Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

День благодарения - думаю про детку

Когда детка уезжала учиться, я вполне была готова к тому, что звонить она будет изредка. Я такое видела среди своих юных друзей, уехавших из дома - родителям звонили иногда, ритуально узнать, как дела и рассказать про себя.

Но ребенок звонит практически каждый день, болтает то с папой, то с мною. Она ходит пешком на учебу или едет куда-нибудь к друзьям - и в этот кусок незанятого времени звонит и  проводит время за разговорами. Из-за этого я пишу в жж меньше, чем могла бы:) Потому что детка с удовольствием выслушивает новые мои идеи, то, до чего я додумалась, или методы очередные, которые я придумала. Мы с ней обсуждаем в деталях и подробностях - вот уже и писать не нужно:)

Сенксгивинг в этот раз она провела не с нами, осталась у себя. А там приехал мальчик, который за нею ухаживает и повел ее на праздничный обед с индейкой к своим родителям. Ребеночек пошел в меня в юности - меня очень любили мамы мальчиков знакомых, даже если я никаких близких отношений с этими мальчиками не планировала. Так и детка дружит с мамами мальчиков - и даже продолжает дружить после того, как мальчиков бросает.

Вот эта мама из праздничных гостей к ней особенно расположена. Она делает украшения в качестве хобби ( и все время дарит детке что-нибудь). Она преподает студентам, которые будут преподавать английский, как второй язык. И она когда-то в детстве эмигрировала  с семьей в США, причем из ситуации с отсутствием гражданства. Детка находит с нею много общего -  с моими бусами, с одной из моих учеб, и с нашей ситуацией, когда мы ездили по разным странам, без одного общего для семьи гражданства и возможности где-то остановиться. Пока мы обсуждали преподавание английского, выяснилось, что ребенок не знает, на какую тему я писала диплом, и я ей рассказала в подробностях. Вот у нее и еще одна тема для обсуждения с той мамой.

Самое интересное, конечно, то, что детка рассказывает про своих друзей, соучеников, вообще про жизнь ровесников. И про своих преподавателей. Что мне особенно нравится - из-за этих постоянных разговоров  я вижу, как ребенок меняется, как уходит подростковая неуверенность в себе, слепая зацикленность на себе - когда кажется, что всему миру только и дело, что до тебя. Иногда  я вспоминаю (а у меня отличная память, я натуральная мама-слон) что было - и детка изумляется, неужели это было с нею, неужели она этого не умела и вот так реагировала. Она, оказывается, честно уже забыла об этом.

Я тут как раз недавно в разбираемых текстах наткнулась на рассказ про нее в старших классах. Они на занятиях по театру ставили пьесу (которую сами же написали), и она жаловалась мне, что кто-то рисует афишу - очень неумело и плохо, она смогла бы гораздо лучше. Я тогда изумилась - а зачем ты мне жалуешься, вместо того, чтобы взять и нарисовать свой вариант и предложить. Она точно так же изумилась - как это взять и предложить. Тогда у нее была такая взрывоопасная подростковая смесь в голове - я могу лучше, но никто же не просит, а они должны бы знать, что я могу лучше, но не просят, значит, меня в грош не ставят, я могу лучше, но, конечно, насылаться не стану, если сами не просят, потому что не понимают, как я могу лучше. И это отношение у нее было и к делам, и к учителям, и к занятиям. Смесь тоски, что она могла бы, жгучего желания - сами должны знать, и необъяснимой уверенности, что люди знают-думают-считают что-то про нее, конечно вот так думают.

И  я без устали ей внушала противоположное:) Что людям совершенно наплевать на других людей, никто особенно не думает и не всматривается в других - и это не огорчительное понимание, а освободительное. Никому до тебя нет дела, не бойся. Ты не стоишь в центре вселенной, где все только и думают или наблюдают за тобой. Люди обычно заняты собой по уши - либо своим делом, либо своим собственным эго. А исходя из этого - никто про тебя телепатически не знает ничего - хороша ли ты, умела и талантлива - или ужасна и неумела. Пока ты сама не проявишься, ты будешь невидимкой. Неважно, какой у тебя потенциал невидимый, важно то, как ты видимо проявляешься. Художник не тот, кто "умеет", художник - это тот, кто "рисует".

И отдельно я уговаривала ее, что если  проявлять видимый интерес к предмету, честно говорить, какое место он занимает в твоей жизни помимо официальных уроков, "хвастаться" своими достижениями - учителю это приятно и радостно, а не наоборот. Бессмысленную "скромность", доставшуюся в наследство от прежней страны, здесь никто не в состоянии оценить. Потому что и ценности у нее нет никакой. В этой жизни ценится инициатива,  желание сделать что-то, желание быть лучшим в деле, желание проявить свои таланты, умения, знания. Ей долго казалось, что учителям дела нет до внутреннего мира учеников (но при этом они волшебным образом должны провидеть, какой конкретно у нашей богатый внутренний мир:)). И я ее все время убеждала - я много преподавала, и я знаю - учителя любят тех, кто любит учиться, кому нравится их предмет, кто старается и хочет быть лучше. За исключением некоторых садистских вывернутомозгов (и то, в советской школе), которым важно угнести и унизить, прижучить, дать по носу -  и это им гораздо важнее, чем даже любовь к их предмету - большинство учителей очень ценят интерес к своему предмету и прикладываемые старания.

И вот тоже я вижу, как она переменилась и в этом. Все арт-профессора ее любят, с удовольствием встречаются с нею отдельно, дают советы профессиональные, рассказывают о себе  и своем пути. Вместо сидения в уголке и тихого молчания, она рисуется сразу с первого занятия - и говорит - о, теперь я вижу, как они радуются этому. В американских школах и университетах нет такого, что одна группа последовательно проходит один курс вместе год за годом. Арткласс в университете может взять тот, кто уже несколько лет последовательно учился на художественной специальности, а может какой-нибудь биохимик или студент социальных дисциплин - так что в одном классе сидят и очень мотивированные студенты и почти посторонние, которые взяли этот предмет для общего развития. Наконец-то мой ребенок поверил моему преподавательскому опыту, что учитель страшно ценит тех, кто заинтересован, кто углубляется в предмет, кто с удовольствием закапывается, а не нехотя и нога за ногу формально отделывается от задания. У нее фокус сместился - со страшно эгоцентричного - весь мир вращается вокруг меня - на реалистичный - где она в состоянии видеть других людей с их чувствами, надобностями и намерениями так же, как видит себя среди них.

Теперь даже странно ей, что не всегда было так. Теперь она вместо того, чтобы облегчать и упрощать свои отклики на задания, усложняет и задает себе дополнительные вызовы. Все пробуют что-то на маленьких холстах - она сразу берет большой. Все пишут эссе про рококо с английскими цитатами, она читает французские источники и ставит  цитаты из французских искусствоведов и сама переводит их. Все на керамике лепят, как выйдет - она осваивает гончарный круг. Моя душа - и преподавателя и человека, обожающего учиться, радуется на такое поведение чрезвычайно.

Ну и родитель во мне постоянно радуется - то, что, казалось, почти без надежды сеялось и сеялось - всходит и колосится. Причем ребенок так это усваивает - что такое поведение кажется настолько естественным, что она искренне забывает, что когда-то было иначе - и изумляется  на мои раскопанные воспоминания: неужели я могла так бессмысленно себя вести?
Tags: detka, dochki-materi
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →