?

Log in

No account? Create an account
Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Рассказ с цитированием - про техники старых итальянских мастеров [Oct. 22nd, 2015|08:44 pm]
Alika
[Tags|, , , ]

Поскольку мне много печатать нельзя, я сделаю хитрый пост, с перепечаткой чужого:)

Когда я писала недавно про рисование, там было упомянуто, что текст по следам разговора, но  я не рассказала с кем. А разговаривала я с Сашей Беляевым, который офигительно  умеет реалистично рисовать и писать как реальными материалами, так и и цифровыми. Я читала  его журнал,  и обнаружила там отличное объяснение живописной техники старых итальянских мастеров, которое меня неимоверно увлекло - потому что это рассказ на любимейшую мою тему - как что-то делается ( и особенно, как что-то делается в искусстве!)

Нас учили, что старые мастера сначала делали подмалевок - писали картину полностью монохромной, одним цветом, разбирая ее тональные отношение. Проще говоря - свет, тени, форму. А уж затем поверх прокладывали цвет - прозрачными лессировками, то есть разбавленными цветами, которые пропускали свет, а не пастозным густым поверхностным цветом. Теоретически я это знаю, но вот как они делали на практике - не видела, потому что это довольно длительный способ писать маслом. А тут на радость любителю технологий во мне Саша у себя как раз подробно с примерами такой способ показывает. Я под катом перепечатаю два поста - общие положения про живопись в такой технике и последовательность учебной работы. Даже не знаю, куда это в тэгах поставить, но наверное  в оба положу - и в арт для начинающих и  в техники иллюстрации.

У меня еще есть несколько интересных рассказов из книги "Образование иллюстратора", но они требуют длительного печатания, так что позже.
А сейчас - секреты старых мастеров!

Originally posted by scrawnypaws at Итальянская техника живописи. Общие положения.
Эта техника взяла за основу фламандскую, радикально ее переработав для нужд времени - огромный спрос на секулярные избражения, не требующие сложных тех. решений (специально подготовленная доска, стабилизированный грунт) и запредельной, до трех-четырех лет, длительности исполнения (цвет/тон набираются прозрачными "намывами", каждый слой должен полностью просохнуть).

Она также основана на особенностях человеческого восприятия и особенностях материала.

Метод работы.
Каждому художнику знакома проблема "белого" листа. Какой цвет или тон правильный? Как угадать? Как выбрать их, чтобы построить градиент при моделировке - вдруг выяснится, что для соседнего элемента не хватает тонального диапазона (черный уже недостаточно черен, вместо белого нужно, как шутят преподаватели, подставить позад холста лампу)? Вдруг цветовой контраст (например красный/зеленый) "перебьет" тональные валеры, "сплющив" форму?

К тому же, в отличие от реального мира, где все валеры (тон, насыщенность и т.п.) абсолютны, на холсте все относительно. Для передачи иллюзии объема, например, вместо космической тьмы и ослепительного солнца мы оперируем только черной и белой краской и их градациями. Вдобавок, они "светят" отраженным светом, который не идет в сравнение с прямым.

Так как выбрать?

Итальянцы задумались и ответили: никак.

Это принципиально невозможно. А значит, мы не будем даже пытаться. Вместо этого мы разделим задачу на две основные части - моделировку и колористику - и будем решать их раздельно. Сэкономим время и...деньги. А на третьем этапе подправятся детали, финализируются контрасты и добавится текстура, придающая полотну живость и некоторую...нерукотворность.

Моделировка.
Для передачи глубины и объема цвет не нужен (черно-белый телевизор тому пример). И спасибо Джотто и иже с ним, которые усовершенствовали идею три-тона - свет, полутон, тень - для передачи иллюзорного пространства.

Первым делом задается тональный диапазон - самое освещеное пятно, блик (отражение источника света) наносится чистыми белилами. Полутон -серый, тени - умбра (нат., жженая или их смесь). Фламандцы начинали этот процесс с белой доски, постепено набирая тон, как в акварели. Итальянцы подошли к этому более прагматично - бликов ( часто черных теней) как правило меньше, чем полутонов. Так зачем терять время? Загрунтуем холст "нейтрально" серым и будем только выбелять или темнить там, где совсем без этого не обойтись. Все остальное - грунт. Эта стадия называется подмалевком или grisaille - от фр. gris, серый.

Для этого есть и другие резоны.

Все знают, как в условиях низкой освещенности глаз видит картинку "зернистой". Замечательно - прозрачные земли (умбра) дают именно такое зерно из-за текстуры холста. Серый грунт имеет еле заметную зернистость. А плотно (пастозно) наложенные белила кажутся абсолютно гладкими, усиливая визуальный контраст, кторого нам всегда так не хватает.

Масляные краски "полупрозрачны" - не очень верный русский перевод слова Translucent - свойства, при котором свет рассеивается зернами пигмента внутри полимера (застывшее льняное масло), частично отражаясь от фона (подложки) уже окрашенным.

Это свойство и лежит в основе техники. Второй - цветной слой, наложеный с разной толщиной - по разному отразит свет. В тенях он совсем тонок и будет иметь все тот же "зернистый" характер. В полутонах, где грунт серый, он отразится сильнее, и там он должен иметь насыщенность, определющую цвет объекта. А там, где снизу белила, он будет сиять.

Именно поэтому ни одна выполненная alla prima (за один "покрас") работа не может соперничать по глубине и богатсву нюансов той, что выполнена в итальянской технике (в любой ее вариации).

Originally posted by scrawnypaws at Итальянская техника живописи. Гризайль, цвет, лессировка.
Вот пример учебной работы. На серый грунт нанесен линейный рисунок, света - чистыми белилами, тени -умброй. Преимущества очевидны - не нужно ломать голову над цветовыми контрастами, знай моделируй - что видишь, то и рисуешь.

На этой стадии можно "срезать" всевозможные углы. Грунт- любого цвета, оттенка (теплый, холодный) - в зависимости от финального колорита работы. Степень проработки тоже по выбору. Чем больше опыт, тем меньше нужда "вылизывать" нюансы - уже знаешь, где "сойдет и так", последующий слой выправит. Как правило, контрасты закладываются ниже финальных. В тенях - полегче, всегда можно "садануть" на стадии лессировки прозрачными темными слоями, доведя "до звона". В светах - то же самое, оставляется запас для бликов - они все-таки имеют разную силу на разных поверхностях (металл, стекло, полированное дерево и т.п.).

Обычно, в тенях - на тон легче, в полутонах - на пол тона, на тон светлее, чтоб компенсировать темноту лессировки. Тон -понятие условное, проще показать, чем рассказывать. Его можно сравнить с f-stop в фотографии: степень открытости диафрагмы. Принцип тот же.

И самое главное - НИКОГДА не лезть белилами в тени - их плотность убьет воздух, сделает всю работу "тяжелой".

Когда гризайль закончена и высохла "намертво", начинается собственно живопись. Метод опять-таки осонован на особенности восприятия. Если сощурить глаз "совсем-совсем", то мы паркточески не видим цвет пятна, но тон видим. Все, наверное, когда-то настраивали гамму монитора. Принцип тот же.

На палитре намешивается цвет - как кажется, на глаз. Мазок ставится в предназначеное ему место, глаз щюрится и сравнивает - сильно отлицается от окружщго серого по тону? Если нет, то пойдет. Если да, корректируется в нужную сторону. Как только большая часть холста получила свой цвет, можно уже сравнивать только цветовые пятна - грубых ошибок не будет, уже все решено.

Прелесть еще в том, что насыщенность и тональные нюансы можно варьировать просто за счет толщины маска. Кроме того, есть такая вещь, как оптическое смешение. "Дырки" между мазками не сломают форму, а только добавят богатства - и сэкономят краску :).

Когда стадия цвета завершена в массах, можно "отчеканить" детали, добавить мелкие.
Последняя стадия - лессировка. Как правило, это прозрачные земли, их плотность - "слеза гимназистки" :). Ими - как акварелью - доводятся контрасты в тенях, правятся мелкие огрехи. Они также работают, как искусственная "патина". Затекая в неровности мазков, холста, они придают работе текстурность, создают иллюзию мельчайших деталей поверхностей, которые нет смысла рисовать вручную.

Вот и все секреты. Осталось "только" сделать.:)

Гризайль.

Цвет.

Деталировка и лессировка.


Кaчество фотографий не очень, sorry.

________________
Конец цитат. Правда, здорово?
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: eilin_o_connor
2015-10-23 04:27 am (UTC)
офигительно, по-моему.
спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mamashamashi
2015-10-23 04:46 am (UTC)
Здорово.
Половину слов не понимаю, но как же здорово!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fyokla_9
2015-10-23 05:05 am (UTC)
Замечательно! Забавно, что первая мысль - ой, так все же просто! Ну-ка сейчас как быстренько пару шедевров сделаю!:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: cat_arch_angel
2015-10-23 05:06 am (UTC)
оочень здорово, спасибо! так вкусно описано, сразу захотелось попробовать)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: egarimea
2015-10-23 05:16 am (UTC)
Очень интересная штука! Прямо таки волшебная :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mors_ontologica
2015-10-23 05:42 am (UTC)
Как интересно, и сложно, и остроумно просто одновременно.

Попутно я случайно поняла, что мне не нравится в современно1 цифровой живописи - там не хватает третьей стадии, деталировки и лессировки, и видимо, так и не будет, потому что в цифре для этого нужен вагон терпения и море внимательности, так что рисунки останавливаются на второй стадии - "чуть-чуть не доделал" из-за которой фактуры остаются непроработанными и пластилиновыми.
Особенно в компьютерных играх. ) Например, тут:

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-10-23 05:50 am (UTC)
А вы посмотрите у Саши в журнале - сразу после этих постов идет пост про то, как он то же самое делает в цифре!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: voe_voda
2015-10-23 07:16 am (UTC)
Спасибо! Очень интересно, узнала много нового)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: loqva
2015-10-23 07:29 am (UTC)
Я правильно понимаю, что эта техника работает только для масла и для цифры?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-10-23 07:41 am (UTC)
А какие другие материалы вас интересуют? акварель сразу отметем. Акрил?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: conjure
2015-10-23 11:25 am (UTC)
О, я только занесла руку тебе писать, не дашь ли ты мне ссылку на Сашу. Очень круто. Я бы с удовольствием пошла к Саше подмастерьем, чтобы только научиться толково маслом писать. Вообще не мой материал, но скорее всего потому, что просто не умею.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: karinka_irinka
2015-10-23 12:09 pm (UTC)
Это так интересно! Описано лёгким языком, понятным человеку абсолютно не из художественной сферы (это я про себя). А уж как я потрясена и очарована сопутствующими иллюстрациями! Теперь пойду в журнал изучать, что там есть ещё, такое необычное для меня.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: Svetlana Romanova
2015-10-23 12:36 pm (UTC)

Невероятно интересно, спасибр!

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: taabat
2015-10-23 04:24 pm (UTC)
Есть ещё современная техника, когда делают подмалёвок цветом без белил, как будто акварелью - где темно, там густой тёмный цвет, а где светло - разбавленный. А потом поверх пишут с белилами передний план. Получается воздушный прозрачный фон.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-10-23 07:24 pm (UTC)
Если я правильно поняла то, что вы написали, вы имеете в виду по белому фону все тона набирать в монохроме. Саша же пишет, как сэкономить силы и время - средний тон проложить сразу в виде фона, тогда остается работать только с тенями и светами.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: inner_magnolia
2015-10-23 11:48 pm (UTC)
Translucent - частое слово в художественных книгах. Я для себя решила, что это будет "просвечивающий", т.к. прозрачный и правда не совсем то.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-10-24 01:53 am (UTC)
Да, точно, это очень хорошее слово!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: madame_prokopen
2015-10-24 01:04 am (UTC)
Эта техника подробно разобрана в книге "техника советской портретной живописи в главе о Лактионове. Чтобы быть точными нужно сразу оговориться что ждать просыхания белил можно вечность, часто они проседают некрасиво(я о светах пишу, которые делались пастозно) и старые мастера Италии всю подготовку с хорошим таким рельефом и даже фактурами в нем же прокладывали темперными красками, яичная темпера свежезамешанная каждый раз. Она просыхала за день два (а не за месяцы) и поверх шла лессировка масляными красками которые идеально сцеплялись с темперой, а та, в свою очередь отлично же сцеплялась с имприматурой и грунтом. И при этом темпера изолировала доску или холст от масел и тем способствовала её отличной сохранности. В общей сложности это отличная и быстрая техника,если учесть что под рукой всегда был мальчишка за еду или гроши перетиравший темперуи помогающий в работе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-10-24 01:38 am (UTC)
Сейчас, наверное, можно акрилом темперу заменять.
А что, Оля, была такая книга - Техника советской портретной живописи? О, я бы почитала. А Лактионов это же практически советский Семирадский:)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: _svetka
2015-10-25 08:41 am (UTC)
Очень интересно, спасибо.
(Reply) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>