The Education of an Illustrator

Стоки, рисовать для стоков, купить на стоке - сегодня это все относится к сайтам в интернете, где продается огромное количество готовых картинок и фотографий. Большинство картинок там специально рисуются для стоков, большАя часть художников рисуют преимущественно на стоки.
А пятнадцать лет назад это выглядело иначе.
Брэд Холланд описывает это так. Иллюстратор обычно рисует что-то на заказ, передает права заказчику на ограниченное время, получает за это достаточные деньги за оригинальную самостоятельную иллюстрацию. Через какое-то время права возвращаются к нему. На руках у него работа - и он может снова продать права на ее использование - уже в другом месте. Но ему нужно искать этих новых заказчиков, заключать с ними новые договоры и запоминать новый срок использования работы.
И тут появляются люди, которые понимают, что на этом можно заработать. Они обходят кучу иллюстраторов и говорят: у вас остаются ненужные картинки с вернувшимися правами? Давайте их нам, мы будет продавать. Подпишете с нами контракт и забот не знайте! Цену мы будем назначать сами, вам будет доставаться половина. Цены будут маленькие - но вы будете набирать за счет множественных продаж! А мы будем "агентство".
Они не являются по мнению Холланда агентством - потому что не ищут заказы для художников. Его эта практика возмущает неимоверно. Он говорит - одной заказанной картинкой вы можете заработать в десятки раз больше, а купленная на стоках картинка отнимает работу у вас или коллеги. Если заказчик может купить работу задешево - зачем он пойдет к художнику? И если он знает, что может купить задешево - он будет занижать бюджет на это, выделять на иллюстрацию ничтожные деньги. и может приучить тех, кто деньги выделяет, что это и есть нормальные траты.
Интересы художников их не интересуют - они получат свое из расчета "пять старушек-рупь", то есть за счет массовых продаж того, на что они не потратили ни копейки. А каждый отдельный художник получит именно что копейки.
При этом в те времена стоковые фирмы печатали роскошные каталоги бумажные и рассылали и предлагали их всем. У них были отличные возможности для рекламы, тратиться нужно было только на печать, самим художникам ничего не платить. Окучив существующих художников с картинками на руках, они придумали следующий шаг - предлагать молодым художникам и студентам отдавать стоковой фирме картинки . Заказов у них еще нет, работы они могут делать бесплатно, а заманивают их возможностью прорыва на рынок, возможностью того, что их увидят. ( Ну увидят за копейки, откуда следует, что эти люди захотят заплатить им реальную цену за заказную работу?). Использовав эту возможность, хозяева стоков открыли еще одну. Есть известные и популярные иллюстраторы, заказы у которых стоят дорого. Стоки предложили начинающим иллюстраторам копировать для них стили, делать картинки в таком стиле и отдавать стокам. Возникало куча возмущений, когда на стоках продавались сплагиаченные картинки за небольшие деньги.
Вот Холланд страшно возмущается этими барыгами от искусства, и призывает коллег не давать им работы, продавать самим за деньги такие же или близкие к заказанным работам, создавать свои объединения. Загвоздка тут в том, что несколько отдельных художников не могут объединиться и сказать - мы будем держать цены, как нам нравится. Потому что с точки зрения закона, каждый из них - отдельная бизнес-единица - точно такая же, как большая фирма-сток. И если они объединятся - это будет объединение нескольких организаций против единичного бизнеса - с целью его подорвать. Стоковая фирма тут же подает в суд и художественному товариществу сильно не поздоровится.
Еще он пишет, как сложно выйти из такого контракта - потому что он написан так, что если в течение шестидесяти дней не забрать права после окончания пяти лет - контракт автоматически продляется. А расторгнуть его нужно отдельно по каждой картинке, отдельным заявлением.
Он там приводит адреса, куда писать организациям, которые могут помочь, адреса некоммерческих объединений иллюстраторских и дизайнерских - которые тоже хотя и неоткрыто, но против стоковой политики.
И вот самое интересное - он пишет с надеждой победить эту стоковую политику. А мы читаем пятнадцать лет спустя и видим уже, что из этого вышло. Стоки переместились в интернет, вместо печатных каталогов - онлайновые, вместо перелистывания - поиск по ключевым словам, вместо обращения к художникам и уговаривания их отдать картинки - люди сами выстраиваются в очередь, и еще нужно пройти строгий контроль, чтобы работы пропустили. В основном контингент, мне кажется, такой же - начинающие художники и художники, которые специально не рисуют, но сбрасывают туда побочные продукты основной деятельности или те же иллюстрации, на которые вернули себе права. Но прибавилась еще категория - люди, которые посвятили себя стокам и рисуют практически только туда.
Кроме того, хозяева стоков нашли еще один способ получать деньги - подписка. Чтобы покупать картинки за небольшие деньги, нужно подписаться и заплатить деньги заранее. Это отличный ход - потом люди могут и не покупать, но плата от них уже получена. И с другой стороны - раз уплочено - хочется пользоваться ценой и покупать они будут больше.
Интересно, что Холланд сейчас считает - составляют ли стоки по-прежнему конкуренцию хорошим иллюстраторам? Все так же негодует?