Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Чтение последних дней: жизнь женщин

Последние дни много читала одно сообщество и один журнал в жж. И много о них думала.

Сообщество - http://fem-books.livejournal.com/ - про книги, написанные женщинами (и про женщин). Его много читает моя сестрица, но вышла я на него случайно. Читала с большим увлечением - и все думала, как я отношусь к этим книгам? С одной стороны, я практически не читаю художественную литературу, если читаю - то перечитываю классику. Поэтому про качество книг не могу судить. С другой - вот так поверхностно глядя мне кажется, мне неинтересны книги про национальные и женские проблемы. Из-за этого мой честный омнист начинает требовать - ты сначала прочти это ВСЕ, а потом скажешь - насколько тебе интересны или неинтересны книги про сомалийских, иранских или китайских женщин. А так ты не имеешь права.

В детстве и юности я читала, кстати, пропасть таких книг. Советское издательство охотно переводило книги из стран третьего мира, особенно про тяжкую долю, а доля тяжкая обычно у женщин. Папа приносил такие с работы, а я читала все подряд и по многу раз. Но вот как вспомню - понимаю, что сейчас опять про тяготы и ужасы не хочу:(

Скорее всего, меня бы интересовали книги про женщин, с которыми я могу ассоциироваться - белые женщины, смешанного происхождения с общеевропейским культурным бекграундом. Остальное для меня было бы этнографией ( которую я очень люблю! Но это именно про жизнь "не таких", как я)

Очень интересными там были дискуссии про "Лолиту" (раз и два) - как обсуждать ее, если вообще не считать фактом искусства, а считать только реалистичной историей про педофила. (Я, кстати, не так давно читала беседу с Набоковым, где он как раз рассказывал, что писал ее только потому, что у него нет дочери, у него сын. Поэтому для него это чисто упражнение культурное - а как бы было бы, если. Он сам сказал, что если бы у него была дочь, он бы наверняка не смог написать такое, слишком близко бы ложилось к чувствам, художественное упражнение бы не вышло.)

Впечатления от Бруштейн - у людей, которые сейчас впервые прочли книгу "Дорога уходит вдаль". Интересно, что совсем другие, чем у тех, кто любит с детства. Но и я, когда взялась перечитывать, увидела иначе. Оказалось, что мое любимое - когда у нее уже братик говорящий и подруги в гимназии. А вот это детское - слишком революционное, и папу иногда за методы воспитания хотелось стукнуть хорошенько.

И особенно меня заставила задуматься дискуссия (сейчас не найду) про учебу по специальности "литературное мастерство" - как участница упрекает состав преподавателей - большинство из них белые гетеросексуальные мужчины, которые рассказывают про такую же литературу. А студенты в большинстве женщины и разнонациональные и разносексуально ориентированные. И вопрос ставится - отчего про них - женщин, национальности и ориентации это не мейнстрим, а "нишевая, маргинальная литература"? И автор требует таких же учителей. И я отчего-то очень заволновалась. То есть я хочу, чтобы такие учителя были. Но я при этом хочу, чтобы у меня была возможность взять классы этих самых белых учителей про мейнстримовскую классическую литературу! То есть я не хочу, чтобы у меня принудительно был только про национальное, женское и вариативно-сексуальное!

Семья у меня, кстати, очень феминистически настроенная. И вот милый муж мне объяснял, что мейнстрим никуда не денется и без поддержки выживет, а вот чтобы поменять сознание и общественное отношение - нужны вот такие повышенные децибеллы и постоянные напоминания. И даже при такой настойчивости одно не заменится другим - просто очень медленно общее сознание повернется на полградуса. То есть интенсивность говорения и требований выразятся в медленных микроизменениях неповоротливой машины общественной. А если говорить изящно и деликатно - не будет происходить вообще ничего!

Я все думаю и думаю про это. Вспоминаю, как сестрица написала недавно, что ей неинтересны больше книги про страдания и метания мужчин - она с ними не ассоциируется. И понимаю, что я с нею согласна! Что всегда были книги, в которых для меня пол неважен - как мой любимый "Теофил Норт" - я легко мысленно сливаюсь с ним. Но вот в юности у меня было две любимых книги, которые я перечитывала и перечитывала - "Очарованная душа" Роллана и "Франциска Линкерханд" Бригитты Райман - именно потому что они были про девушек-женщин, которые жили интенсивной жизнью. А все книги, которые мне не нравились - они были вот про генитальнострадальцев мужчин, мямлющих, пьющих, мятущихся, всем делающих гадости. Официально это считалось тонкой глубокой литературой про сложные материи - и меня постоянно упрекали за то, что я недостаточно тонкая для такого искусства, раз не люблю. Теперь, после текстов сестрицы я больше понимаю, отчего всякие "Полеты во сне и наяву" мне не нравились, умиления не вызывали и герои такого рода были мне противны.

В общем, еще много о чем раздумывать.

А второе чтение - я со ссылки в книгах вышла на журнал tanja_tank и зачиталась про перверзных нарциссов. Вот с этим я могу ассоциироваться, у меня такое в жизни было. Ужасает меня в чтении всех историй это узнавание - то, что мне казалось индивидуальными особенностями или случайностями - это такой тип человека и то, что он делает, разыгрывается как по нотам. Все шаги, приемы и выходки - все это известно и ожидаемо, оказывается. Ощущение от чтений историй у меня остается, как инвертированное Остаповское - "вам дали гораздо более ценный мех" - оказывается, все было намного хуже, и выскользнула я без особых потерь только за счет малопробиваемой самооценки. Там все подряд интересно, но я читала по тэгу "газлайтинг". Мне был интересен механизм того, как мужчина исподтишка изводит женщину, а все ее недовольства относит к истеричности, провоцирует ее на взрывы - и объясняет ей, как он хорош, и как она идиотична, злобна, не старается - пока у нее не начинает ехать крыша. С одной стороны она чувствует, что страдающая строна она и с нею несправедливо обходятся, с другой - вот все доказательства, что она ненормально вяжется на пустом месте и недовольна непонятно чем. И даже все окружающие начинают относится к ней как к психованной истеричке и диктаторше - потому что она бережет репутацию мужчины и не выносит сор из избы, а он охотно вырисовывает ее портрет для всех - и нее самой - как неуравновешенной, бессмысленной, капризной и неумной дуры.

Как-то обе темы у меня очень переплелись и я их много обдумываю.
Tags: about_lj_users, anthropology, females, males, reading, writing
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments