Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Секрет удачных зарисовок ( и набросков)

Пятничная тема про то, что я люблю в набросках, рисунках и иллюстрациях,  по просьбам читателей продолжается:)

Непрофессиональный художник мечется по всему листу и пытается все затушевать, везде что-то начирикать. В результате получается, что  все одинаково и бессмысленно - все серое. Между тем успех работы зависит от того, что рисующий решил оставить, а что опустить. Не каждое пятнышко, каждый тон и каждый штрих - потому что все равно их невозможно все передать - а только то, что работает на задачу.

И в самом простом варианте в рисунке должно быть как минимум три тона: белый (или цвет бумаги), серый и черный. Если хорошо отобрать, что входит в каждый раздел, рисунок получится выразительным при минимуме средств.

Вот смотрите, какой чудесный портрет-зарисовка. Обратите внимание, что автор не вырисовывает каждое увиденно теневое пятнышко, не проводит сто линий. В рисунке как раз три основных и хорошо различаемых тона: бумага (он же белый), очень обобщенный серый теней, и черный нужных деталей - волос и глаз. Все остальное - контурные линии, тонкие и точные. Весь верх лица, щека и шея сделаны без подробностей - одним серым тоном тени, но мы видим объем!

И про линии. Вот где очень изящно, но показательно видно преимущество карандаша перед технической ручкой, которая дает одинаковую неживую линию. Посмотрите внимательно на контуры, на линии, обрисовывающие лицо, плечо и дальнюю руку. Даже в них видно это разделение на три тона. В тенях контур становится темным, более ярким - наверху носа, под носом, в нижней части подбородка, в очерке задней руки или теневом крае передней. В остальных нормально освещенных местах линия серая, легкая. Но на самых освещенных местах линия будто прерывается, становится совсем легкой или почти исчезает - на кончике носа, где блик, на выступающей части подбородка, на верхней окружности плеча. То есть и линия делится на черную, серую и белую.

 Это очень простые средства, почти незаметные, очень обобщенные - три тона в штриховке, три тона в линиях - но они создают эту воздушность, реальность и объемность.

 Автор: alex rodriguez

 Это Austin Briggs , я уже показывала этот рисунок. Обратите внимание, здесь опять  использованы все три тона - и их опять такой минимум, которого достаточно для выразительности. Из-за правильного их употребления цвет бумаги  начинает почти светиться - белая газета, ярко освещенное кресло. Серые пятна - тон костюмов и волос. И черный - очки, ботинки, складки на рукаве. Три отчетливых тона дают даже в таком простом рисунке живописность, не плоскостность и унылую монотонность.

Обратите внимание на то, что чем дальше предметы, тем слабее линии - и более тонкие и более серые. Задний план таким образом уходит на задний план, не вываливается вперед, как бывает у неумелого рисовальщика, который внезапно делает что-то дальнее жирным и черным. Здесь резкое и черное  отобрано так, чтобы служить нужным целям. Обращать внимание. притягивать взгляд к главному - это сделано в лице, где сильный контраст между светлым и черными линиями контура головы и очков. Эта контрастность, полная отчетливых деталей, подчеркивается пустым белым страниц и кресла и равномерно-серым тоном костюма.

Против серого почти небрежного штрихования костюма черный в сильных толстых линиях подчеркивает тень. Это вторая роль черного в рисунках. И третья - в черных ботинках - самый темный  тон выпрыгивает вперед. То есть самое темное, самое резкое в тоне  будет на переднем плане. Посмотрите как простая эта градация от черного через серый к белому дает глубину - от ярко-черного ботинок, через весомую серую массу костюма и отчетливость линий лица к заднему плану - где все светлее, контраста почти нет, линии легче, изображения  небрежнее и детали неотчетливее.
Briggs 002.jpg

Этими экономными средствами создается и объем нарисованного  - фигуры и пространства, глубина картинки - и эстетическая привлекательность рисунка, в котором не монотонное и одинаково-серое изображение, а живописность и напряжение, разнообразие на поверхности листа.

Я хотела тут же поместить две работы в отрицательный пример, но решила оставить их для следующего поста. Чтобы вы сами потренировались, глядя на разные рисунки, замечать, есть ли там три минимально нужных тона - и правильно ли они  работают, в нужных ли местах использованы.
Tags: art_for beginners, white_grey_black
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments