?

Log in

No account? Create an account
Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Про рисование, по следам одного разговора. [Oct. 17th, 2015|09:40 pm]
Alika
[Tags|]

Я сегодня гуляла по поиску в яндексе, смотрела тех, кто делает наброски на вес. Хотя сегодня только семнадцатое число, уже понятно, что тридцатое ничего не изменит.

Если у вас есть лишнее время, которое нельзя занять чем-то полезным, а также вам просто доставляет удовольствие рисовать хоть что-то - вы отлично проведете время.

Если вы хотите получить какой-то результат, начать рисовать лучше и грамотнее, или у вас нет лишнего времени - вы даром и бесцельно потратите этот месяц и ничего не достигнете.

Человек, который пятьдесят раз неграмотно и бессмысленно нарисовал кривое и бесформенное лицо в подземке, не будет тем, кто на пятьдесят первый внезапно нарисует правильное и похожее лицо. Он будет человеком, который слегка натренируется рисовать кривые и неграмотные лица. Только и всего.

За все это время (вы же помните, речь тут о людях, которые сейчас участвуют в проекте, а не об авторе идеи - с одной стороне у автора все закончилось в прошлом месяце и уже все сделано, с другой - весь марафон сделанного за месяц еще только предстоит увидеть и услышать окончательные впечатления, а до этого какие-либо выводы делать нельзя) я встретила всего одного человека, который грамотно подошел к задаче набросков.  Не обязательно повторять его конкретные действия, но очень важно понять, чем правилен такой подход. Набросок человека - это кусочек учебы. Цель этой учебы - представлять объемное, анатомически верное тело в одежде и без нее, уметь его передавать и в идеале изучить так, чтобы уметь нарисовать из головы, если нужно. День за днем выводя бесцельные кривульки на листе, этой цели не добиться.

В книге "Талант переоценен" очень хорошо это объясняется. Для результата важны не любые усилия, а только осмысленные и направленные. Если я возьму ракетку, никогда не играв в теннис, и буду просто махать в разные стороны у себя в саду по 50 раз в день, ничего для умения играть в теннис мне это не даст - ни через 30 дней, ни через сто. Потому что если цель - научиться играть, нужно не просто махать, а делать взмахи правильным образом, подавать и отбивать правильным способом - да даже ракетку держать правильным способом. И десять осмысленных повторений правильного замаха даст для моего умения играть в теннис больше, чем месяц стучания ракеткой себе по башке, подкидывания ее в воздух и махания ее как крылом. Я может слегка поздоровею от упражнений на воздухе, весело проведу время и насмешу соседей в окнах - но к теннису не приближусь ни на шаг. А возможно еще и привыкну делать неверные движения, и потом мне их будут долго переучивать.

С набросками то же самое. Просто возня карандашом по бумаге - даром выкинутое время. Вы должны узнать хоть что-то, хоть какую-то малость о рисовании и человеке - и сосредоточиться на какой-то задаче на время. Любая задача лучше, чем ее отсутствие. У всех непрофессионалов беда с пропорциями - то голова как башка из папье-маше на карнавале, то ножки в одну третью настоящей длины. А задача на один день отслеживать только это - каковы соотношения между туловищем и ногами по длине? - нанесет вам намного больше пользы, если вы сделаете всего десять рисунков, но будете стараться и увидеть это соотношение и нарисовать его. Вглядывание и напряженная работа мозгов, попытка скоординировать их с движением руки - это польза.

И таких минизадач можно ставить множество. Вплоть до рисования только ног в брюках и рассматривания, как именно идут складки, как ткань облегает тело. Потому что если вы это выучите путем тщательного наблюдения и знания - вы в дальнейшем будуте двумя линиями рисовать правильные ноги - потому что будете знать, что вы можете увидеть. А сейчас на любом наброске какой-то ужас и хрень - просто начириканы беспорядочные линии на месте складок.

Вот по ссылке выше jonsonsquest рисует только движение пятьдесят раз - каковы линии движения основных частей тела. Не контуров курток или валенок - а тела человека. При этом она читает статьи и книги - и прочитанное тренирует сразу.

Отчего читать "правила" полезно? По той же причине, как полезно один раз узнать, как делать замах ракеткой. Вы перестанете делать стотыщ бессмысленных движений. Как в случае с кривым лицом - можно рисовать их весь месяц и ни разу случайно не сделать правильно. А можно прочесть один раз и в первый же день применить. Без всяких стотыщ попыток вы с первого раза поставите ухо примерно правильно. Потому что есть законы и правила, и вот ухо, к примеру, начинает расти там, где лицо кончается - кончилась челюсть, кончилась боковая часть лица, начинается круглая затылочная часть черепа - и на границе растет ухо - как бы из этой границы. Если вы это знаете - вы станете пытаться увидеть это на людях и перестанете приделывать ухо на щеку, выращивать его из брови, или сползать его на шею. К тому же ухо по высоте всегда расположено между бровью и основанием носа. Это простое знание, но оно позволит вам не рисовать на тридцатый день крохотное ухо на уровне рта или лопухи по бокам лба, а с первого дня видеть его относительный размер и врисовывать его на место.

Если бы не было свободной воли, я бы умоляла непрофессионалов вообще не рисовать лица - ничего хорошего, умного или правильного вы там не срисуете, если не будете одновременно смотреть в книги и таблицы, а результат таков, что хочется плакать. Научитесь просто отмечать общую линию глаз, место под носом и разрез рта. Наблюдайте за этим в каждом лице и намечайте на рисунке - пользы будет в разы больше, чем в вырисовывании ресничек или обводке кривых губ замкнутой линией.

Но если вам не ехать, а шашечки, то развлекайтесь с полным удовольствием. Главное знайте - никаких результатов у вас не будет в конце, десять раз нарисованное неправильное и бездумно научит вас всего лишь и в одиннадцатый нарисовать так же неверно и бессмысленно. Больше ничего. Никаких прорывов, никаких умений. Если у вас стали линии более уверенные и это единственное ваше достижение - так скипните всю человеческую часть и тренируйтесь проводить разной формы уверенные линии, сидя дома. Опять же - в этом точно будет прогресс, если рисовать по 50 листов овалов, волн, округлых и ровных линий:)
LinkReply

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: _zanoza_
2015-10-18 05:27 am (UTC)
Какое же спасибо. теперь я никогда не стану прежней. :)
На самом деле меня страшно волнует эта тема,но в переводе на детское рисование.Потому что там она несколько теряет однозначность. Для меня. И я все думаю и думаю.
Психология детского рисунка -глаза на лбу,отражающая понимание ребенком своего места,композиция рисунка,да та же длина рук и форма ушей-не от незнания,а от другого понимания. И с тобой они нарисуют правилтно,а через час в свободном рисунке нарисуют так,как им положено по возрасу. И так тыщу раз,пока не закрепится не понимание,а шаблон,который они будут лепить везде -где надо и не надо. Потому что надо так надо.. :)

И хочу про это поговорить,ага. Как только у меня будет физическая возможность,я напишу это у себя с иллюстрациями.
Спасибо ща мысли,мне важно очеь оказалось.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: feruza
2015-10-18 05:34 am (UTC)
ой, это очень интересный поворот темы. Я сразу банальное думаю - что это от возраста ведь зависит?
Ну как первоклассники просто не мыслят в той степени абстрактно, в какой это дается пятиклассникам, к примеру. И учить всех подряд с первого класса алгебре смысла нет. Может быть, так и тут, объяснять, где именно находится ухо, можно ребенку с какого-то возраста. Ну, когда он уже глаза открывает и, опомнившись, себя осознает, что вот это нарисовано лучше, чем он рисует.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: feruza
2015-10-18 05:28 am (UTC)
вот злая ты :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-10-18 05:43 am (UTC)
Это неверное определение. Тогда выходит, что те, кто врут, - просто добрые?

По-моему, я как раз очень добрая - я говорю, что человеку ждать, если он будет продолжать делать то, что делает - и что изменить, если он хочет другого результата. Тогда у него есть возможность выбора и осознанного решения.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dashca_enotik
2015-10-18 05:54 am (UTC)
Спасибо!
Полностью согласна с вами, и очень приятно, что я не одна так думаю.
Меня подобные идеи злят ужасно, потому что ими была заражена добрая половина преподавателей в моем художественном вузе, где я училась на граф. дизайнера, и это была просто чудовищная мука у них "учиться".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yulich_lisita
2015-10-18 06:10 am (UTC)

Полностью с вами согласна. Проверила эту ситуацию на работе с материалами. Пока один раз не разберешь как работает металл (как его рисовать), так и будешь каждый раз страдать "ну почему опять какая-то фигня?!"

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: irina_sh
2015-10-18 08:17 am (UTC)
Я убедилась в порочности подхода "Рисуй побольше,потом получится!" на своем опыте. Мне 64 года и я решила научиться рисовать. Пошла на курс. Говорят рисуй вот это так "Здесь светлое, здесь среднее,здесь темное."
Меня заинтересовал вопрос - а за счет чего достигается темное-светлое. Надо сделать больше штрихов? Или сильней нажимать на карандаш? Или взять более мягкий карандаш? Ответа я так и не добилась."Рисуй побольше,потом получится!"-сказали мне.
И так почти по всем вопросам,которые у меня возникали.
Ушла я с тех курсов и продолжила рисовать дома сама. Находя объяснения и руководства в интернете. И получая критику своих работ через интернет от сестры, профессионального дизайнера. Хоть она живет и очень далеко.
Я вдруг увидела, что я продвигаюсь, не стою на месте.

Edited at 2015-10-18 08:18 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-10-18 08:22 am (UTC)
Это хорошо:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: reldo
2015-10-18 08:21 am (UTC)
А мне кажется, что можно раз за разом делая наброски самостоятельно найти закономерности строения лица и тела. И польза очевидно если просто стремиться к тому, чтобы было похоже.
Пропорции так или иначе будут всё ближе к натуре. Просто потому что ты тренируешься, наблюдаешь и анализируешь.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-10-18 08:31 am (UTC)
Я с вами отчасти согласна. Это значит, вы рисуете неторопливо, всматриваясь, отмечая особенности, сравнивая пропорции и прикладывая какие-то усилия, чтобы сделать это правильно. Лучше всего часть из них делать с позирующей натурой, никуда не убегающей. То есть лучше, на мой взгляд, сделать десять обдуманных набросков, чем пятьдесят того, что я увидела сегодня у кучи разных непрофессиональных людей. А если быстрые тренировать - то ставить задачу ухватить позу, или движение, или объемы.

С лицом без правил - практически безнадежно. Даже штриховать ровненько можно научиться, но все будет неверно и не на месте, если вы не знаете, что там внутри.Во всяком случае я непрофессионального "срисовщика пятнышек" вижу безошибочно, как бы вытюканно это ни было нарисовано. А у профи видно по двум чертам, что он знает все остальное.

ну и вообще - люди не нарисуют ровно и грамотно кубик и чашку. А фигура человека - это самое сложное и требует затрат намного больше, чем кубик и чашка.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: gold_leaf
2015-10-18 08:37 am (UTC)
Благодарю!!!
Теперь если от руки и вдумчиво переписать этот пост подставив вместо рисования свою хотелку, которая никак не сдвигается в сторону исполнения (похудеть, стать здоровее, научиться фотографировать и т.д.) можно ясно увидеть что надо делать.
Спасибо,спасибо,спасибо,спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ikajaka
2015-10-18 08:44 am (UTC)
вот огромное Вам спасибо за этот пост, правда! я рисовать не умею от слова совсем. и уже неделю хожу вокруг да около этого задания, но все не решаюсь начать. даже бумагу уже купила. но все гложут сомненья-не потрачу ли только время зря, калякая каждый день 50 набросков, не умея рисовать и ничего не зная о композиции и пропорциях.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-10-18 08:48 am (UTC)
Могу поручиться - потратите зря!
Посмотрите по ссылке, которую я дала, там девушка все время находит статьи и советы, как лучше делать наброски, на что обращать внимание. Можно читать такое и тут же отрабатывать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bymuravka
2015-10-18 09:03 am (UTC)
Все так. Художник рисует не то, что видит, а то, что знает:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dom_zay_lesh
2015-10-18 09:14 am (UTC)

Кланяюсь вам до земли!!!!!!!"
У меня две специальности, обеими занимаюсь глубоко и долго. В обеих работает тот же самый принцип.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: netti2
2015-10-18 09:27 am (UTC)
Вот я с Вам очень согласна, и кстати, хотела видеть такой пост у Вас, потому, что мне было интересно мнение профессионала.
Про Миу выше написали прям то, что я думаю. У нее самой за плечами образование и рисующая семья, а ее мама параллельно училась. То есть обе они обладали нужными знаниями окромя набросков.

А что, рисуя по стотыщщ овалов и кругов, линий и квадрато, можно добиться уверенности линий? Мне бы хоть на уровне "мама нарисуй мне кошечку" научиться уверенно рисовать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-10-18 09:58 am (UTC)
О, это самое простое! рука тренируется и линии получаются ровные, в мозгу наезжается связь - овал рисуем вот таким мышечным усилием - и вуаля!

А про мама нарисуй кошечку - вот вам отличное пособие от Лутца: http://www.archive.org/stream/drawingmadeeasyh00lutz#page/n0/mode/2up
Там как раз овалы и круги, насобачившись рисовать которые, мама может хоть кошечку, хоть лошадку, хоть попугая:)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: orange_yozhik
2015-10-18 09:47 am (UTC)
Это из той же серии, что чтобы выучить язык, надо много говорить на языке и плевать на ошибки, там само выправится. С одной стороны - да, практика - это важно. С другой стороны, знаю много "говорунов", которые десятилетиями так и говорят с кучей ошибок, некрасиво и непонятно. И понимаешь, что тут практика сыграла злую шутку и закрепила то, что не надо бы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: prometa
2015-10-18 09:57 am (UTC)
Мне очень нравится эта мысль - "на надо больше-больше-больше" во всем. Сейчас к этому и в любительском спорте пришли. Бытовое, наивное же представление какое: хочешь хорошо бегать - ну бегай, тренируйся побольше. Сначала пять километров пробегай каждый день, потом больше, и добежишь до марафона постепенно. Но это не так! Нельзя, как лось, жать каждый день километры, нужен график нагрузок и восстановления, хорошо питаться, много спать, нужно следить за пульсом и бегать с определенным его диапазоном, делать упражнения специальные, и все это не столько про огромные усилия, сколько про соблюдение методики. А кто просто жмет, у того обычно начинаются травмы или останавливается прогресс.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-10-20 09:44 am (UTC)
Вот да! Умная методика сохраняет много сил, которые так были бы потрачены зря.
Я же у вас про книгу "Талант переоценен" прочла, и мне поначалу идея вот такой осознанности не въехала. А уже потом, когда я читала книгу, я поняла о чем это - и как верно!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: icubku
2015-10-18 09:59 am (UTC)
Мне сложно поверить, что так совсем ничего не добиться... Разве что рисовать совсем бездумно, не анализируя, не подмечая деталей?.. Но разве такое бывает?
Я примерила сразу на себя - по поводу плавания. Я плохо плавала, очень плохо. Стала плавать чаще - и смотреть на ихтиандров рядом, что и как они делают. За полгода я прокачала выносливость, как минимум, дыхалку - я плаваю гораздо лучше. Хотя я прекрасно осознаю, что с тренером добилась бы большего в более короткие сроки, и скорее всего что-то делаю неправильно относительно идеального способа плавать кролем.
Но прогресс-то есть. И с теннисом бы тоже получилось. И с рисунком... Просто дольше.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-10-18 10:01 am (UTC)
Так для этого нужно обдуманно рисовать, давать себе время заметить что-то, повторить это. А если поставить целью нагнать 50 штук каждый день, и времени час отводить, можно успевать только общие каракули наносить, торопясь и не особо вглядываясь.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-10-18 10:01 am (UTC)
Технически это, конечно, верно: неосознанные действия в любой области могут улучшить конечный результат только случайно и с очень небольшой долей вероятности. Это было бы нейтральной темой для обсуждения, если бы ты говорила, скажем, об отвлечённой ситуации.
Но ты говоришь о совершенно конкретном проекте: у МиуМяу поломались глаза (а я не знаю, что может быть страшнее для художника) и она в очередной раз восстанавливает себя из ничего силой собственного упорства и энергией в том числе и движухи вокруг себя. А ты эту движуху обесцениваешь, говоря "как бы они ни пытались рисовать, у них получается фигня".
Это не нейтральная тема вообще ни разу.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-10-18 10:20 am (UTC)
Если ты заметила, я говорила про тех, кого я отсмотрела через поиск в яндексе и про их рисунки.

Движуху, то есть шашечки, я ни грамма не обесцениваю! Если это чисто ради "движухи", веселья и выходов из дома - они все это получат. И если им этого достаточно - отлично! Если про "ехать" - то есть про то, что повысится мастерство (или появится из ниоткуда) - тут я честно скажу - не будет этого результата. Я это знаю, потому что а) много училась и много преподавала и б) потому что отсмотрела кучу рисунков, сделанных на сегодняшний момент.

Так что тебе нужно немного определиться, что ты от меня защищаешь - лечебный курс, общее веселье или гарантию небывалого прорыва?

Edited at 2015-10-18 10:47 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>