Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Лондон: музеи

Одна из прекраснейших вещей в Лондоне - это то, что музеи бесплатны. Все большие художественные музеи, которые меня интересовали, были с бесплатным входом. Это значит, туда можно прийти на какое угодно малое время, которое ты выкроил, можно навестить любимую картину или посмотреть только один зал. Судя по кафе, туда некоторые приходят просто, чтобы поесть в красивом месте. Поэтому там так часто рисуют - это же удобно, прийти в любое время и порисовать старинную скульптуру, копировать картину, зарисовывать узоры. Историю искусств в Лондоне можно изучать на самых настоящих, самых ценных артефактах - статуях и фризах Парфенона, ассирийских рельефах и египетских изображениях. Этнографию - на коллекциях восточного и азиатского искусства. Историю - на собраниях бытовых вещей, скажем, Англии семнадцатого века. Все это близко, вживую, а не на картинках - и  в удобное время.

Не удивительно, что все время, какое у меня там было, я с утра до вечера проводила в этих музеях. Брала карту залов и последовательно обходила все, что могла. А смогла я много! И музей Виктории и Альберта, и всю Национальную галерею, и национальную портретную галерею, и галерею Тейт, и частично Британский музей. Закрываются музеи довольно рано, где в половине шестого, где в шесть. Но по пятницам многие работают допоздна.

Людей много и в будние дни. Я все смотрела на них и думала - вот ладно я, я с детства читала про эти музеи, я смотрела на репродукции в книгах, проходила художников на уроках истории искусств - то есть я выполняю детскую мечту увидеть все это своими глазами. А они зачем? Ходят, внимательно слушают аудиогиды, всматриваются в картины, оставили другие дела и пришли в музей. Удивительно. Пусть даже, чтобы поставить галочку, но ведь все равно - увидят знаменитые картины и статуи.

Фотографировать везде разрешено. Исключение - платные выставки и картины, которые  одолжены в других музеях и коллекциях. Оядом с такими картинами висит знак-предупреждение, чтобы их не снимали. А так - люди снимают постоянно - на камеры, телефоны и планшеты. Некоторые фотографируются на фоне. Я это впервые увидела в Лувре и меня почему-то это страшно поразило - фотографироваться с картиной. Там японские девочки с заячими глазками кавайно вставали с растопыренными пальчиками на фоне больших картин, или по три упитанных американских тинейджерицы в шлепанцах вставали в группу-пирамиду с чирлидерскими улыбками. В Лондоне этого было меньше, но тоже снимались на фоне картин. Теперь позирование случайному прохожему, которого просят нажать кнопку, сменилось шизофреническими улыбками в телефон на палочке тут и там. Но то, что можно снимать в музеях, это какая-то небывалая революция в распространении искусства. Трудно вообразить, какие электро-мегатонны картинок увозят каждый день толпы туристов из каждого музея. Вместо быстро расплывающихся воспоминаний четкие и конкретные  картинки того, что они видели.

Я оторвалась в бенеснапинге - нафотографировала тысячи кадров крупных деталей вышивки,  лиц и костюмов на картинах, интересных деталей, живописных особенностей. Пока стояла и думала, как снять так, чтобы видно было, что на тюдоровских портретах золотая ткань просто написана золотой краской, увидела, как кто-то снимает себе видео с медленным прохождением по портрету. Вот оно! И я так же сделала.

 Интересно еще то, что экспозиции не железобетонны. Есть прямо залы, в которых постоянно что-то меняется, есть просто картины, временно привезенные из других коллекций, а что-то королева одолжила из своих запасов. Но и свои законные картины могут уезжать в другие залы или вообще в другие музеи. Вот Караваджо или портрет Шекспира я не увидела - их одолжили в другие места. На месте снятой работы висит записка: "Где картина (табакерка, статуэтка)? мы одолжили ее туда-то и туда-то." На сайте советуют, если вы приехали ненадолго и точно знаете, что хотите увидеть, позвонить в музей и убедиться, что эти произведения в настоящее время находятся в залах ( и в каких конкретно). А некоторые вещи убирают на отдых. Чтобы картина или вещь полежала на полках в темном месте. Или забирают для исследования. Видно, что музейные коллекции - живой организм.

Хотя обидно, конечно, приехать на короткое время и не увидеть какого-то шедевра. А еще бывают периодически закрыты целые разделы или галереи отдельные. Так я  пока гуляла по галереям английской жизни 16-17 веков в Виктории и Альберте, мне служительница сказала: а наверху вы были? Там большая галерея мебели, но она сегодня закрыта, к сожалению. - но когда я добралась до верха, галерея мебели была открыта, зато следующие несколько залов с  керамикой были, увы, недоступны.

В музее Виктории и Альберта я наснимала кучу деталей разных вышивок, посуды и одежды. В национальной галерее - деталей картин. А в портретной по ошибке думала, что снимать нельзя и оставила камеру в запертом ящичке в камере хранения. Очень жалела про весь тюдоровский зал и про портрет того самого Букингема, которому королева подарила подвески, а потом  в конце недели хитро подвела к этой площади мужа на прогулке и сказала - всего только на пятнадцать минут. Он посмотрел галерею тюдоровскую со всеми роскошными воротниками и затканными одеждами, а я отсняла все, что хотела!

Книг про галереи я покупать не стала. Меня интересуют крупные планы и детали - а это я отсняла. Общий же вид картин и статуй есть на сайтах музеев. Можно, кстати, брать за деньги аудиогид в музее, а можно загрузить сайт музея и там есть отснятые произведения  с рассказами о них. Я иногда ехала утром в поезде и читала про следующий зал в музее и про картины, которые там, на сайте - чтобы приехать подготовленной и время провести с пользой. Аудиогид я брала в Национальной галерее - и он очень хороший и интересный. Но если все слушать про каждую картину, придется ходить по залам неделями. Но очень интересно про каждое отдельное полотно, символизм на нем, историю его, обращают внимание на такие детали, которые пропустил бы. Если бы я жила в Лондоне, я бы ходила в музей каждую неделю и брала аудиогид, и не торопясь слушала подряд обо всем.

Таблички у картин тоже хороши. Прошли те времена, когда в табличке было только название, имя автора и х., м. Сейчас там  много написано про историю картины и изображенное на ней. Меньше чем в аудиогиде, но вполне информативно. А на сайте у некоторых музеев картинки крупные,  с деталями, отснято хорошо, и описание рядом полное. Я, например, когда снимала детали, все время думала - а как  показать, маленькая ли это картина или большая, удивительна ли такая точность или это на огромном размере. А на сайте есть то, что не указано в табличке - точные размеры каждой работы! В той же Национальной галерее можно открывать зал за залом и рассматривать-читать про то, что висит в этом зале. А на сайте музея Виктории и Альберта вообще полно работ, которые в запасниках и не выставлены в залы. Меня сам музей расстраивал темнотой и стеклами, многое трудно рассмотреть - но на сайте все отснято художественно, на чистых фонах, с хорошим светом.

Нехудожественные, специализированные музеи платные и стоят дорого. Все туристические главные достопримечательности стоят дорого и попасть туда можно с очередями. Все эти вестминстерские аббатства и тауэры, музеи военного времени,собрания захоронений великих людей и королевские короны и сокровища, комнаты в королевских дворцах и прочее - все стоит по 20-35 фунтов. Это все места, где толпы туристов  и водят туры. Я никуда не ходила  в этот раз - гуляла вокруг и смотрела, что бесплатно доступно глазу.

Tags: london_2016, museum_benesnapping, museums
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments