?

Log in

No account? Create an account
Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Телефильм "Стакан воды" и его прототипы. [Aug. 30th, 2015|02:08 am]
Alika
[Tags|, , , , ]

В рамках закрывания начатых год назад дел я досмотрела наконец начатый прошлым августом "Стакан воды". А потом много читала про эпоху, реальных лиц и  про некоторых актеров. Даже нашла английский текст пьесы и почитала его.

Я помню, как давно-давно в первый раз смотрела этот фильм. Он показался мне просто блестящим - очень четкий, изысканный, с  отменно разыгранными пикировками. Какой-то весь граненый и  точеный, как те украшения из граненой стали, секрет которых ныне утерян.

И сейчас, даже когда понятно, как трудно было снимать дворцовую жизнь в советских условиях, мне все равно нравится. Нравится Демидова с ее пушистой головой и черными платьями с ослепительными украшениями. Нравится Болинброк с ядовитыми усмешками. Нравится Абигайль-Смирнова с такой прелестной вспухающей на гладком лобике морщиной. Меньше других нравится Белохвостикова - особенно с прической семидесятых, а не восемнадцатого века. Но у нее такие прелестные зубки-жемчужинки, и она такая белохвостиковски-сонная, сомнамбулическая просто.

Сюжет отличный и "пьесовость" там прекрасная. Автор, понятное дело,  взял из реальности только имена и статусы, самой истории не могло быть в это время - королеве к тому времени было ближе к пятидесяти и была она вдова с семнадцатью беременностями в прошлом, а не томная дева, не знающая куда себя деть от скуки. Но закрученность сюжета - как судьбы огромных государственных событий зависели от мелких и частных желаний и вожделений - и как ловко те, кто понимал это, разыгрывал все в свою пользу - вышло замечательно. Две вожделеющие юного гвардейца дамы столкнулись, щелкнули челюстями в воздухе и отталкивая друг друга, упустили его оба. Юная предприимчивая дева в этой мешанине спокойно прошла и взяла мальчука (и позицию при дворе) голыми руками. И что интересно - сам молодой человек вообще ничего не заметил, не понял, не заподозрил, в его действительности ничего этого не произошло - что придает особую комичность ситуации.

С костюмами, понятное дело, было как почти всегда - они представляли собой некую условную "дореволюционность" - приталенный лиф, пышная юбка и насобранный рукавчик. Отделка всякими бантиками-пуговками.

Герцогиня Мальборо одевается роскошнее королевы. Вот это ее черное платье, в котором она впервые появляется - там и черные и белые кружева на рукавах, и каскады бриллиантов на груди, какие-то бриллиантовые "эполеты" и крупные серьги.


Вот крупнее все эти сверкания. Очень русско-царское, кстати, все  в воспоминаниях пишут об обилии бриллиантов на руских светских дамах 19 века. Но это не 19-й, это самое начало 18-го, и Англия:)


Вот другое черное платье у Мальборо, весь лиф украшен каким-то вырезанныеми деталями, как огромной цепью. Я все пыталась рассмотреть - то ли черепа, то ли бабочки.
У королевы Анны такое аккуратное платьице псевдо-19 века. Ткань красивая очень с мерцающим рисунком - тоже совершенно не по времени,  но его декоративность в духе арт-деко приятно рассматривать.


Аккуратный лифчик 60-70-х годов, с треугольной грудью...


Ну и ненавидимая мною прическа "булками". Никакой это не 1713, это все булки 60-70-х. Ими изображали все подряд - героиня с таким же успехом могла быть Элен из "Войны и Мира" или персонажем Островского, и даже  придворной дамой перед революцией.


Вот те же начесанные завитки у Элен, которая никаким местом не Элен. Красавице у Толстого в районе двадцати лет, она ослепительна и прическа  у нее ампирная. Тут же немолодая тетенька с укладкой в районной парикмахерской, чтобы пойти на торжественное заседание в Зал Союзов.


 Те же жуткие "булки" у Наташи. Плюс хала наверху, плюс стрелки шестидесятых на глазах, плюс голубые глазки.


Прическа Мальборо слегка ближе к той действительности. Но мне нравится эта форма. У меня какая-то особая нежная слабость к этим волнистым круглым прическам ( помните  такую у Елены Соловей в "Ищите женщину"?)

И она опять одета с русской роскошью - обилие жемчуга на шее, сложно вышитая грудь у лифа, плюс роскошные меха.


Это королева при ней на торжественном приеме. Какой-то камзольчик, станные вышивки петлями, массивное украшение на шее - вообще непонятно из какого времени.


Опять "булки". И какое милое платьице с кружевным воротником. Прямо бесприданница Островского, правда же?


Малютка Абигайль в придворном платьице. Вместо распущенных волос ей приделали те же "булки". Ну и брильянтовые штучки по лифу..


Мальборо хороша! Просто русская императрица какая-то!


Тиграм явно не докладывают мяса. Королева всю историю одета гораздо беднее герцогини. Ну что это за дерюжное платьице?


А в этом платье она была на приеме, оно было под камзольчиком. Зеленые викинговские штуки на груди и аккуратно вшитые рукавчики. Эти узкие вшитые рукавчики с оборкой от локтя были характерны для французского рококо, которое англичане почти не приняли.


Я пошла посмотреть на реальные платья того времени и нашлось очень странное.

В это время в Англии, именно у этих дам была странная одежда. То ли была она короткое время, то ли местно только в Англии, но у меня даже картинки такой одежды не было в голове. Это выглядело как пышная белая нижняя рубашка с оборками, но довольно бесформенная, поверх которой надето шелковое, очень простое платье - напоминающее халат.  У него свободные бесформенные, чуть не цельнокроенные рукава, косой запах, как на халате, никакой формы - просто цельнокроенная длинная халато-рубаха из атласа. Ни отрезной талии, ни пышной юбки, ни даже корсета там как будто нет. Ни украшений, ни вышивок, ни лент, ни кружев на этом платье - оно  прямо какое-то простецко-домашнее.

В такие платья нарядить и королеву Анну и  статс-даму Мальборо - советский зритель бы решительно не понял! Где "заграничность"? Где "дореволюционность"?

 Вот так выглядела настоящая королева Анна. Густые, естественные кудри. Практически никаких украшений. Это парадный вид, но выглядит как атласный халат поверх ночной рубашки. Довольно бесформенная нижняя рубашка, с подоткнутыми рукавами и просто широким вырезом - и поверх что-то вроде туники из тяжелого атласа, прямое, даже рукавов нет, просто передняя и задняя половинки прихвачены на плечах пуговками. Варианта переда у итих платьев два - косой запах и вот такой разрез до талии, в который видна опять же рубашка. Это совсем парадный вид, поэтому разрез прихвачен брошкой и пуговкой


Вот крупнее лиф. Рубашка тоже похоже цельнокроеная, и верх даже не оборка, а просто стиснутый краем платья свободный край рубашки, произвольно собирающийся в складки.



 Еще одни костюм. Еще одна рубашка, с накинутой цельнокроеной штукой поверх. Опять густой толстый атлас - ни вышивки, ни лент, ни кружев, ни оборок  - большое полотно ткани, даже юбка не отрезана отдельно.


Вот тут лучше видно. Нижняя рубашка простецкая, без строгой формы и поверх нее атласное платье с цельнокроеным рукавом и вырез у него никак особенно не обработан - просто неровный край. Ленту от ордена она засунула внутрь под платье и только край выпустила. Не знаю, какой орден это, но к нему полагается еще лента на левом локте.


Вот она постарше. тут лента от ордена выпущена вся наружу и видно край зеленого банта на левой руке. Зеленая бархатная горностаевая мантия ( мантия и корона везде на портретах - это официальные парадные портреты) Но платье того же покроя - неотрезная неприталенная рубаха поверх рубашки из полотна.


 А Это уже герцогиня Мальборо. Румяная, с пухлыми щечками и в платье с косым запахом. Опять же вид крайнего неглиже - очень низко открыто, очень "бельево" и беспорядочно вынлядит нижняя рубашка в вырезе. Верхнее платье с цельнокроеными рукавами с простым запахом и даже не очень аккуратно обработанным краем. Никакой формы вообще - один борт зщавернулся, второй на него находит. тут интересно то, что ткань, которая всегда мне казалась тяжелым атласом, ппросвечивает на запахе. И это непонятно - потому что ни в одном другом месте не просвечивает, никаких складок полотна под ним не видно - а на декольте оборки бы должны тоже просвечивать, если ткань такая прозрачная. Поэтому  я склоняюсь к прозрачности краски. Художники писали слои, потом закрашивали поверх. нижнее просвечивать начинало со временем.

На мальборо тут еще поясок - тоже простецкий и висит огромный ключ - знак того, что она статс-дама и заправляет всем при дворе.


Вот опять она почти в такой же позе. и это вполне себе "хорошо одетые" официальные портреты, а не будуарные картинки для возлюбленных. тут видно, как свободное верхнее платье-рубаха спадает с плеча и внизу нижнее белое платье-рубашка. Кстати, заметили отдаленное подобие "булок" в прическе?:) Но все такие это более живые кудри, чем налаченные волны из кино.


 Еще одна Мальборо в таком же халатном платье, открытом до талии.



А это мой любимый портрет королевы. Жалко она заслонила часть платья углом мантии. но все равно видно, что у него нет  отрезного, плотно охватывающего талию лифа и отдельной насобранной юбки. Рукавов у платья тоже нет - их части вырезаны заодно с платьем и не сшиты поверху.


Вот тут видно крепления - плечевые швы на рукавах прихвачены украшениями, и разрез на груди скреплен двумя брошками. остальное то же - небрежная нижняя рубашка и свободное цельнокроеное верхнее.

Лицо мне ее отчего-то удивительно приятно. Эти длинные брови, большие длинные глаза в припухлых веках, и красный яркий рот,  с этим неуловимым детским надутым впечатлением/ (  У актрисы Diane Neal похожий рот с этим ощущением детской надутости - и она мне чрезвычайно нравится). Прямо редко, кто из королев мне бы нравился, а эта какое-то исключение.

 Белохвостикова с ее видом милого унылого кроличка, конечно, даже близко не похожа.

И вообще эти платья и женщины в них создают впечатление неги, удобства, свободы тела, нескованности, неофициальности, такого милого простодушия. правда же?

Есть еще версия этого спектакля Малого театра 1957 года. Там такой упитанный дядечка лет сорока играет мальчонку Мешэма ( "я только два года как выпустился из школы"), а дамы и того старше.

Сам телефильм "Стакан воды", о котором речь, на ютубе:
серия первая, серия вторая
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: hana_liebe
2015-08-30 09:24 am (UTC)
а есть какой-то текст относительно этих платьев раздетых? или это вы додумываете? потому что я за все время поисков ни текста внятного ни образца реально существовавшего такого наряда не встречала и додумывала как раз совершенно противоположное, а именно, что это характерное для второй половины 17 века традиционное представление художников о "классическом" он же "античный" костюме. То есть ни к каких таких платьях эти дамы не позировали, они вообще позировали только для головы и рук, а тушку художники пририсовывала в соответствии с представлением о идеальной "пейзанке" или "полубогине". Однако, мой английский находится на уровне "твоя-моя-поди-пойми" и я возможно просто не натыкалась на сколько-нибудь грамотные описания. буду страшно благодарна за подтверждение версии о реальности или нереальности одежды на портретах.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-08-30 09:34 am (UTC)
Мне кажется, это нормальные повседневные платья у них. Нигде при портретах не написано "королева Анна в виде того-то", официальные портреты и все.

Кроме них двоих есть еще и потреты других дам знатных в такой одежде. Но это какой-то такой короткий период и только в Англии, кажется, что у меня ни от каких изучений истории искусств о нем воспоминаний не осталось.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: hana_liebe
2015-08-30 09:26 am (UTC)
а в кино такие костюмы конечно же из -за полнейшего отсутствия доступа тогдашних киношников к изобразительному материалу. мне лет 20 назад по наследству от бабушки моего сына перешли ее папки с информацией ( она тогда как раз перестала работать зав пошивочным цехом в останкино) и это не информация, а насмешка какая-то даже по меркам двадцатилетней давности. так что просто безграмотность авторов, как ни горько признавать
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-08-30 09:36 am (UTC)
Они , мне кажется, ужасно не сценичны, эти костюмы! Сделай их точно и будет наоборот казаться, что художник по костюмам либо сильно экономил, либо какой-то концептуалист был.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: _mjawa
2015-08-30 09:33 am (UTC)
Мне встречалось утверждение, что даже в парадных женских портретах того времени был распространен тип одежды "элегантное неглиже". Именно что без корсета, с запахом, мягкими складками и выглядывающим дорогим бельем. Поскольку в моду вошел образ "просвещенной, образованной дамы", и такой наряд подчеркивал ее склонность к "ученым занятиям в своем кабинете". То есть будуар, это как раз и был частной гостиной, при женских покоях, где хозяйка читала, вела обширную переписку, писала дневники и мемуары, и так далее. А не просто "флиртовала с поклонниками, одетая в пудроманте". Сейчас попробую поискать материалы по более формальной и официальной моде этого времени. Большое спасибо за интересную тему для размышлений. )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hana_liebe
2015-08-30 10:01 am (UTC)
о! а где и кто писал?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: fiamminna
2015-08-30 09:34 am (UTC)
Красивая какая королева, на самом деле, а платье, ну что платье, зато удобное наверное, никаких адовых корсетов и прочих издевательств над женским организмом.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: amanestazy
2015-08-30 09:43 am (UTC)
О! Спасибо. Я недавно пыталась вспомнить фамилию той актрисы, которая иронично (я так уловила её интонацию миллион лет назад) сокрушалась, что её брали играть роли пожилых женщин в таком младом возрасте, что это сыграло для её карьеры злую шутку: впоследствии её кинематографический возраст очень сильно превышал реальный.

А тут уже и не надо фамилию, чтоб найти картинки, – вот они :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: futabacho
2015-08-30 09:47 am (UTC)
Мне нравится такая одежда! По типу практически русская народная:свободная рубаха+широкий сарафан:))))

Edited at 2015-08-30 09:48 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _dem_
2015-08-30 09:53 am (UTC)
Ух какое замечательное платье у королевы! Мне тоже в ней все нравится.Наверное даже платье и под ним еще второй слой нижнего платья.. И какое длинное!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eilin_o_connor
2015-08-30 10:13 am (UTC)
Какой прекрасный разбор :))). Спасибо!
Портрет последний дивно хорош, а цвет платья - просто мечта.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: wollsen
2015-08-30 10:35 am (UTC)
Очень люблю этот фильм. Одно время я его считал почти учебником подковерной борьбы - один диалог в амбразуре окна чего стоит.

А с роскошью Мальборо и скромностью королевы, как мне кажется, понятно - визуальный образ казнокрада.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _mjawa
2015-08-30 11:00 am (UTC)
Не только казнокрада. Это и в более поздние времена было нормальным, когда английские герцоги могли быть более родовитыми, чем их собственные монархи, и блистать фамильными драгоценностями круче королевских. "Из семейных запасов", так сказать.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nikkori
2015-08-30 11:22 am (UTC)
Платья с запахом вроде бы так и называлось wrapping gown, были популярны до 1750-х. На остальные чем больше смотрю, тем больше думаю, что это английская версия платья-сак, в еще большей степени восходящая к неглиже, чем сак. Но читать отдельно про такие "халатики" не доводилось, большое спасибо за подборку.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hana_liebe
2015-08-31 10:19 am (UTC)
думаете родственники? то есть вот с тем, что с пояском и запахом определенно родственники и сак и wrapping gown, но подлинные сохранившиеся из 18 века по честному повторяют приталенный крой и носились на корсет и фижмы. а реальных родственников хламиды на брошках я пока не встречала. если знаете где посмотреть - буду благодарна
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _cale_
2015-08-30 11:43 am (UTC)
Я вот все думала, когда фильм смотрела - они нарядами герцогини так хотят подчеркнуть коррупционность ее и мужа, все ж воровали из военных расходов. Плюс образ ффам фаталь подчеркнуть
(Reply) (Thread)
From: vita_mama
2015-08-30 12:10 pm (UTC)
какие классные свободные платья. и никакой суеты, все так величаво. Анна, может, сама и ввела такую моду, если у нее было столько беременностей, наверняка ей было удобнее в таких.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: parzia
2015-08-30 12:25 pm (UTC)

Какие украшения из гранненой стали вы имели ввиду?

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: irnik_art
2015-08-30 01:24 pm (UTC)
Как вы Белохвостикову припечатали точно.Она такая нудно правильная и назидательная какая-то всегда была в тех фильмах , которые мне попадались.Мне кажется ,что это из-за влияния мужа возрастного. Какое-то наносное её глубокомыслие и значительность.
А платья прототипов очень милые и женственные. Похоже, что они и в движении очень хороши.Они любую фигуру сделают таинственной, а лицо и руки выделяются белым как рамой.
Я очень люблю ваши посты про одежду. Они мне что то помогают про себя осознать , когда зреют изменения стиля и образа.Сейчас я поняла - почему мне так идут мои домашние наряды , а официальные наряды вроде бы хороши , но я там сама не своя, зажатая какоя-то. Хоть бери и шей новый наряд по мотивам. Конечно же не точный. ,
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: solonata
2015-08-30 03:04 pm (UTC)
Я давно заметила, в какое время (в какие года) снимается фильм, не важно про какой век, элементы современности всегда присутствуют. Первое на ум "Анжелика" и все последующие серии. У нее же макияж (например) 60-хх, тогда, когда снимался фильм. Мне кажется это просто или какой-то пунктик у режиссеров или им уж очень лениво покопаться и создать настоящие костюмы (и все остальное) той эпохи, про которую они снимают. А ведь это так интересно!
(Reply) (Thread)
(Suspicious comment)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>