Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Список обид, что с ним теперь.

На меня напал стих расхламления - я разбираю всякие мелкие запасы, навалы и приобретения и выбрасываю ненужное, а нужному и прекрасному нахожу место близкое, удобное и позволяющее радоваться часто и активно. Как ни странно, одновременно мысленно постоянно расхламляю воспоминания и старые эмоции.

Помните у меня был в работе "список обид"? Я с ним практически закончила и теперь у меня обрабатывается "список неловкостей" - случаи, когда я повела себя нехорошо, странно, неловко, или сложилась случайность, которую я не объяснила и люди подумали про другое. Вот из этого списка  ( воображаемого, я его не записала пока) все время вспоминаются какие-то ситуации. Я поняла, что я их даже до ума не довожу - они проплывают в полусознании - выныривают, я мысленно шиплю как от зубной боли, кривлюсь и заталкиваю их поглубже. Нынче же, такие выныривания я хватаю за шкирку, выношу на свет,  рассказываю себе - и смотрю на них прямо, не морщась, описываю и действия и чувства и последующие чувства - и говорю про них себе правду. В идеале в следующий раз они вспомнятся просто как словесное событи, без эмоций, без вот этого ноющего зубного ощущения, перестанут быть с занозой.

И к ним я применяю третий подход, который у меня придумался со списком обид.

Первый был переигрывание. Я прошла по всему списку и переиграла мысленно ситуации, попробовала их сделать иными, с иным поведением, иным развитием. Многому это помогло. Но не всему. Когда я просмотрела список второй раз, оказалось, что многие детские обиды не разрешились ничем. Они оказались упорнее, чем взрослые. ( Кстати, под "обидами" я имею в виду - "мне нанесли обиду, ущерб", а не "я надулась и затаила обиду").

Самый чистый пример этого рода - я первоклассница, пробираюсь на четвертом этаже к библиотеке на перемене, вокруг плотные толпы орущих и бегущих, все больше и выше меня. У нас первоклассников было свое отдельное крыло, классы на первом этаже и свои раздевалки, так что мы не пересекались со старшими. Но библиотека, в которую я сразу страстно стала ходить, была на четвертом - и там было царство "больших", от которых я видела, пробираясь сквозь толпу, большей частью ноги и животы. И вот  я  гребу против течения, маленькая, прижимая книжки к животу - и кто-то, идущий мне навстречу,  я его не вижу, но по размерам примерно четвероклассник, на ходу, без всякого повода, быстро и прицельно дает мне оглушительную пощечину. Толпа несется в обе стороны, он мгновенно исчезает у меня за спиной, я даже повернуться не могу, и остановиться тоже, все идут и я иду. И я в этой толпе больших продолжаю идти, чувствуя совершенно непереносимые ощущения. Я читала о пощечинах только в книгах, и меня потрясло, что это очень больно, очень - по нежному лицу, больно так, что в ушах начинает звенет и слезы вскипают - и второе - что это страшно оскорбительно. Я на всю жизнь поняла, отчего оскорбляли, давая пощечину - это без объяснений, на животном уровне немедленно понятно - это такая вещь нацеленная на оскорбление и унижение.

И вот эта обида - она ничем не перерабатывалась, я ее все время чувствовала заново, свежей, с теми же закипающими чувствами. А взрослые нанесенные обиды обрабатывались легко. Мужчина-козел и все его проступки легко потеряли после первого же прохода хоть какую-либо эмоциональную значимость. Первые же пробы переигрывания  привели меня к пониманию, что там была системная, глобальная ошибка в отношениях, потому что любое переигрывание, любое другое мое поведение, любое непринимание нежелательного или настаивание на своих желаниях неизменно по сюжету приводило к тому, что мы расстаемся. Буквально на любом этапе - через две недели или десять лет. Поэтому все чувства в этом разделе сразу отправились в мусор вместе с участником. Но вот детские истории - оказались твердым орешком.

Ко второму проходу я поняла, что меня не устраивает то, что я считала своим достоинством - невозмутимость, логичность, умение быть объективной.Я поняла, что во многих случаях у меня была закапсулирована огромная и сильная ярость, разозленность, негодование. И вторым заходом я прошла список, не пытаясь быть хорошей, разумной или даже реалистичной. Я позволила себе мысленно впасть в ярость, орать, бить, швырять вещи. Я обзывала обидчиков, выволакивала из за уши, вышвыривала из ситуаций, орала все злобные слова, которые могла придумать. Самое частой была картина, когда я их вышвыривала на пределы своего дома, комнаты, места, где я была, разворачивала спиной и давала озверелого пинка под зад - не носком, а всей ступней в тяжелой обуви, плоским сильнейшим толчком - так что они зримо улетали очень далеко, вообще далеко, совсем из этой ситуации и этих окрестностей.

Этот проход был одним из самых быстрых! Я пролетела весь список, яростно вычеркивая, и осталась в прекрасном настроении - очень живом, очень ярком, полном сил, дыша полной грудью, физически чувствую свалившуюся с души тяжесть.

Этот подход ничего не решал, не пересматривал - он просто дал мне право злиться, негодовать, испытывать естественные чувства - и проявить их.

Через довольно долгое время я опять перечитала список. Множество вещей в нем совершенно потеряли какую-то эмоциональную составляющую - просто выцветшие полностью буквы, вызывающие удивление - и зачем я это сюда записала? Но часть вещей внезапно осталась живой! И это опять же были детские воспоминания. Они никак не получили завершения, не было в них конца, какой-то определенности.

В книге, которую я тогда читала, мне попалась мысль про то, что людям не дают испытывать чувства. И я раздумалась - и действительно - вот за чувство обиды, расстройства человека часто стыдят, одергивают. Как-то был у меня тут разговор о детских обидах и люди рассказывали, что если во взрослом возрасте пытались родителям рассказать о чем-то, родители говорили, что он все придумывает, не было такого, не происходило - либо настаивали, что это такие пустяки, которые не стоит помнить, а заодно принимались стыдить человека за злопамятность, неумение жить легко и прочее. А в интернетных разговорах , если человек рискнет завести разговор о своем расстройстве, часто приходят "светлые человечки", которые говорят - а я например, ничего никому не припоминаю, я светел и неуязвим, практически ангел - а вы что же? Надо просто забыть и просто не расстраиваться - как я.

То есть, думала я, сначала с тобой в детстве произошло что-то неприятное и грустное, затем оно  осталось неразрешенным, и уже во взрослом возрасте тебя старательно стыдят и призывают не испытывать чувства, которые ты испытываешь.  И я как-то вдруг совсем иначе подумала про эти обиды, нанесенные нам в детстве.

Я вдруг поняла, что главное, что мешает их закрыть - что не было "суда". Не было кого-то взрослого, властного, выше этой ситуации, кто рассмотрел бы все аспекты и подробности и отчетливо, ясно, недвусмысленно сказал, что так нельзя. Так нельзя себя вести тому, кто нанес обиду - нельзя, нехорошо, незаконно, не разрешается, дурно - и что больше ему этого не позволят. И обиженному - что нельзя так с ним поступать, нельзя так оскорблять его достоинство, его тело или душу, никто не имеет право обращаться с ним подобным образом. И он имеет право  на то, чтобы с ним так не поступали в прошлом, чтобы больше не поступали так в будущем, и на то, чтобы испытывать негодование.

И вот этого не было в прошлых ситуациях. Не было взрослых, на это способных, не было понятно, к кому вообще обращаться,  не было точно ясно, что они могут сделать. К тому же взрослые, если и вмешивались, то часто наказывали всех, и целью их было вовсе не разобраться в деле и  твердо обозначить правильное и неправильное - целью их чаще было избавиться от конфликта, чтобы он им не докучал. Все хороши, а теперь замолчали и пошли играть - вот максимум, чего можно было ожидать.

И я поняла, что мне нужно рассмотреть эти все конфликты теперь с точки зрения себя, взрослой и  как бы рассматривающей дело в суде. Все стороны, все поведение - и четко сказать той маленькой себе, что так было неправильно (нечестно, оскорбительно) со мною поступать. И сказать участникам, что это непозволительное, дрянное поведение. И взрослым - что это их обязанность защищать и создавать справедливость.

И внезапно именно это сработало! У меня была длинная в несколько этапов история, как меня в присутствии кузин грубо и несправедливо высмеяла одна из тетушек, что дало возможность одной из кузин издеваться дальше, а когда вернувшись в дом бабушки обиженная я писала письмо маме, гнусная кузина стащила письмо, стала читать его издевательски вслух и изображать меня кривляясь. Это был опять же  первый опыт оскорбленности, когда чужие читают твои частные письма. Я была маленькая и младшая, все кузины мои были подростками, хорошо упитанными и гораздо крупнее и сильнее меня. Я пыталась отобрать письмо, в злых слезах и нестерпимом стыде, она не давала и трясла им над головой. Пришедшая на шум бабушка шуганула обеих, отобрала у нее письмо, разорвала в клочья и выбросила в мусорное ведро.

Я физически не могла находиться с ними в комнате, убежала на улицу, но было пасмурно и холодно, идти мне было некуда и я бродила в кустах выше моей головы в саду вокруг дома. Отчего-то мне не приходило в голову. что меня видно из окон, я считала себя "ушедшей в другое место". и вот когда  я продиралась через очередную малину вдоль дощатой стенки дома, прямо над ухом у меня постучали. Оказалось, что я иду вплотную к окну, за которым сидит моя белобрысая кузина, с радостным и наглым  лицом она показывает мне на стол перед собою - она вытащила обрывки из ведра и сейчас складывает мое письмо, чтобы прочесть его целиком.

 Теоретически с моим темпераментом на меня должно было напасть такое бешенство, что я бы побежала кузину убивать несмотря на разницу весовых категорий. Но я помню, что у меня просто какой-то паралич сердца наступил - отчаяние меня оставило совершенно обессиленной, оглохшей, онемевшей - у меня не осталось сил ни на что. Если после всего того, что я так болезненно испытала, после бешенства, крика и слез, неудовлетворяющего, но все же конца противостояния все еще ничего не кончилось, и зло в виде этой омерзительной мне белобрысой туши продолжает действовать - у меня кончились мои десяти или одиннадцатилетние хлипкие силы.

Так вот, в первых вариантах разборок я свирипела, вырывала письмо из ее рук, кидала его в печь и сжигала, а ее саму пинком вышвыривала из дома и своей жизни.

В этом третьем варианте с "судом" - я рассмотрела все - и предысторию, которую в детстве я не связала с историей с письмом. А тут я взрослый, властный над всеми, имеющий право вершить суд, выслушала и рассмотрела все мелочи и поняла, что кузину подбила на это поведение взрослая женщина - и ей должно быть стыдно, что она сделала возможным, невольно поощрила гадкое поведение. А у взрослой женщины были сложные отношения с моими родителями - и мне прилетело рикошетом,  за них, за ее комплексы, за ее неудачи, которые легко сорвать на беззащитном ребенке, который как бы представитель своих родителей. И ей должно быть стыдно и за это. Ее проблемы со взрослыми нужно решать со взрослыми, а не отыгрываться на ребенке. Ее проблемы с собой -  с неудачами в жизни - нужно решать с собой, а не раздражаться на других, у которых именно этих неудач не случилось. То есть трижды или четырежды мой внутренний судья вынес отчетливое порицание взрослой родственнице - и обернувшись, столько же раз объяснил маленькой мне и уверил ее, что ко мне это никакого отношения не имеет, я-маленькая обижена несправедливо и некрасиво, учитывая расстановку сил - и это отчетливо произносится.

Затем точно так же влепили кузине - за непорядочность чтения чужих писем, обижания младших, хватания чужих вещей, нарушения приватности и подтяфкивания а ля шакал Табаки. И мне - что я расстроена совершенно законно - да, это оскорбительно, когда твои письма хватают чужими грязными пальцами и лезут в них грязным носом, что так непозволительно со мною поступать, что я имею право на все чувства - расстроенность, обиду на взрослую родственицу и желание, чтобы свои близкие меня пожалели. Мне не должно быть стыдно ни за чувства, ни за то, что я, ребенок, пишу о расстройстве родным родителям. Что то, что кузина пытается внушить мне стыд и чувство вины за это - мерзко, нечестно - и ни к чему меня не обязывает. И бабушке тоже досталось - за то, что не стала разбираться, не сказала ясно и четко, что гадское поведение не будет терпеться тут, и что не донесла до меня, что я обижена справедливо и имею право на это.

Вот это все заняло у меня довольно много времени, я увидела других участников драмы, как отдельных людей, у которых свои проблемы, которые заставляют их поступать таким образом - а не просто детским восприятием - вот я, живая девочка, которую обступили большие театральные фигуры, олицетворяющие зло и думающие только обо мне и как бы мне навредить. И это произвело нужный эффект! Жало отравленное из истории было вынуто. Я могла ее рассказывать теперь как чистую литературу - только слова, не наполненные живо вспыхивающими теми эмоциями.

И что самое интересное - в переигрывании ситуации из нынешних чувств я перестала испытывать боль и стыд от того, что кузина читала мое письмо и издевалась. Совершенно перестала. Я спокойно считала ее дурой, поведение ее недопустимым, незнание ее того, что чужие письма нельзя читать, идиотским - но щеки у меня не горели больше стыдом и отчаянием. Я спокойно забирала письмо у нее из рук ( если нужно было ее согнуть, чтобы достать до поднятой руки, можно было хладнокровно и жестко наступить на ногу - и больно  и не трагично - топнул пяткой по пальцам - вот человек и взвыл, и руки опустил, и согнулся. А ты ему спокойно - я же просила, отдай назад - нужно было отдать). И спокойно садилась писать его дальше! Я впервые за все переигрывания не рвала его в клочья, не сжигала, не стирала в порошок. Это мое письмо, мои родители и мое право писать ВСЕ, что мне хочется, жаловаться сколько хочется, просить сочувствия сколько хочется - и я буду это делать. И это нормально. Вот хватать чужие письма ненормально,  издеваться над младшим и слабым ненормально - поди и посиди там с горящими от стыда щеками, это твоя работа, не моя.

И с этим спокойствием ушло живое раздражение на кузину, живая боль, вспыхивающая, как свеженькая, все годы. Меня перестало втаскивать в ту ситуацию как все ту же маленькую девочку. Я   отделилась и осознала, что я - другой человек, взрослый и  с властью - и одновременно вселилась в маленькую себя собой сегодняшней, со спокойным владением и собой и ситуацией. И вот это было удивительным чувством. Этот метод отлично работает с упорными неподдающимися чувствами из прошлого. Но довольно затратен по времени - нужно выделить прямо большой кусок, иногда на протяжении нескольких дней, чтобы все обдумать. Так что я постепенно оставшиеся единичные упорные случаи дорабатываю. И буквы в списке бледнеют и выцветают:)

*************
И просто смешная картинка - она мне отчего-то на ум приходит, когда я разбираюсь с этим списком:))

Tags: divan_psychology, pro_menya, spisok_obid
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →