Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Beatrice Wood и ее автобиография

Пора было в очередной раз возвращать книги в библиотеку. Цветные путеводители по Лондону я излистала вдоль и поперек. Но тут вдруг обнаружилась книга, про которую я забыла - автобиография Беатрис Вуд "I shock myself". Вечером я села ее полистать и провела всю ночь за чтением!

I Shock Myself: The Autobiography of Beatrice Wood


Она давно стояла у меня в планах на прочтение, потому что у меня есть любимый образ старухи - Роуз в начале"Титаника" - в красивой одежде, вся в серебре, за гончарным кругом. А оказалось, Кэмерон, во время работы над фильмом прочел автобиографию Беатрис, насмотрелся ее фотографий и с нее сделал образ старой Роуз. Беатрис тогда еще была жива и Кэмерон ездил с нею встречаться.

Автобиографию ее уговорили писать друзья, ей было тогда почти девяносто - самое время для воспоминаний, правда? Книгу она выпустила, а потом прожила еще 15 лет. Так до самого конца наслаждалась жизнью, делала керамику и дружила с людьми.

За 105 лет, понятное дело, она встретилась с огромным количеством людей. Родители ее были вполне викторианские люди, богатые, заботящиеся о впечатлении в глазах других, а Беатрис хотелось быть богемной художницей. Так она перепробовала много всего - рисовала и писала маслом, учила французский, играла в театре, танцевала. Французский в Париже она выучила с преподавателем до такой степени, что могла играть в театре на французском. И играла. Танцевать ее научил хореограф Анны Павловой. Беатрис была знакома и с Павловой и с Нижинским,  Павлова хореографа своего никому не одалживала, но для Беатрис сделала исключение. Хореограф научил Беатрис двум русским танцам, а потом отвел к лучшим костюмерам, и ей сшили русский костюм, все как полагается - с кокошником и сарафаном. Она неоднократно за жизнь выступала с этими танцами на всяких благотворительных вечерах.

Юность ее прошла под знаком любви к двум друзьям - художнику Марселю Дюшану и писателю Анри Роше. А поскольку она всех пережила, ее расспрашивали и приглашали на каждую выставку связанную с дадаизмом. Дважды она была замужем, но это были странные браки - без секса. Мужчины же, которых она любила и с которыми жила и спала, не были на ней женаты. Она свободно относилась к сексу, но не к верности - возлюбленных мужчин своих немедленно бросала, если они ей изменяли. Все, кто любил ее, любили ее всю жизнь, писали письма, плакали, просились обратно.

Автобиография ее читается удивительно легко, я просто запоем прочитала за ночь. Она совершенно не выделывается, очень честно рассказывает о жизни, в которой были и тяжелые и светлые моменты, но от всего остается светлое впечатление. И сама она очень цельная натура и люди ее окружали хорошие и любящие. Со многими она продружила всю жизнь. С любимой подругой, например, они познакомились в закрытой школе для девочек, когда им было 12 и 11 лет - и дружили многие десятилетия.

Она увлекалась философией, дружила с теософами, читала Блаватскую, близко сошлась с калифорнийским кружком теософов, а затем многие годы дружила с Кришнамурти. На Роуз из фильма она еще похожа отношением к современному искусству. Хотя в юности ей все эти кубизмы-модернизмы совершенно не нравились, но друзья-художники, а также многолетние друзья коллекционеры современного искусства научили ее понимать современное художественное выражение.

Во взрослой половине жизни она занялась керамикой и стала известнейшим американским художником-керамистом. Началось все с того, что она купила набор японских тарелочек, покрытых люстром - глазурью с металлическим блеском. Ей хотелось такой же чайник, но она нигде не могла найти ничего похожего. И подруга сказала ей - так слепи его сама. С этого началась ее целая жизнь в керамике. Она экспериментировала с глазурями, чтобы добиться того самого металлического блеска на посуде. Все это в тридцатые годы, представьте - интернета нет, магазинов для крафтеров нет, книг с цветными картинками, где все расписано по шагам, нет, все приходилось добывать разными путями, печку-килн строить по заказу. Многие годы она выполняла все роли сама - построила себе мастерскую, лепила, глазуровала, обжигала, записывала каждую вещь, каждую пробу в подробностях, сама принимала покупателей, сама вела бухгалтерию.

Очент быстро ей начали заказывать оптовые партии известнейшие сети магазинов, покупатели приезжали в ее калифорнийский дом, чтобы купить на месте что-то понравившееся на выставке. А потом, ближе к нашему времени, продажами стали заниматься лос-анджелевские художественные галереи. Тогда она смогла только лепить и обжигать и пробовать новое - а все связанное с ценами, деньгами,упаковкой и общением с клиентами взяли на себя галеристы.

В общем, интересно все - и любовная жизнь, и философские разговоры, и опыт жизни в Калифорнии, когда там еще только происходило накопление культурного слоя, и общение с заказчиками, и путешествия по свету. Я под сильным впечатлением осталась.

И главное - никакой горечи, озлобленности, недовольства вообще. С любовью пишет о всех встреченных людях, даже дурацких и безответственных. И видно, что ее любили. Она дружила с предыдущими женами своих мужчин и с их последующими женами. И с мужьями бывших жен. И с их детьми:) Несколько лет она прожила с театральным режиссером Реджинальдом Поулом. А когда ушла от него - много лет дружила и с его новой женой, и с предыдущей, которая вышла второй раз замуж за сына архитектора Райта - Фрэнка Ллойда Райта-младшего. Райт младший даже проектировал Беатрис дом с мастерской. А сын этого Реджинальда и первой жены стал вторым мужем Анаис Нин. Руперт был младше Анаис на шестнадцать лет. Они построили домик в Лос-Анджелесе - и тоже дружили с Беатрис. (Домик, кстати, для Руперта спроектитировал полубратец - Эрик Райт, внук знаменитого архитектора и сын Райта-младшего).

У Беатрис была очень художественная жизнь. Но, если вглядеться, не на пустом месте. Родители, хотя и викториански ужасались ее вкусам и выбору, в молодые годы оплачивали ее учебу и путешествия, красивые платья и отдельное жилье. Присматривали за нею в разных странах и городах их друзья и знакомые - богатые и знатные семьи. Именно на их вечерах и обедах она познакомилась с разными художниками и писателями, коллекционерами и музыкантами. То есть подружиться с Павловой и Нижинским эта девочка не с улицы пришла. Потом она жила и скудно и работала и зарабатывала всю жизнь сама, не полагаясь на богатых любовников - но обширный круг знакомств, подруг и ценителей искусства завела именно тогда, когда ее поддерживали родители. И поездки во Францию, и безупречный французский, и актерское мастерство - все это бунтарке оплачивали родители. От себя же она вкладывала огромное старание, любовь к учебе, дружелюбное отношение к людям. И багаж, который она набрала за зажиточные юные годы, потом кормил и помогал ей всю остальную жизнь.

Второе - она никогда не позволяла мужчинам загрызть свою жизнь, всегда оставалась любящей, но и себя твердо любящей. И никто и не пытался. Они ее все поддерживали, особенно в молодости, занимались ее вкусом, кругозором, продвигали и хвалили ее работы. Детей у нее не было опять же. Можно голодать в одиночку, занимаясь интересными делами. И традиционной хозяйкой она никогда не была - чтобы обшивать-обстирывать-кормить других, пока они резво растут на воле или занимаются собой в искусстве.

Она и в старости была очень красивой. С упоением работала у себя в мастерской, после путешествия по Индии стала постоянно одеваться в сари и всегда носила массу крупных украшений.


А вот фото с Кэмероном, Беатрис и актрисой, играющей роль старой Роуз:

(Фотография и рассказ отсюда)
Беатрис, когда фильм снимался, было столько же лет, сколько героине - 101:) А законченный фильм режиссер привез ей на кассете. Но Беатрис отказалась его смотреть, сказав, что он, наверное, печальный, а в 104 года слишком поздно тратить жизнь на печаль.

***
Это была книга I Shock Myself: The Autobiography of Beatrice Wood
И годы жизни, которые потрясают: 1893-1998.

А вот еще пост про то, что ни в каком возрасте не поздно - Мэри Делани и ее ботаника
Tags: amazon, art, beauties, females, ludi, reading
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments