Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Рассказ с цитированием - про техники старых итальянских мастеров

Поскольку мне много печатать нельзя, я сделаю хитрый пост, с перепечаткой чужого:)

Когда я писала недавно про рисование, там было упомянуто, что текст по следам разговора, но  я не рассказала с кем. А разговаривала я с Сашей Беляевым, который офигительно  умеет реалистично рисовать и писать как реальными материалами, так и и цифровыми. Я читала  его журнал,  и обнаружила там отличное объяснение живописной техники старых итальянских мастеров, которое меня неимоверно увлекло - потому что это рассказ на любимейшую мою тему - как что-то делается ( и особенно, как что-то делается в искусстве!)

Нас учили, что старые мастера сначала делали подмалевок - писали картину полностью монохромной, одним цветом, разбирая ее тональные отношение. Проще говоря - свет, тени, форму. А уж затем поверх прокладывали цвет - прозрачными лессировками, то есть разбавленными цветами, которые пропускали свет, а не пастозным густым поверхностным цветом. Теоретически я это знаю, но вот как они делали на практике - не видела, потому что это довольно длительный способ писать маслом. А тут на радость любителю технологий во мне Саша у себя как раз подробно с примерами такой способ показывает. Я под катом перепечатаю два поста - общие положения про живопись в такой технике и последовательность учебной работы. Даже не знаю, куда это в тэгах поставить, но наверное  в оба положу - и в арт для начинающих и  в техники иллюстрации.

У меня еще есть несколько интересных рассказов из книги "Образование иллюстратора", но они требуют длительного печатания, так что позже.
А сейчас - секреты старых мастеров!

Originally posted by scrawnypaws at Итальянская техника живописи. Общие положения.
Эта техника взяла за основу фламандскую, радикально ее переработав для нужд времени - огромный спрос на секулярные избражения, не требующие сложных тех. решений (специально подготовленная доска, стабилизированный грунт) и запредельной, до трех-четырех лет, длительности исполнения (цвет/тон набираются прозрачными "намывами", каждый слой должен полностью просохнуть).

Она также основана на особенностях человеческого восприятия и особенностях материала.

Метод работы.
Каждому художнику знакома проблема "белого" листа. Какой цвет или тон правильный? Как угадать? Как выбрать их, чтобы построить градиент при моделировке - вдруг выяснится, что для соседнего элемента не хватает тонального диапазона (черный уже недостаточно черен, вместо белого нужно, как шутят преподаватели, подставить позад холста лампу)? Вдруг цветовой контраст (например красный/зеленый) "перебьет" тональные валеры, "сплющив" форму?

К тому же, в отличие от реального мира, где все валеры (тон, насыщенность и т.п.) абсолютны, на холсте все относительно. Для передачи иллюзии объема, например, вместо космической тьмы и ослепительного солнца мы оперируем только черной и белой краской и их градациями. Вдобавок, они "светят" отраженным светом, который не идет в сравнение с прямым.

Так как выбрать?

Итальянцы задумались и ответили: никак.

Это принципиально невозможно. А значит, мы не будем даже пытаться. Вместо этого мы разделим задачу на две основные части - моделировку и колористику - и будем решать их раздельно. Сэкономим время и...деньги. А на третьем этапе подправятся детали, финализируются контрасты и добавится текстура, придающая полотну живость и некоторую...нерукотворность.

Моделировка.
Для передачи глубины и объема цвет не нужен (черно-белый телевизор тому пример). И спасибо Джотто и иже с ним, которые усовершенствовали идею три-тона - свет, полутон, тень - для передачи иллюзорного пространства.

Первым делом задается тональный диапазон - самое освещеное пятно, блик (отражение источника света) наносится чистыми белилами. Полутон -серый, тени - умбра (нат., жженая или их смесь). Фламандцы начинали этот процесс с белой доски, постепено набирая тон, как в акварели. Итальянцы подошли к этому более прагматично - бликов ( часто черных теней) как правило меньше, чем полутонов. Так зачем терять время? Загрунтуем холст "нейтрально" серым и будем только выбелять или темнить там, где совсем без этого не обойтись. Все остальное - грунт. Эта стадия называется подмалевком или grisaille - от фр. gris, серый.

Для этого есть и другие резоны.

Все знают, как в условиях низкой освещенности глаз видит картинку "зернистой". Замечательно - прозрачные земли (умбра) дают именно такое зерно из-за текстуры холста. Серый грунт имеет еле заметную зернистость. А плотно (пастозно) наложенные белила кажутся абсолютно гладкими, усиливая визуальный контраст, кторого нам всегда так не хватает.

Масляные краски "полупрозрачны" - не очень верный русский перевод слова Translucent - свойства, при котором свет рассеивается зернами пигмента внутри полимера (застывшее льняное масло), частично отражаясь от фона (подложки) уже окрашенным.

Это свойство и лежит в основе техники. Второй - цветной слой, наложеный с разной толщиной - по разному отразит свет. В тенях он совсем тонок и будет иметь все тот же "зернистый" характер. В полутонах, где грунт серый, он отразится сильнее, и там он должен иметь насыщенность, определющую цвет объекта. А там, где снизу белила, он будет сиять.

Именно поэтому ни одна выполненная alla prima (за один "покрас") работа не может соперничать по глубине и богатсву нюансов той, что выполнена в итальянской технике (в любой ее вариации).

Originally posted by scrawnypaws at Итальянская техника живописи. Гризайль, цвет, лессировка.
Вот пример учебной работы. На серый грунт нанесен линейный рисунок, света - чистыми белилами, тени -умброй. Преимущества очевидны - не нужно ломать голову над цветовыми контрастами, знай моделируй - что видишь, то и рисуешь.

На этой стадии можно "срезать" всевозможные углы. Грунт- любого цвета, оттенка (теплый, холодный) - в зависимости от финального колорита работы. Степень проработки тоже по выбору. Чем больше опыт, тем меньше нужда "вылизывать" нюансы - уже знаешь, где "сойдет и так", последующий слой выправит. Как правило, контрасты закладываются ниже финальных. В тенях - полегче, всегда можно "садануть" на стадии лессировки прозрачными темными слоями, доведя "до звона". В светах - то же самое, оставляется запас для бликов - они все-таки имеют разную силу на разных поверхностях (металл, стекло, полированное дерево и т.п.).

Обычно, в тенях - на тон легче, в полутонах - на пол тона, на тон светлее, чтоб компенсировать темноту лессировки. Тон -понятие условное, проще показать, чем рассказывать. Его можно сравнить с f-stop в фотографии: степень открытости диафрагмы. Принцип тот же.

И самое главное - НИКОГДА не лезть белилами в тени - их плотность убьет воздух, сделает всю работу "тяжелой".

Когда гризайль закончена и высохла "намертво", начинается собственно живопись. Метод опять-таки осонован на особенности восприятия. Если сощурить глаз "совсем-совсем", то мы паркточески не видим цвет пятна, но тон видим. Все, наверное, когда-то настраивали гамму монитора. Принцип тот же.

На палитре намешивается цвет - как кажется, на глаз. Мазок ставится в предназначеное ему место, глаз щюрится и сравнивает - сильно отлицается от окружщго серого по тону? Если нет, то пойдет. Если да, корректируется в нужную сторону. Как только большая часть холста получила свой цвет, можно уже сравнивать только цветовые пятна - грубых ошибок не будет, уже все решено.

Прелесть еще в том, что насыщенность и тональные нюансы можно варьировать просто за счет толщины маска. Кроме того, есть такая вещь, как оптическое смешение. "Дырки" между мазками не сломают форму, а только добавят богатства - и сэкономят краску :).

Когда стадия цвета завершена в массах, можно "отчеканить" детали, добавить мелкие.
Последняя стадия - лессировка. Как правило, это прозрачные земли, их плотность - "слеза гимназистки" :). Ими - как акварелью - доводятся контрасты в тенях, правятся мелкие огрехи. Они также работают, как искусственная "патина". Затекая в неровности мазков, холста, они придают работе текстурность, создают иллюзию мельчайших деталей поверхностей, которые нет смысла рисовать вручную.

Вот и все секреты. Осталось "только" сделать.:)

Гризайль.

Цвет.

Деталировка и лессировка.


Кaчество фотографий не очень, sorry.

________________
Конец цитат. Правда, здорово?
Tags: about_lj_users, art, art_for beginners, illustrators_techniques
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →