Category:

"Вечерний альбом" и нежные крошки

Читаю кусками стихи Цветаевой из первой ее полудетской книги "Вечерний альбом". Там многое уже с чудесным звуком, а многое смешно и сентиментально. И вот это, на что у Чарской указывают, - все это есть и в стихах у МЦ. Все эти детки, глазки-ручки, кудри, малютки, крошки, грудки, белые гробики, и про себя в духе "мое детское сердечко". Ничего Чарская не преувеличила - чувствительные девочки так и говорили. Поэтому Цветаевой-маленькой нравились все эти истории. Она вон даже в свою первую книгу включила стихотворение про Джаваху - и вот это стихотворение про малютку-Сару, хоть и упоминает Версальский монастырь, кажется мне написанным про роман "Маленькая принцесса" Фрэнсис Элизы Бёрнетт.

А вот это вот стихотворение меня насмешило перестановками ударений в третьей и восьмой строчках:

Где-то за лесом раскат грозовой,
Воздух удушлив и сух.
В пышную траву ушёл с головой
Маленький Эрик-пастух.
Тёмные ели, клонясь от жары,
Мальчику дали приют.
Душно… Жужжание пчёл, мошкары,
Где-то барашки блеют.


А вообще, мне ужасно интересно, как это было внутри эпохи, когда стихи были важны, выход книги становился событием, поэтов знали как героев - и публика и сами поэты думали про поэзию, что это очень важно, серьезно и значимо в культурной среде. Я по следам воспоминаний Тэффи о современниках начиталась еще про всех этих поэтов - удивительно им повезло с эпохой, с этим "серебряным веком" - можно было театр из своей жизни устраивать, образ свой лелеять и выписывать серебряным перышком - и вызывать восторги, влюбленности, потрясения от новых книг, любовь или ненависть коллег.