Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Брэд Холланд об иллюстраторских стоках 15 лет назад, в книге The Education of an Illustrator

Ну вот, про самого Брэда Холланда я написала, теперь про его статью о стоках из книги "Образование иллюстратора".
The Education of an Illustrator


Стоки, рисовать для стоков, купить на стоке - сегодня это все относится к сайтам в интернете, где продается огромное количество готовых картинок и фотографий. Большинство картинок там специально рисуются для стоков, большАя часть художников рисуют преимущественно на стоки.

А пятнадцать лет назад это выглядело иначе.

Брэд Холланд описывает это так. Иллюстратор обычно рисует что-то на заказ, передает права заказчику на ограниченное время, получает за это достаточные деньги за оригинальную самостоятельную иллюстрацию. Через какое-то время права возвращаются к нему. На руках у него работа - и он может снова продать права на ее использование - уже в другом месте. Но ему нужно искать этих новых заказчиков, заключать с ними новые договоры и запоминать новый срок использования работы.

И тут  появляются люди, которые понимают, что на этом можно заработать. Они обходят кучу иллюстраторов и говорят: у вас остаются ненужные картинки с вернувшимися правами? Давайте их нам, мы будет продавать. Подпишете с нами контракт и забот не знайте! Цену мы будем назначать сами, вам будет доставаться половина. Цены будут маленькие - но вы будете набирать за счет множественных продаж! А мы будем "агентство".

Они не являются по мнению Холланда  агентством - потому что не ищут заказы для художников. Его эта практика возмущает неимоверно. Он говорит - одной заказанной картинкой вы можете заработать в десятки раз больше,  а купленная на стоках картинка отнимает работу у вас или коллеги. Если заказчик может купить работу задешево - зачем он пойдет к художнику? И если он знает, что может купить задешево - он будет занижать бюджет на это, выделять на иллюстрацию ничтожные деньги. и может приучить тех, кто деньги выделяет, что это и есть нормальные траты.

Интересы художников их не интересуют - они получат свое из расчета "пять старушек-рупь", то есть за счет массовых продаж  того, на что они не потратили ни копейки. А  каждый отдельный художник получит именно что копейки.

При этом в те времена стоковые фирмы печатали роскошные каталоги бумажные и рассылали и предлагали их всем. У них были отличные возможности для рекламы, тратиться нужно было только на печать, самим художникам ничего не платить. Окучив существующих художников с картинками на руках, они придумали следующий шаг - предлагать молодым художникам и студентам отдавать стоковой фирме картинки . Заказов у них еще нет, работы они могут делать бесплатно, а заманивают их возможностью прорыва на рынок, возможностью того, что их увидят. ( Ну увидят за копейки, откуда следует, что эти люди захотят заплатить им реальную цену за заказную работу?). Использовав эту возможность, хозяева стоков открыли еще одну. Есть известные и популярные иллюстраторы, заказы у которых стоят дорого. Стоки предложили начинающим иллюстраторам копировать для них стили, делать картинки в таком стиле и отдавать стокам. Возникало куча  возмущений, когда на стоках продавались сплагиаченные картинки за небольшие деньги.

Вот Холланд страшно возмущается этими барыгами от искусства, и призывает коллег не давать им работы, продавать самим за деньги такие же или близкие к заказанным работам, создавать свои объединения. Загвоздка тут в том, что несколько отдельных художников не могут объединиться и сказать - мы будем держать цены, как нам нравится. Потому что с точки зрения закона, каждый из них - отдельная бизнес-единица - точно такая же, как большая фирма-сток. И если они объединятся - это будет объединение нескольких организаций против единичного бизнеса - с целью его подорвать. Стоковая фирма тут же подает в суд и художественному товариществу сильно не поздоровится.

Еще он пишет, как сложно выйти из такого контракта - потому что он написан так, что если в течение шестидесяти дней не забрать права после окончания пяти лет - контракт автоматически продляется. А расторгнуть его нужно отдельно по каждой картинке, отдельным заявлением.

Он там приводит адреса, куда писать организациям, которые могут помочь, адреса некоммерческих объединений иллюстраторских и дизайнерских - которые тоже хотя и неоткрыто, но против стоковой политики.

И вот самое интересное - он пишет  с надеждой победить эту стоковую политику. А мы читаем пятнадцать лет спустя и видим уже, что из этого вышло. Стоки переместились в интернет, вместо печатных каталогов - онлайновые, вместо перелистывания - поиск по ключевым словам, вместо обращения к художникам и уговаривания их отдать картинки - люди сами выстраиваются в очередь, и еще нужно пройти строгий контроль, чтобы работы пропустили. В основном контингент, мне кажется, такой же - начинающие художники и художники, которые специально не рисуют, но сбрасывают туда побочные продукты основной деятельности или те же иллюстрации, на которые вернули себе права. Но прибавилась еще категория - люди, которые посвятили себя стокам и рисуют практически только туда.

Кроме того, хозяева стоков нашли еще один способ получать деньги - подписка. Чтобы покупать картинки за небольшие деньги, нужно подписаться и заплатить деньги заранее. Это отличный ход - потом люди могут и не покупать, но плата от них уже получена. И с другой стороны - раз уплочено - хочется пользоваться ценой и покупать они будут больше.

Интересно, что Холланд сейчас считает - составляют ли стоки по-прежнему конкуренцию хорошим иллюстраторам? Все так же негодует?
Tags: anthropology, illustrator_books, reading
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments