Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Лица других людей и их узнавание

А вы хорошо узнаете лица других людей?

Я тут второй день раздумываю над этим вопросом и все больше интересного откапываю. Но все мысли у меня такие разрозненные, что стройный последовательный рассказ не получается. Так что я их запишу так же разрозненно, просто пронумерую.

1. Не так давно мы обсуждали это с Аней sciuro - потому что проходили тест на умение распознавать лица. Я набрала предсказуемо высокий результат (думаю, не как личность, а как художник), а Аня как раз из тех, кто плохо запоминает и распознает. И я ее расспрашивала, как это внутри ощущается - как именно человек не узнает и что делает, чтобы узнавать. Понятное дело, что люди с такой недостаточностью должны полагаться на внешние признаки. Цвет волос или одежду, например. Или место, где человек сидит обычно - в классе или офисе.

2. Потом я подумала, что мой результат в тесте тоже ведь во многом зависел не от прямого узнавания лица. Я обычно проговаривала себе словами какие-то отличительные черты. Ну вроде - лицо перевернутым тазом, в челюстях намного шире лба. Или - глазки в кучку вокруг длинного комариного носа. Или - уши с висячими мочками, как у будды. И потом, когда мне показывали таблицу из кучи лиц и спрашивали, нет ли там лица из предыдущего показа, я начинала повторять "глазки в кучку" - и быстро сортировала лица на нет и да. Считается ли за "узнавание" такое аналитическое узнавание?

3. А еще я поняла, что когда быстро показывают, я хуже запоминаю чернокожие и азиатские лица. И это тоже отдельная интересность! Очень ярко выраженный другой этнический рисунок сбивает с толку. Потому что если принять за нейтральную норму привычные белые лица, темный цвет кожи или раскосый разрез глаз становится ярким признаком для узнавания лица. Если оно единственное. А когда их много - в голове сбой. Потому что главное отличительное, легкое для запоминания свойство перестает быть важным для различения и запоминания. Они все там такие! Поэтому для другой этничности все "азиаты" на одно лицо - а для них самих они совершенно безошибочно разные. Потому что для меня это основной запоминательный признак - а он у всех более менее одинаковый, а для людей внутри этой группы он никакой, нейтральный, не принимаемый во внимание - вглядываются они в другие оттенки и детали - и легко распознают разное.

Про это был очень смешной эпизод из "Мимино", который не вошел в окончательный вариант картины. Там Мкртчан и Кикабидзе едут в лифте с двумя японцами, и один из японцев наклоняется к другому и что-то говорит. Мы видим перевод: Как эти русские отличают друг друга?? Они же все на одно лицо!

Это смешно и одновременно очень интересный факт, действительно существующий!

4. В каком-то из процессуальных детективов (там, где нет только расследование, но и прохождение через суд показывают) возникла такая коллизия, когда свидетеля пытались отвести на основании как раз экспертных показаний, что научно установлено, что человек намного хуже и ненадежнее запоминает людей другой расы, так что если подозреваемый и свидетель разных рас, свидетельство бывает в несколько раз ошибочнее, чем когда они одной этничности.

5. И я думала про себя - где-то я очень хорошо запоминаю и отличаю людей, а где-то из рук вон плохо. Мне кажется, это как раз тот фильтр, что стоит в голове - вычленяешь ли ты "одинаковое" или "отличающееся. Я свою семью доводила до озверения, когда мы смотрели "Властелина колец". Вот что хотите со мною делайте, но все первые разы для меня двое молодых мужчин были совершенно неразличимы - что Боромир, что этот король в отставке. Как, как ты можешь не видеть, что они совершенно разные??? - возмущалась детка. А для меня они были одинаковые, как два условных японца! Одинакового роста, одинакового худощавого сложения, одинакового возраста тридцати с чем-то, одинаково нейтральноволосые и нейтральноглазые, без ярких красок. Случалось что-то с одним - и я наклонялась к кому-то из семьи и уточняла - это который из них?

Получается, что детка и муж пропускали в них "японскость" и видели то, что оличает одного японца от другого, а я видела, что они все "японцы" - то есть с кучей одинакового и потому на одно лицо.

6. В юности у меня был случай, над которым вся семья потешалась. Я пришла с учебы вечером, усталая, сидела на кухне, ела свой ужин и смотрела на журнал на табуретке рядом. Это был "Советский экран" с портретом мужчины в возрасте, но не старого. Мужчина был очень знаком на лицо, при этом внутри у меня было абсолютно белое место - я не понимала, кто это. Я его точно знаю, но у меня никаких мыслей, ассоциаций, ролей - ничего.

И каким-то неимоверным усилием воли я разомкнула эту белую пустоту и соединила контакт - А! Это Плятт! Это было сильным облегчением.

Теперь представьте, как на следующий день на меня смотрели, когда я требовала выдать мне журнал с Пляттом на обложке. Оказалось - и это всем абсолютно кроме меня было очевидно - что на обложке был Папанов:)

7. А недавно я смотрела "Случай с Бенджамином Баттоном" - довольно фиговый фильм, но женщины меня там заинтересовали. Одну из них - заграничную любовницу - я опознала. Это была Кейт Бланшет. И я еще думала, как жесткая, с милитаристский налетом мода сороквых идет ее жесткой слегка андрогинной красоте. Потом там была еще молодая женщина, балерина - очень красивая. И я думала, что это какая-то новая актриса, очень гладкая, очень красивая и очень похожая на кого-то из известных актрис, но не пойму на кого, потому что все время упускаю эту похожесть и героиня становится непохожей. Так бывает, да, когда новая актриса в каких-то ракурсах очень напоминает уже известную актрису.

Потом я пошла читать про фильм на IMDB и с изумлением обнаружила, что та, кого я одобрительно принимала за Бланшет, на самом деле была Тильдой Свинтон, а молодая и красивая - на самом деле была Бланшет. Ну и что у меня с запоминанием лиц после этого?

8. Еще недавно смотрела старые советские фильмы, удивлялась, сколько красавиц в кино шестидесятых, и пошла по следам читать про Голубкину. Вывезло меня на историю двух Мироновских Маш - родной дочери и приемной, голубкинской. Я посмотрела с ними интервью - опять с печальным результатом - они же на одно лицо! Ни друг от друга, ни в чистом виде я бы их опять не опознала.

9. При этом я хорошо запоминаю голоса или мелкие особенности мимики и движений. и мучаюсь - кто этот актер?? Лицо мне ничего не говорит, но я же знаю этот голос или эти подергивания носом. Так недавно в большом марафоне фильмов про Гарри Потера я как раз по мелким движениям опознала в папе Уизли отца Брауна. А в последних сериях мельком мелькнул старший братец Уизли, почти не задерживаясь на экране - но и этих мельканий мне хватило, чтобы впасть в тревогу - где я это видела - вот эти ресницы, этот раздражающе честный вид? Только при помощи сайта опять пришло открытие - ну конечно! Конечно! Это же Левин в недавно посмотренном куске из "Анны Карениной"! И при этом шведку Алисию Викандер в Danish Girl я ни в чем не заподозрила - а она была в той же АК Кити.

Интересно, какая именно должна быть необычность в лице и какой силы мелкие маннеризмы, чтобы я лицо запомнила безошибочно?

10. Представляю, как плохо незапоминающим лица в обычном общении - когда ты не опознаешь сослуживцев или соседей. Я как фиксер все пытаюсь придумать алгоритм, как их надежно запоминать - а потом опознавать - по надежным признакам, а не клетчатой рубашке. Хорошо бы (это из разряда футуристики) заводить личные надписи, как возле юзернейма в жж, при знакомстве - и чтобы они светящимися табличками парили над человеком, видимые только тебе. Как в играх компьютерных над персонажами:) И не нужно мучаться проблемами со своей способностью распознавать лица.

11. А еще вы знаете, что у человека в мозгу за лица отвечает отдельный участок, не совпадающий с участком рассматривания предметов. То есть для лиц там спецканал. Но у людей с аутизмом этого спецканала нет и лица у них обрабатываются теми же участками мозга, как обычные предметы. Поэтому у них нет рабочей матрицы для понимания выражений лиц и эмоций.

И есть отдельное расстройство - прозопагнозия - когда человек не узнает и не запоминает лица. В тяжелых случаях - даже свое собственное. Ну и да, они вынуждены разрабатывать системы узнавания - по голосу, походке, второстепенным деталям. Главная неприятность в этом - и при просмотре кино и при повторных пересечениях с реальными людьми - у них не накапливается информация, прилагаемая к этому лицу. В кино становится невозможным следить за сюжетом, потому что последовательные знания о герое не складываются в его отдельный файл.

***
Интересно, правда? А за собой вы что наблюдали?
Tags: cinema, divan_psychology, ludi, pro_menya, pro_vas, tehnologii_jizni
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 166 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →