). Поэтому тогда герой мне был просто противен, стар и гадок, а нынче не кажется таким старым уже, но противнее вдвойне и хочется наподдавать ему в духе пшелкозел.

А потом я почитала про актрису (пертурбации страны не дали ей возможности развернуться, а нынешнее почти шестидесятилетнее лицо не опознать) - и про автора сценария. Так это же Токарева! Токареву я, надо сказать, не люблю. Много раз пыталась присмотреться, что же нравится другим (и тут писала) - но есть что-то мне не приживляющееся. Не могу понять - какая-то моральная амбивалентность в ней. Не то, чтобы мне нужно было все черно-белое, но ее амбивалентность мне неприятна - непонятна, вызывает реакцию все время как будто внутренне морщишься, как прислушиваясь - начинает скисать это молоко или кажется. В плюсы у нее можно занести только манеру писать - простую, почти упрощенную, отчищенную от лишнего - и дурного многословия - и красивой глубины. В ту же область у меня относится Довлатов - простенько и с умеренным вкусом рассказанные анекдоты. Даже многочисленные самоповторы для них обоих характерны - когда к четвертому тому кажется, что ты все отдельными деталями лего эти хохмы уже читал в других местах.

Но надо сказать, я и время это советское - конец шестидесятых-начало восьмидесятых не люблю - сплошной водкожрач, спанье с кем попало, безобразные сцены с сожителями - и все это выдается за глубокый внутренний мир и духовные поиски. Любые мемуары актеров-писателей-режиссеров того времени к этому сводятся - я такое сложное сооздание. Да нихрена ты не сложное! Жрешь алкоголь как свинья, и кобелируешь, как козел - тоже мне глубины духовные.

Потом меня занесло в автобиографические тексты Токаревой - со всем этим "у нас любовь, у него запои, а жена готовит и мечет нам на стол еду, пока мы парим в высоких эмпиреях". И все это с впечатавшейся в зрачки картинкой страшнющего карлсона со страницы с биографией.

Фиксерски думала, что всем у кого юная внешность была жизнью, нужно в середине жизни менять имя и фамилию - и считаться просто другим человеком. Ведь и юная обворожительная чудесность - и старая некрасивость - это только естественные природные жестокие равнодушные случайности - а я обижаюсь на старую уродливость так, будто меня обманули и лишили чего-то важного. Официальное разделение - это был совсем другой человек - позволило бы мне смириться с утратой.

(у содержанцев нет таких проблем, как у нас, формалистов... И целого куска огорчений нет. Но и огромный кусок наслаждений им недоступен.)
Tags: anthropology, beauties, cinema, writers, writers_and_poets
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →