Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Священные книги

Ощущение священности возникает из дефицита, нехватки, редкости, недостачи. В книге 100 Things Every Designer Needs to Know About People прямо главка такая есть - про то, как редкость и трудность получения чего-то повышает воспринимаемую ценность этого чего-то. И иногда вот повышает до ощущения священности.

Наше священное отношение к книгам, как мне кажется, складывалось исторически  из нехватки всего - сначала образованности и просто грамотности, когда книга  была вещью почти волшебной для широких масс, затем - нехватки просто книг. Вся советская действительность проходила под знаками страстной любви к чтению - и полной невозможности свободно купить то, что хотелось бы почитать и иметь. Страстная любовь к чтению, которой мы так гордились, недавно у меня стала перемещаться в другую категорию - из предмета гордости в антропологический признак жизненных условий. Я разговаривала с несколькими страстными читальщиками, и мы все приходили к выводу - книги были нашим бегством из этой действительности. Там были другие люди, другая жизнь, другие вещи. Там были драгоценности, красивые платья, завидное оружие. Там были мудрецы, обольстительные красавицы, загадки и интриги. Или там были такие же дети, как мы, но у них были приключения и опасности.

Кроме книг у нас практически  не было возможности уйти в другую жизнь.  Одно детское кино по воскресеньям? А сейчас у детей куча других каналов для получения знаний и авантюрных приключений - любые фильмы и мультфильмы - по выбору собственному, а не что дают, буйные компьютерные игры с приключениями,  спокойные игры со знаниями, настоящие сведения научные, реальные рассказы о далеких местах с цветными подробными фото, поездки личные в совершенно иные места. То, что мы отцеживали из книг, они получают широким потоком с разных сторон, практически безусильно. Неудивительно, что книги теряют такую священную ценность. Они  теперь - одна из возможностей. И дефицита в них нет. ( Дефицит денег на них есть - но сами книги - вот, только руку протяни).

И запрет писать в книгах, что-то делать с ними - это тоже следствие дефицита. Книга никогда не была по-настоящему личной, всегда принадлежала коллективно - всей семье, школе, библиотеке, всем братьям-сестрам в семье. Даже если она была условно твоя - всегда была для нее реальность, что ее дадут почитать друзьям и знакомым, поэтому  ее держали опять же в условно коллективном состоянии. И в школе и дома прикрикивали - не пиши в книгах! Не рисуй в книгах!  Под этим лежала забота - чтобы этой книгой могли воспользоваться другие люди, другие ученики - чтобы она была как можно более нейтральна, ничья. Но трансформировалось это в ощущение, что нельзя с нею ничего делать, потому что это священный предмет.

Между тем, до "коллективной ценности" книги в образованных и богатых слоях общества принадлежали целиком  их хозяину. И не только никакой "священности" хозяева не испытывали, но и было общепринято  писать на полях, подчеркивать понравившееся, вести полемику с автором или хвалить его письменно - все это прямо тут же в книге. Помните, как Татьяна рассматривает книги Онегина? И Онегин еще не самый "разговорчивый" из читателей. Люди литературы или с философским складом ума целые трактаты на полях оставляли.

Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей.
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражен,
В чем молча соглашался он.
На их полях она встречает
Черты его карандаша.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком.

Трепетное отношение к книге как предмету физическому - стопке бумаги, соединенной вместе - может быть только, если это предмет редкостный, трудно восполнимый или не принадлежащий полностью тебе. Теоретически трепетное отношение должно быть к содержанию, не к бумаге. Но интересно, что "священность" у современного человека осталась только по отношению  именно к традиционной форме. Если вы скачали текст чего угодно - детектива или "Войны и Мира" - после прочтения вы можете стереть этот файл без заламывания рук и угрызений совести. То есть сам текст в отсутствии его "редкости" и "недоступности" теряет священность предметную. Если вы распечатали для чтения что-то на бумаге - эту стопку после прочтения тоже можно с легкой совестю выкинуть в макулатуру. Никто не побежит за вами с криками - ты что??? как ты можешь????

То есть не текст книги сам по себе, ни  бумага с нанесенным текстом не вызывают у вас чувства священности. Но вот та же стопка бумаги с нанесенным текстом, но соединенная особым образом и в обложке - сразу автоматически начинает вызывать. Неужели "священность" заключена в нитках, клее и двух кусках картона?

Я не говорю при этом про книги с иллюстрациями, со множеством справочных или прекрасных картинок, особо красиво изданных  - где ценность предмета понятна безусловно. Я имею в виду, что любая книга, полная фигни ( а походив на десятки огромных распродаж книжных и посмотрев на семью, забившую гараж книгами для продажи, я вижу, что книг с фигней выпускается  и выпускалось гигантское количество) - вызывает нервное чувство, если заговорить о ее выбрасывании или использовании как предмета - на бумагу для художеств.  Но я вижу, что мое отношение становится более осмысленным - то есть проходящим через разум, а не  бессмысленно культово задыхающимся. Есть книги, которые безусловная ценность - и самая моя большая радость. Есть  и такие, в которых я теперь и пишу и подчеркиваю и размечаю. Все книги Барбары Шер, например, пока я работала, я совершенно спокойно исписывала карандашом - отмеряла дневные нормы, подчеркивала фразы, писала варианты перевода у слов. И специально теперь приношу книги ( купленные за копейки или спасенные от выбрасывания), чтобы использовать для художественных целей.

( и  я знаю, что у множества читающих, все равно автоматически возникает: "я все понимаю, но все же не могу...". Автоматически - потому что это не личное, не обдуманное, осознанное - а именно бессознательно внедренное в детстве - и автоматически прикладываемое к любому предмету, состоящему из соединенной вместе пачки бумаги и типографской краски)
Tags: 100_things_book, anthropology, divan_psychology, onegin, reading
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →