?

Log in

No account? Create an account
Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

День благодарения - думаю про детку [Nov. 27th, 2015|04:28 pm]
Alika
[Tags|, ]

Когда детка уезжала учиться, я вполне была готова к тому, что звонить она будет изредка. Я такое видела среди своих юных друзей, уехавших из дома - родителям звонили иногда, ритуально узнать, как дела и рассказать про себя.

Но ребенок звонит практически каждый день, болтает то с папой, то с мною. Она ходит пешком на учебу или едет куда-нибудь к друзьям - и в этот кусок незанятого времени звонит и  проводит время за разговорами. Из-за этого я пишу в жж меньше, чем могла бы:) Потому что детка с удовольствием выслушивает новые мои идеи, то, до чего я додумалась, или методы очередные, которые я придумала. Мы с ней обсуждаем в деталях и подробностях - вот уже и писать не нужно:)

Сенксгивинг в этот раз она провела не с нами, осталась у себя. А там приехал мальчик, который за нею ухаживает и повел ее на праздничный обед с индейкой к своим родителям. Ребеночек пошел в меня в юности - меня очень любили мамы мальчиков знакомых, даже если я никаких близких отношений с этими мальчиками не планировала. Так и детка дружит с мамами мальчиков - и даже продолжает дружить после того, как мальчиков бросает.

Вот эта мама из праздничных гостей к ней особенно расположена. Она делает украшения в качестве хобби ( и все время дарит детке что-нибудь). Она преподает студентам, которые будут преподавать английский, как второй язык. И она когда-то в детстве эмигрировала  с семьей в США, причем из ситуации с отсутствием гражданства. Детка находит с нею много общего -  с моими бусами, с одной из моих учеб, и с нашей ситуацией, когда мы ездили по разным странам, без одного общего для семьи гражданства и возможности где-то остановиться. Пока мы обсуждали преподавание английского, выяснилось, что ребенок не знает, на какую тему я писала диплом, и я ей рассказала в подробностях. Вот у нее и еще одна тема для обсуждения с той мамой.

Самое интересное, конечно, то, что детка рассказывает про своих друзей, соучеников, вообще про жизнь ровесников. И про своих преподавателей. Что мне особенно нравится - из-за этих постоянных разговоров  я вижу, как ребенок меняется, как уходит подростковая неуверенность в себе, слепая зацикленность на себе - когда кажется, что всему миру только и дело, что до тебя. Иногда  я вспоминаю (а у меня отличная память, я натуральная мама-слон) что было - и детка изумляется, неужели это было с нею, неужели она этого не умела и вот так реагировала. Она, оказывается, честно уже забыла об этом.

Я тут как раз недавно в разбираемых текстах наткнулась на рассказ про нее в старших классах. Они на занятиях по театру ставили пьесу (которую сами же написали), и она жаловалась мне, что кто-то рисует афишу - очень неумело и плохо, она смогла бы гораздо лучше. Я тогда изумилась - а зачем ты мне жалуешься, вместо того, чтобы взять и нарисовать свой вариант и предложить. Она точно так же изумилась - как это взять и предложить. Тогда у нее была такая взрывоопасная подростковая смесь в голове - я могу лучше, но никто же не просит, а они должны бы знать, что я могу лучше, но не просят, значит, меня в грош не ставят, я могу лучше, но, конечно, насылаться не стану, если сами не просят, потому что не понимают, как я могу лучше. И это отношение у нее было и к делам, и к учителям, и к занятиям. Смесь тоски, что она могла бы, жгучего желания - сами должны знать, и необъяснимой уверенности, что люди знают-думают-считают что-то про нее, конечно вот так думают.

И  я без устали ей внушала противоположное:) Что людям совершенно наплевать на других людей, никто особенно не думает и не всматривается в других - и это не огорчительное понимание, а освободительное. Никому до тебя нет дела, не бойся. Ты не стоишь в центре вселенной, где все только и думают или наблюдают за тобой. Люди обычно заняты собой по уши - либо своим делом, либо своим собственным эго. А исходя из этого - никто про тебя телепатически не знает ничего - хороша ли ты, умела и талантлива - или ужасна и неумела. Пока ты сама не проявишься, ты будешь невидимкой. Неважно, какой у тебя потенциал невидимый, важно то, как ты видимо проявляешься. Художник не тот, кто "умеет", художник - это тот, кто "рисует".

И отдельно я уговаривала ее, что если  проявлять видимый интерес к предмету, честно говорить, какое место он занимает в твоей жизни помимо официальных уроков, "хвастаться" своими достижениями - учителю это приятно и радостно, а не наоборот. Бессмысленную "скромность", доставшуюся в наследство от прежней страны, здесь никто не в состоянии оценить. Потому что и ценности у нее нет никакой. В этой жизни ценится инициатива,  желание сделать что-то, желание быть лучшим в деле, желание проявить свои таланты, умения, знания. Ей долго казалось, что учителям дела нет до внутреннего мира учеников (но при этом они волшебным образом должны провидеть, какой конкретно у нашей богатый внутренний мир:)). И я ее все время убеждала - я много преподавала, и я знаю - учителя любят тех, кто любит учиться, кому нравится их предмет, кто старается и хочет быть лучше. За исключением некоторых садистских вывернутомозгов (и то, в советской школе), которым важно угнести и унизить, прижучить, дать по носу -  и это им гораздо важнее, чем даже любовь к их предмету - большинство учителей очень ценят интерес к своему предмету и прикладываемые старания.

И вот тоже я вижу, как она переменилась и в этом. Все арт-профессора ее любят, с удовольствием встречаются с нею отдельно, дают советы профессиональные, рассказывают о себе  и своем пути. Вместо сидения в уголке и тихого молчания, она рисуется сразу с первого занятия - и говорит - о, теперь я вижу, как они радуются этому. В американских школах и университетах нет такого, что одна группа последовательно проходит один курс вместе год за годом. Арткласс в университете может взять тот, кто уже несколько лет последовательно учился на художественной специальности, а может какой-нибудь биохимик или студент социальных дисциплин - так что в одном классе сидят и очень мотивированные студенты и почти посторонние, которые взяли этот предмет для общего развития. Наконец-то мой ребенок поверил моему преподавательскому опыту, что учитель страшно ценит тех, кто заинтересован, кто углубляется в предмет, кто с удовольствием закапывается, а не нехотя и нога за ногу формально отделывается от задания. У нее фокус сместился - со страшно эгоцентричного - весь мир вращается вокруг меня - на реалистичный - где она в состоянии видеть других людей с их чувствами, надобностями и намерениями так же, как видит себя среди них.

Теперь даже странно ей, что не всегда было так. Теперь она вместо того, чтобы облегчать и упрощать свои отклики на задания, усложняет и задает себе дополнительные вызовы. Все пробуют что-то на маленьких холстах - она сразу берет большой. Все пишут эссе про рококо с английскими цитатами, она читает французские источники и ставит  цитаты из французских искусствоведов и сама переводит их. Все на керамике лепят, как выйдет - она осваивает гончарный круг. Моя душа - и преподавателя и человека, обожающего учиться, радуется на такое поведение чрезвычайно.

Ну и родитель во мне постоянно радуется - то, что, казалось, почти без надежды сеялось и сеялось - всходит и колосится. Причем ребенок так это усваивает - что такое поведение кажется настолько естественным, что она искренне забывает, что когда-то было иначе - и изумляется  на мои раскопанные воспоминания: неужели я могла так бессмысленно себя вести?
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: glassembroidery
2015-11-28 01:37 am (UTC)
Замечательно как! Мне кажется , что когда есть доверие между взрослым - родителем и ребёнком , то ребенок переносит эти отношения и на других взрослых, учителей, родителей других детей, мам мальчиков знакомых. То есть открыт , доброжелателен в общении. Ну и реакция на его поведение скорее будет позитивная. У меня вот ,к сожалению, было по- другому. Я переносила недоверие и насторожённость . И это мне не помогало:))). А вот у дочери ситуация выправилась. Я так была рада за неё , как легко ей давались взаимоотношения со взрослыми всегда с детства, так и потом с преподавателями в университете, боссами на работах. Такое удовольствие вас читать и видеть подтверждение своим каким то мыслям.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-11-29 08:21 am (UTC)
Мне уже кажется, что открытость это какое-то врожденное внутреннее чувство... Кто хочет быть закрытым, того доверие внутри семьи приведет опять к такому же решению закрыться: это у нас внетри семьи такие, а снаружи чужие и нужно быть настороже:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Марина Хромина
2015-11-28 02:22 am (UTC)
12
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hope_t
2015-11-28 02:50 am (UTC)
:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mamashamashi
2015-11-28 02:51 am (UTC)
Как здорово!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ирина андриянова
2015-11-28 03:20 am (UTC)
класс! у нас дружной реакцией было бы - тебе что, больше всех надо?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-11-29 08:23 am (UTC)
Вот я перечитывала сейчас старый пост про афишу для спектакля, и там встречались вот такие коменты - а теперь ее будет ненавидеть весь класс, а теперь она растеряет друзей, а теперь она испортит себе репутацию. И меня это удивляло - потому что уж что-что, а это в голову не приходило.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yu_mopeda_luks
2015-11-28 04:47 am (UTC)
Хочется просто поставить лайк или отметку, что синхронична в этом понимании...

Особенно, после новости, как девушки сбегают к мужчинам, несущих миссию уничтожения хоть одного человека. Девушка - отличница. И мама в интервью говорит, что родила "ч...е". Мне это страшно читать. Если человек так говорит про своего ребенка,значит, что-то в воспитании не так пошло, раз так резко дочь решила изменить жизнь.

В целом в моем восприятии,ваш пост,как напоминание о важных деталях. О самовыражении тоже.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-11-29 08:24 am (UTC)
Девушки вообще очень хрупкие мозгами создания... Не всегда из них в результате получаются люди, а не старые девушки:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aeleeta_a
2015-11-28 07:15 am (UTC)
Как это по-настоящему здОрово! :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: integral_lebega
2015-11-28 07:19 am (UTC)
12
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: merezhyvo
2015-11-28 07:25 am (UTC)
За "Пока ты сама не проявишься, ты будешь невидимкой" - отдельное спасибо. Кажется, так и не сумела окончательно изжить "бессмысленную "скромность", доставшуюся в наследство от прежней страны", ну и от родителей частично...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: natalia_vesna
2015-11-28 11:21 am (UTC)
+100! Я тоже хотела поблагодарить именно за эти слова. Меня тоже зацепили. И получается, что сейчас что-то не делаю частично из-за такой же эгоцентрической позиции ((
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: marina_mareika
2015-11-28 08:37 am (UTC)
Какая вы мудрая мама:)
Да, я росла с убеждением не высовываться, не выпендриваться, "ты что, умнее всех?!", "тебе что, больше всех надо?!...
Это очень мешало потом.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-11-29 08:27 am (UTC)
А у меня папа был с постоянной присказкой: хорошо, хорошо, только не нужно хвастаться! - если я радовалась успеху какому-то своему. И он нисколько мне не желал дурного, ему просто тоже такую автоматическую реакцию привили. Если бы задать ему вопрос - зачем так? - он бы наверное, логически тоже додумался до вредности такого подхода.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lizaberika
2015-11-28 09:16 am (UTC)
>>Что людям совершенно наплевать на других людей, никто особенно не думает и не всматривается в других - и это не огорчительное понимание, а освободительное. Никому до тебя нет дела, не бойся.
Оооо, только вчера имела разговор на эту тему с племянницей. Ужасно загоняется, что про нее думают окружающие, добро б окружающие, а то вовсе прохожие. И как ей внушить обратное не знаю. Не верит :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-11-29 08:29 am (UTC)
Они и не будут верить:) Но это как-то израстается со временем. Хотя в подростковости прямо никак не поверить в то, что и прохожим тоже нет никакого дела:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: swiss_alisa
2015-11-28 10:03 am (UTC)
Какие у вас доверительные и глубокие отношения! Хорошо, когда родители и выросшие дети интересны друг другу. Мне интересно , у вас самой с родителями отношения складывались по похожему сценарию, и если нет, то как и где удалось найти такую мудрость в воспитании детки?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-11-29 08:31 am (UTC)
У меня были хорошие родители - в том, что не мешали нам с сестрой, не вставали на дороге, верили, что мы не из глупости принимаем свои решения. Но я с ними и сотой доли такого, как детка с нами не обсуждала. Мне бы в голову не пришло с родителями говорить. Но у меня были очень хорошие и много думающие друзья, так что эта надобность была покрыта.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ro_alta
2015-11-28 10:35 am (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: irnik_art
2015-11-28 10:58 am (UTC)
Зацепила фраза:"то, что, казалось, почти без надежды сеялось и сеялось - всходит и колосится."
Тоже так было у меня с сыном.Хотя я не занималась с ним так много как вы с деткой.Просто отвечала на все его вопросы честно.И было такое удивление, когда он на какой-то сложный этический вопрос ответил легко,но почти моими словами. Но это были уже его слова, выстраданные как будто.Чаще слышишь как много вложено в детей и как мало получено в ответ. У меня какое-то ощущение ,что он сам вырос. Похоже вы тоже просто очень умело помогали дочери вырасти самой, такой ,какой она сама захотела.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-11-29 08:32 am (UTC)
У меня тоже ощущение, что она сама выросла. Но я так и не знаю, где правда:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: somnevajus
2015-11-28 11:05 am (UTC)
Хорошо у вас все получилось ))))) и здорово, что вы об этом рассказываете.
(Reply) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>