Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Shaun Tan: Arrival (Прибытие)

Arrival Шана Тана был придуман вокруг концепции человека, перенесенного в другое место, когда у него нет корней в окружающем мире,  когда все вокруг непонятно и чуждо. Шон начал читать эмигрантские истории, расспрашивать отца и понемногу сочинять историю о семье, отец и муж в которой должен был уехать на заработки в другую страну. Поначалу он исследовал историю китайских эмигрантов в  Австралии. Потом от историй китайских эмигрантов он перешел к историям эмигрантов из разных стран - с востока, из Европы - и решил что его история будет про эмиграцию вообще, про человека, который приезжает в незнакомую действительность, все ему непонятно, ни для чего у него нет готовых описаний, ему нужно найти работу, найти жилье, взаимодействовать с властями и чиновниками. Он прочел множество историй эмигрантских и пересмотрел архивы Эллис Айленда - самой крупной станции приема эмигрантов в Америке, через которую с конца девятнадцатого по пятидесятые годы прошло 12 миллионов эмигрантов.

Рисовал он книгу пять лет. Идея его менялась в процессе работы. Поначалу это была книга в 32 страницы и в ней был текст. Это была книга об общей идее эмиграции и воображаемой несуществующей стране. даже герои ее не были людьми, а были странными птицеподобными существами. Но затем Шону захотелось рассказать более личную историю человека, с подробностями, с которыми сталкивается каждый чужак в чужой стране, вплоть до мелочей - как купить билет на автобус в непонятной транспортной системе, как купить продукты, как снять жилье. Чем больше он рисовал эскизов, тем больше разрасталась история. В какой-то момент он понял, что слова лишние в этой книге, она должна возникать, как сон, медленно и  постепенно разворачиваясь.  Значит сюжет, движение,эмоции нужно будет передавать не просто иллюстрациями, а чем-то вроде комикса - последовательными фазами. От этого число страниц стало подбираться к ста, а так как по технологическим требованиям страниц в книге должно быть кратно шести, Шон остановился на 120 страницах.

Шон Тан не рисовал комиксов ( и не увлекался ими) и не ставил такой задачи, это должна была быть книга в картинках. Если есть текст, легко передать движение, написал " он встал, пересек комнату и взял книгу со стола" - и все произошло. если же делать книгу без слов, понадобится нарисовать последовательно эти действия. Так он решил, что в некоторых местах страница будет разбита на маленькие картинки, чтобы последовательно передать движение или эмоции. Это не совсем комикс. Он специально прочел книгу  про то, как понимать комиксы - Understanding Comics, и понял, что к его идее ближе японские комиксы, в которых меньше слов, но которые передают движение и эмоции.

Поскольку книга должна была быть очень дорогой в производстве - много страниц, одни картинки - Шон придумал сделать ее монохромной - и таким образом снизить расходы на производство и сделать ее более привлекательной для издателя. Потом оказалось, что выигрыш в стоимости по сравнению с полноцветом будет не такой значительный и Шон стал играть с идеей старого альбома, пожелтевших фотографий. Он придумал обложку, которая выглядит как старый альбом со странными фотографиями и отослал историю не только в другую страну но и в другое время - куда-то в девятнадцатый ( как он считал) век.




Вторым его вдохновением были сториборды фильмов. Шон и  относился к своей задаче, как к созданию фильма - очень хороший фильм, говорил он, можно понять, даже если вы выключили звук.

В ней сто двадцать страниц и все тщательно вырисованы вручную карандашом. Нарисовать начисто полную  страницу занимало у него неделю времени. Но он не спешил, потому что история ему очень нравилась и он хотел передать ее так как видел мысленным взором. Большую часть времени он посвятил придумыванию и развитию истории и собиранию материалов, но, конечно, основную часть времени заняло непосредственно рисование. Про работу подготовительную и его скетчбуки я еще расскажу в отдельном посте. А пока сама книга.

Форзацы покрыты как бы старыми документными фотографиями - вдохновляли его фотографии европейских переселенцев из архивов.


 И с первого шмуцтитула начинаются незнакомые надписи и непонятные слова:



Книга выглядит как старый пожелтевший альбом, в который приклеены  фотографии и старые бумаги.


Страна из которой герой уезжает, выглядит как среднеевропейская страна со странными особенностями. Но та, в которую он приезжает - гораздо более странная и непонятная, со странными животными и машинами.

 Первая страница с подробностями жизни дома:


 Семья собирает его в далекий путь. Бережно завернутая фотография. Для героя Шон тан позировал себе сам - это было и удобно, потому что референсов нужно было бессчетное количество - а с другой стороны, он как бы проживал эту историю сам.


Вот они собираются, просто быт. И вдруг - на улице на стене тень драконьего хвоста.


 Над городом летают драконы.


 Прощание на вокзале. Отец дарит дочери бумажную птичку. Все передано как кадрами  - вот он шагнул в поезд, вот его держат две руки - вот они разомкнулись. и поезд постепенно исчезает вдали.


Глава вторая - путешествие. Герой в каюте парохода, и мы как бы с каждым шагом отступаем и отступаем дальше.


Огромное облако и маленький пароход. Все рисунки полностью нарисованы карандашом примерно в натуральную величину.


Кадрики облаков:)


Прибытие в незнакомую гавань. У Шона самого нет эмигрантского опыта, он и родился и вырос в Австралии, поэтому воображение помогало ему создать страну, которая казалась бы странной всем читателям, чтобы передать идею жизни в незнакомой стране, в незнакомых обычаях и архитектуре. Он должен был придумать все в этой стране - архитектуру, транспорт, как города взаимодействуют с природой, какие растения там растут, какие животные ее населяют.


Обход бюрократов:




 Из гигантских труб выпускаются воздушные шары с кабинками - эмигрантов рассылают по стране.


 Вот он летит над странными незнакомыми местами,


 приземлился.


Что видит вокруг. Эти картинки тоже вдохновлениы нью-йоркскими сценками начала века.


Что показывают часы - непонятно. Что изображено на карте - непонятно. Прохожему он нарисовал кровать в блокноте - и тот понял, что нужно жилье.


Домохозяйка и комната.


 тут он обнаруживает странного зверя. Шон себе представлял, что в каждом жилище в этой стране обитает свой зверь - как домовой.


Открытый чемодан как окошко в мир дома... Вспоминает отъезд. Камера отъезжает... И мы видим дом снаружи.


Город


Узнал, как купить билет и сесть на транспортное средство


 Разговорился с девушкой. Она тоже недавняя эмигрантка. Серые рваные фотографии - это ее история.


А это герой узнает, как покупать продукты. У него нарисована еда в блокноте - образами можно общаться без слов.


Опять нашлись добрые люди и помогают - демонстрируют, какая еда есть. А потом мальчик просит отца пригласить нового знакомого в гости.


 Это история этой семьи. Некое такое  псевдо-советское пространство, где гиганты огромными пылесосами засасывают людкй.


Их семья убежала, спаслась и переплыла на лодочке в другую страну. А на правой картинке они уже в сегодня - плывут к дому этой семьи.


какие совы гигантские! Аааа, очень люблю эту картинку! Привязали лодку и поднялись в дом.


Готовят, едят, разговаривают, как могут.


Покупки и посылки. На табличке, наверное написано: осторожно, злая марабака. Но читать наш герой пока не может... Приходится спасаться бегством.


 Нашел работу на заводе:


 Разговорился со стариком с работы. Еще одна история эмиграции.



Старик отвел его к друзьям. они на горе играют в какую-то игру с шариками и конусами.


Годовой цикл растений - заодно понятно, что год прошел.


 И вот в небе долгожданный воздушный шар - семья прилетела!


 Вот они обнимаются, добежав друг до друга...


А это он им рассказывает про жизнь. Девочка убегает гулять...


И помогает вновь прибывшей женщине:)

 И это только небольшая часть! В книге, как я уже говорила, 120 страниц - и каждую можно долго рассматривать.

Arrival by Shaun Tan на Амазоне

Предыдущий пост про самого Шона Тана

В следующий раз расскажу про книжку с его набросками и поисками решений для этой книги
Tags: amazon, book_pictures, ochen-ochen, shaun_tan
Subscribe

  • Японский котик печет пирожные

    Смотрим новый сезон британских кондитеров. Я каждый раз удивляюсь - показывают новых участников, и я думаю - ни на ком глаз не останавливается. А…

  • Обложки фэнтези и душа

    Я где-то недавно опять вступила в разговоры про картинки от AI. Оппонент мой предсказуемо повторял насчет "отсутствия души". А я вспомнила…

  • Бегать по ступенькам для чтения

    Я тут подумала интересную вещь, которая выдает факт, что Джонатан Свифт не современный человек. Совершенно очевидно, что он видел буквы только в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Японский котик печет пирожные

    Смотрим новый сезон британских кондитеров. Я каждый раз удивляюсь - показывают новых участников, и я думаю - ни на ком глаз не останавливается. А…

  • Обложки фэнтези и душа

    Я где-то недавно опять вступила в разговоры про картинки от AI. Оппонент мой предсказуемо повторял насчет "отсутствия души". А я вспомнила…

  • Бегать по ступенькам для чтения

    Я тут подумала интересную вещь, которая выдает факт, что Джонатан Свифт не современный человек. Совершенно очевидно, что он видел буквы только в…