Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Как дети рисовали трактат по египетскому канону

Я тут, пока писать нельзя было, почему-то много думала о том, как ребенок научается читать и рисовать. Вот как у него впервые происходит переход видения - от объемного предмета к линейному рисунку на плоскости? И как от знания букв он начинает прочитывать слова в их звучащем виде - и понимать их значение?

И вспоминала, как я преподавала в архитектурно-дизайнерской школе. Это была лучшая сканерская работа, какая у меня только была - только  я в тот момент не понимала, почему (как и про свое сканерство). Так вот, там у меня были младшие классы - от четырех до семи лет - и они как раз были идеальной аудиторией для работы с вот этим - как человек изображает что-то на плоскости - и как прочитывает смысл в наборе бессмысленных букв. И мы чуть ли не все первое полугодие занимались письменностью. У нас с сестрицей тогда была настольная книжка - "Между двух стульев" Клюева, и детям досталось по полной от "асимметричного дуализма языкового знака".

Асимметричный дуализм (то есть несовпадающая двойственность) слова, скажем, означает, что у слова  есть его форма звуковая и есть смысл - то, что оно означает. И две эти части слова почти не связаны. То что стол назвали  звуковым образом "стол", никак не связано и не вытекает из физического предмета "стол". Любой другой язык может называть этот предмет иначе, со временем и в этом языке может прижиться другое слово для предмета, а старое отпасть. (Вот поэтому, кстати, я люблю славянские языки - там как раз наглядно видно, как другие слова и другие формы братья-славяне решили взять для того же слова). А одно и то же по виду слово ( "лук", например) может означать совершенно разные предметы.

А дальше еще вступает письменность, как будто предыдущего было мало! И письменность развивается по-разному. И дети у меня рисовали вот такие разные виды письменности.

Начинали мы вообще с первобытного искусства. Еще до письменности - как искусство начиналось с отпечатков - первые вещи не рисовались, а "отпечатывались". Узоры на глине, отпечатки рук на стенах. Наигравшись с красивыми цветными отпечатками рук, перешли к изображениям. Я им читала ужасно смешную сказку Киплинга про первое письмо, которое написала маленькая девочка - она нарисовала фигурки, которые как комикс, должны были передать смысл письма. От этого мы  и оттолкнулись - поначалу послание, текст были в прямых картинках. Слово обозначалось нарисованным предметом. В процессе предмет рисовался все схематичнее, условнее и быстрее - и превращался в иероглиф.

Одна из самых красивых работ у них была про иероглифы и египетский канон изображения. Египтяне свои изображения ведь делали не от дурости, а очень логично и продуманно. А когда все придумали, оформили это в виду канона - то есть предписанных правил, как изображать человека. И вот дети мои делали такой "папирусный" свиток с описанием канона. Если человека нарисовать ровно в фас, мы хорошо видим его лицо, но совершенно не видим, что у него с прической, головный убором египетским. Мы видим тело в фас и со всей одеждой, но не видим движения рук. Ноги тоже выглядят столбами. Если нарисовать в профиль - отлично видно все, что на голове, все сложные прически и головные уборы, видно движение руки - но она одна и закрывает туловище - да и туловище видно плохо, кому интересны подмышки? Ногу видно хорошо - прямо со ступней. Тогда египетские художники взяли лучшее от обеих поз и  решили изображать голову в профиль, плечи с руками в фас, а бедра и ноги опять в профиль. Глаз на лице тоже изображался в фас - так его было хорошо видно со всей тяжелой подводкой.

И вот на больших листах желтоватой бумаги они рисовали три фигуры одного и того же человека - по бокам в фас и профиль, в центре - египетский совмещенный канон. Я им много рассказывала про богов разных, и все выбирали себе кого-то, кто им нравился. Три нарисованных вида нужно было правильно совместить - все они должны были быть проекциями одного итого же  существа - голова то же  место занимает, руки там же, длина туловища та же. (Вот, кстати, хитрый метод - дети учились очень многому. не подозревая этого. Тут вот и начала умения читать чертежи в разных проекциях, и изображение предмета с разных сторон - пригодится для скульптуры или мультипликации). Вокруг изображений, широкой рамой, шел текст. Текст должен был быть трактат о том, как изображать человека. То есть это все - такое описание канона с иллюстрацией.

Иероглифы мы тоже  в обилии рассматривали - все фигурки, ноги и крылья и обсуждали, как картинка означает предмет или действие ( нога - значит, написано "идти"). Это все очень хорошо вытекало из   рисунков по сказке Киплинга "Как было написано первое письмо" про первобытную девочку Таффи ( если не читали, очень рекомендую!) И понятные иероглифы и иероглифы, которые превращались в более условные изображения - все порисовали. Так что  в текстовой части дети оторвались. Они рисовали сплошные полотна иероглифов и изображали, будто рассказывают про фас и профиль и как поворачивать фигуру. Фигуры были цветные с обводкой, а текст черный.

Работы были большие и очень красивые у всех. А у меня еще было одно сквозное требование к работам - они должны быть "выставочно готовыми". То есть никаких неопрятных пятен клея, грязных отпечатков пальцев, мятых углов. Уважение к зрителю и уважение к своему труду. Я потом  читала лекции для преподавателей искусства в средних школах, и они спрашивали и об этом тоже - как я этого добивалась. Никак, отвечала я. Просто говорила с самого начала - вы люди, которые будут определять вещественный  мир с художествнной точки зрения в следующем поколении. Мы растем среди ужасных кривых вещей, ваша миссия будет изменить это. Поэтому вы должны с уважением и ответственностью относиться ко всему - к работе, к инструментам, к представлению своих работ. Если вы хотите ровные и дизайнерски прекрасные утюги и автомобили вокруг, начнем с того, что вы учитесь дизайнерски красиво относиться к любой своей работе. И они мне поверили:)

Это "папирусные" работы потом мы монтировали на листы черного картона и я отчертила вокруг  белыми линиями архитектурным рапидографом. И так тридцать раз:)

(Потом мы еще писали хайку и рисовали тушью, от иероглифов переходили к буквенному письму и рисовали дивной красоты азбуку, но об этом когда-нибудь в другой раз:))

Мне казалось, что я больше писала про своих учеников и занятия, но нашла пока только два еще поста в прошлом. Все про это под тэгом в этом посте - zapiski_prepodavatelya
Tags: art_for beginners, zapiski_prepodavatelya
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →