?

Log in

No account? Create an account
Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Как дети рисовали трактат по египетскому канону [Nov. 4th, 2015|12:32 pm]
Alika
[Tags|, ]

Я тут, пока писать нельзя было, почему-то много думала о том, как ребенок научается читать и рисовать. Вот как у него впервые происходит переход видения - от объемного предмета к линейному рисунку на плоскости? И как от знания букв он начинает прочитывать слова в их звучащем виде - и понимать их значение?

И вспоминала, как я преподавала в архитектурно-дизайнерской школе. Это была лучшая сканерская работа, какая у меня только была - только  я в тот момент не понимала, почему (как и про свое сканерство). Так вот, там у меня были младшие классы - от четырех до семи лет - и они как раз были идеальной аудиторией для работы с вот этим - как человек изображает что-то на плоскости - и как прочитывает смысл в наборе бессмысленных букв. И мы чуть ли не все первое полугодие занимались письменностью. У нас с сестрицей тогда была настольная книжка - "Между двух стульев" Клюева, и детям досталось по полной от "асимметричного дуализма языкового знака".

Асимметричный дуализм (то есть несовпадающая двойственность) слова, скажем, означает, что у слова  есть его форма звуковая и есть смысл - то, что оно означает. И две эти части слова почти не связаны. То что стол назвали  звуковым образом "стол", никак не связано и не вытекает из физического предмета "стол". Любой другой язык может называть этот предмет иначе, со временем и в этом языке может прижиться другое слово для предмета, а старое отпасть. (Вот поэтому, кстати, я люблю славянские языки - там как раз наглядно видно, как другие слова и другие формы братья-славяне решили взять для того же слова). А одно и то же по виду слово ( "лук", например) может означать совершенно разные предметы.

А дальше еще вступает письменность, как будто предыдущего было мало! И письменность развивается по-разному. И дети у меня рисовали вот такие разные виды письменности.

Начинали мы вообще с первобытного искусства. Еще до письменности - как искусство начиналось с отпечатков - первые вещи не рисовались, а "отпечатывались". Узоры на глине, отпечатки рук на стенах. Наигравшись с красивыми цветными отпечатками рук, перешли к изображениям. Я им читала ужасно смешную сказку Киплинга про первое письмо, которое написала маленькая девочка - она нарисовала фигурки, которые как комикс, должны были передать смысл письма. От этого мы  и оттолкнулись - поначалу послание, текст были в прямых картинках. Слово обозначалось нарисованным предметом. В процессе предмет рисовался все схематичнее, условнее и быстрее - и превращался в иероглиф.

Одна из самых красивых работ у них была про иероглифы и египетский канон изображения. Египтяне свои изображения ведь делали не от дурости, а очень логично и продуманно. А когда все придумали, оформили это в виду канона - то есть предписанных правил, как изображать человека. И вот дети мои делали такой "папирусный" свиток с описанием канона. Если человека нарисовать ровно в фас, мы хорошо видим его лицо, но совершенно не видим, что у него с прической, головный убором египетским. Мы видим тело в фас и со всей одеждой, но не видим движения рук. Ноги тоже выглядят столбами. Если нарисовать в профиль - отлично видно все, что на голове, все сложные прически и головные уборы, видно движение руки - но она одна и закрывает туловище - да и туловище видно плохо, кому интересны подмышки? Ногу видно хорошо - прямо со ступней. Тогда египетские художники взяли лучшее от обеих поз и  решили изображать голову в профиль, плечи с руками в фас, а бедра и ноги опять в профиль. Глаз на лице тоже изображался в фас - так его было хорошо видно со всей тяжелой подводкой.

И вот на больших листах желтоватой бумаги они рисовали три фигуры одного и того же человека - по бокам в фас и профиль, в центре - египетский совмещенный канон. Я им много рассказывала про богов разных, и все выбирали себе кого-то, кто им нравился. Три нарисованных вида нужно было правильно совместить - все они должны были быть проекциями одного итого же  существа - голова то же  место занимает, руки там же, длина туловища та же. (Вот, кстати, хитрый метод - дети учились очень многому. не подозревая этого. Тут вот и начала умения читать чертежи в разных проекциях, и изображение предмета с разных сторон - пригодится для скульптуры или мультипликации). Вокруг изображений, широкой рамой, шел текст. Текст должен был быть трактат о том, как изображать человека. То есть это все - такое описание канона с иллюстрацией.

Иероглифы мы тоже  в обилии рассматривали - все фигурки, ноги и крылья и обсуждали, как картинка означает предмет или действие ( нога - значит, написано "идти"). Это все очень хорошо вытекало из   рисунков по сказке Киплинга "Как было написано первое письмо" про первобытную девочку Таффи ( если не читали, очень рекомендую!) И понятные иероглифы и иероглифы, которые превращались в более условные изображения - все порисовали. Так что  в текстовой части дети оторвались. Они рисовали сплошные полотна иероглифов и изображали, будто рассказывают про фас и профиль и как поворачивать фигуру. Фигуры были цветные с обводкой, а текст черный.

Работы были большие и очень красивые у всех. А у меня еще было одно сквозное требование к работам - они должны быть "выставочно готовыми". То есть никаких неопрятных пятен клея, грязных отпечатков пальцев, мятых углов. Уважение к зрителю и уважение к своему труду. Я потом  читала лекции для преподавателей искусства в средних школах, и они спрашивали и об этом тоже - как я этого добивалась. Никак, отвечала я. Просто говорила с самого начала - вы люди, которые будут определять вещественный  мир с художествнной точки зрения в следующем поколении. Мы растем среди ужасных кривых вещей, ваша миссия будет изменить это. Поэтому вы должны с уважением и ответственностью относиться ко всему - к работе, к инструментам, к представлению своих работ. Если вы хотите ровные и дизайнерски прекрасные утюги и автомобили вокруг, начнем с того, что вы учитесь дизайнерски красиво относиться к любой своей работе. И они мне поверили:)

Это "папирусные" работы потом мы монтировали на листы черного картона и я отчертила вокруг  белыми линиями архитектурным рапидографом. И так тридцать раз:)

(Потом мы еще писали хайку и рисовали тушью, от иероглифов переходили к буквенному письму и рисовали дивной красоты азбуку, но об этом когда-нибудь в другой раз:))

Мне казалось, что я больше писала про своих учеников и занятия, но нашла пока только два еще поста в прошлом. Все про это под тэгом в этом посте - zapiski_prepodavatelya
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: krissja
2015-11-04 09:04 pm (UTC)
Про жизнь среди ужасных кривых вещей, про миссию изменить это и про отношение к своей работе - прям вот очень здорово.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-11-04 10:52 pm (UTC)
Я надеюсь, что они это запомнили:) Надо сеять, что-нибудь да взойдет!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: feruza
2015-11-04 09:55 pm (UTC)
это было очень интересно, жаль, что ты мало про это рассказываешь.
И интересно, что они уже взрослые, кем они стали и что они помнят?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-11-04 10:51 pm (UTC)
Я занесла в календарь напоминалки про разные эпизоды. Если будет получаться, буду писать понемногу про это.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: duuja
2015-11-05 12:21 am (UTC)
о, как интересно было все это читать. Спасибо! Детям с вами очень повезло...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: natixa
2015-11-05 04:01 am (UTC)
о, я читала в детстве про Таффи. я вообще "маленькие сказки" Киплинга очень любила.
здорово, что объясняли все детям, почему так, мне такого в детстве бы побольше
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lanasmi
2015-11-05 05:22 am (UTC)
Очень интересно.
Вот же повезло некоторым с учителем.
И все это можно привить уже от четырех до семи лет.
Асимметричный дуализм - красиво звучит...

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ollla_la
2015-11-05 05:45 am (UTC)
спасибо! мне очень хотелось бы больше читать у вас как раз про преподавание в архитектурно-дизайнерской школе. мне кажется, у моего ребенка есть задатки в архитектурном направлении, и я пытаюсь сообразить, как же я могу помочь им развиваться. мыслей много - но нужно же не обилие мыслий, а некая структура, понимание, что важно, а что так - деталь без цели и перспективы...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: angryredcat
2015-11-05 06:07 am (UTC)
12
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hari_tc
2015-11-05 07:06 am (UTC)
Потрясающая история!
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: my_kadrik
2015-11-05 08:07 am (UTC)
12
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aeleeta_a
2015-11-05 08:53 am (UTC)
Очень здОрово! Пока читала, представляла и кивала, представляла и кивала :)
И мысленно, конечно, увидела эти рисунки про египетский канон, но понимаю, что увидела "как я бы нарисовала", как жаль, что тогда не было в каждых руках хотя бы телефона с камерой, вот бы посмотреть на хоть одну картинку! Ужасно захотелось :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nuga_nagaina
2015-11-05 12:19 pm (UTC)
Каждый раз, как я читаю про ваше преподавание, я сильно завидую вашим ученикам!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ro_alta
2015-11-05 02:43 pm (UTC)
Спасибо! Очень интересно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: imb_irj
2015-11-05 05:15 pm (UTC)
Да, я этот рассказ помню с детства, и с удовольствием перечитала. И картинки в книге был забавные!
Как этим детям повезло, оказаться Вашими учениками!
Я тоже так учу своих скрипачат, учу и они не совсем знают, чему они учатся попутно. Но оно даёт плоды!)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olkab
2015-11-05 09:37 pm (UTC)
Ууу, как повезло вашим ученикам! Я просто обзавидовалась - и за себя, и за своих детей.
(Reply) (Thread)
From: durida
2015-11-05 09:41 pm (UTC)
Все это очень интересно! Спасибо
Единственное, после знакомства со словообразованием у меня родилось другое понимание, что как раз то, что "столом" назвали стол, вытекает из физических свойств предмета, а именно, то, что стоит, стояние, стол (однокоренные слова). Как могут явления и предметы называться случайным образом?) Слово исходило из первоначального слога, слог - из звука... длинная эволюция. Интересна в этом плане книга А. С. Шишкова (Президент Российской Академии Наук, адмирал) "Корнеслов".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-11-05 09:55 pm (UTC)
Так даже слово "стоять" не имеет никакой связи с актом стояния. Если бы такая связь была, то у всех народов звуковая форма была совершено одинаковая - стоят ведь все одинаково. А венгры, например, это называют "халогат", узбеки "катак", а финны "пилтуу".
(Reply) (Parent) (Thread)
From: durida
2015-11-08 07:18 pm (UTC)
Конечно, сложностей раскрыть тему словообразования хватает, и много того, что узнать теперь невозможно. Откуда нам знать почему именно корень "ст" применим к теме стояния?Глубь времен. Тем не менее, книга в этом плане интересна. Там и конкретно про звуки есть (вот о чем говорите), на основе которых строились какие-то корни, из которых вытекали слова (не вспомню пример, потому что читала ранее, надо перечитать), и примеры того, как одно и то же слово у многих народов повторяется, о всем словам это, конечно же, не относится.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: katomyaso
2015-11-05 09:46 pm (UTC)
12
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: milamuza
2015-11-05 10:28 pm (UTC)
Очень интересно прочесть. Готовая идея для воплощения преподавателями рисования и родителями. С удовольствием буду читать дальнейшие посты на эту тему. Благодарю.
(Reply) (Thread)