Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Телефильм "Стакан воды" и его прототипы.

В рамках закрывания начатых год назад дел я досмотрела наконец начатый прошлым августом "Стакан воды". А потом много читала про эпоху, реальных лиц и  про некоторых актеров. Даже нашла английский текст пьесы и почитала его.

Я помню, как давно-давно в первый раз смотрела этот фильм. Он показался мне просто блестящим - очень четкий, изысканный, с  отменно разыгранными пикировками. Какой-то весь граненый и  точеный, как те украшения из граненой стали, секрет которых ныне утерян.

И сейчас, даже когда понятно, как трудно было снимать дворцовую жизнь в советских условиях, мне все равно нравится. Нравится Демидова с ее пушистой головой и черными платьями с ослепительными украшениями. Нравится Болинброк с ядовитыми усмешками. Нравится Абигайль-Смирнова с такой прелестной вспухающей на гладком лобике морщиной. Меньше других нравится Белохвостикова - особенно с прической семидесятых, а не восемнадцатого века. Но у нее такие прелестные зубки-жемчужинки, и она такая белохвостиковски-сонная, сомнамбулическая просто.

Сюжет отличный и "пьесовость" там прекрасная. Автор, понятное дело,  взял из реальности только имена и статусы, самой истории не могло быть в это время - королеве к тому времени было ближе к пятидесяти и была она вдова с семнадцатью беременностями в прошлом, а не томная дева, не знающая куда себя деть от скуки. Но закрученность сюжета - как судьбы огромных государственных событий зависели от мелких и частных желаний и вожделений - и как ловко те, кто понимал это, разыгрывал все в свою пользу - вышло замечательно. Две вожделеющие юного гвардейца дамы столкнулись, щелкнули челюстями в воздухе и отталкивая друг друга, упустили его оба. Юная предприимчивая дева в этой мешанине спокойно прошла и взяла мальчука (и позицию при дворе) голыми руками. И что интересно - сам молодой человек вообще ничего не заметил, не понял, не заподозрил, в его действительности ничего этого не произошло - что придает особую комичность ситуации.

С костюмами, понятное дело, было как почти всегда - они представляли собой некую условную "дореволюционность" - приталенный лиф, пышная юбка и насобранный рукавчик. Отделка всякими бантиками-пуговками.

Герцогиня Мальборо одевается роскошнее королевы. Вот это ее черное платье, в котором она впервые появляется - там и черные и белые кружева на рукавах, и каскады бриллиантов на груди, какие-то бриллиантовые "эполеты" и крупные серьги.


Вот крупнее все эти сверкания. Очень русско-царское, кстати, все  в воспоминаниях пишут об обилии бриллиантов на руских светских дамах 19 века. Но это не 19-й, это самое начало 18-го, и Англия:)


Вот другое черное платье у Мальборо, весь лиф украшен каким-то вырезанныеми деталями, как огромной цепью. Я все пыталась рассмотреть - то ли черепа, то ли бабочки.
У королевы Анны такое аккуратное платьице псевдо-19 века. Ткань красивая очень с мерцающим рисунком - тоже совершенно не по времени,  но его декоративность в духе арт-деко приятно рассматривать.


Аккуратный лифчик 60-70-х годов, с треугольной грудью...


Ну и ненавидимая мною прическа "булками". Никакой это не 1713, это все булки 60-70-х. Ими изображали все подряд - героиня с таким же успехом могла быть Элен из "Войны и Мира" или персонажем Островского, и даже  придворной дамой перед революцией.


Вот те же начесанные завитки у Элен, которая никаким местом не Элен. Красавице у Толстого в районе двадцати лет, она ослепительна и прическа  у нее ампирная. Тут же немолодая тетенька с укладкой в районной парикмахерской, чтобы пойти на торжественное заседание в Зал Союзов.


 Те же жуткие "булки" у Наташи. Плюс хала наверху, плюс стрелки шестидесятых на глазах, плюс голубые глазки.


Прическа Мальборо слегка ближе к той действительности. Но мне нравится эта форма. У меня какая-то особая нежная слабость к этим волнистым круглым прическам ( помните  такую у Елены Соловей в "Ищите женщину"?)

И она опять одета с русской роскошью - обилие жемчуга на шее, сложно вышитая грудь у лифа, плюс роскошные меха.


Это королева при ней на торжественном приеме. Какой-то камзольчик, станные вышивки петлями, массивное украшение на шее - вообще непонятно из какого времени.


Опять "булки". И какое милое платьице с кружевным воротником. Прямо бесприданница Островского, правда же?


Малютка Абигайль в придворном платьице. Вместо распущенных волос ей приделали те же "булки". Ну и брильянтовые штучки по лифу..


Мальборо хороша! Просто русская императрица какая-то!


Тиграм явно не докладывают мяса. Королева всю историю одета гораздо беднее герцогини. Ну что это за дерюжное платьице?


А в этом платье она была на приеме, оно было под камзольчиком. Зеленые викинговские штуки на груди и аккуратно вшитые рукавчики. Эти узкие вшитые рукавчики с оборкой от локтя были характерны для французского рококо, которое англичане почти не приняли.


Я пошла посмотреть на реальные платья того времени и нашлось очень странное.

В это время в Англии, именно у этих дам была странная одежда. То ли была она короткое время, то ли местно только в Англии, но у меня даже картинки такой одежды не было в голове. Это выглядело как пышная белая нижняя рубашка с оборками, но довольно бесформенная, поверх которой надето шелковое, очень простое платье - напоминающее халат.  У него свободные бесформенные, чуть не цельнокроенные рукава, косой запах, как на халате, никакой формы - просто цельнокроенная длинная халато-рубаха из атласа. Ни отрезной талии, ни пышной юбки, ни даже корсета там как будто нет. Ни украшений, ни вышивок, ни лент, ни кружев на этом платье - оно  прямо какое-то простецко-домашнее.

В такие платья нарядить и королеву Анну и  статс-даму Мальборо - советский зритель бы решительно не понял! Где "заграничность"? Где "дореволюционность"?

 Вот так выглядела настоящая королева Анна. Густые, естественные кудри. Практически никаких украшений. Это парадный вид, но выглядит как атласный халат поверх ночной рубашки. Довольно бесформенная нижняя рубашка, с подоткнутыми рукавами и просто широким вырезом - и поверх что-то вроде туники из тяжелого атласа, прямое, даже рукавов нет, просто передняя и задняя половинки прихвачены на плечах пуговками. Варианта переда у итих платьев два - косой запах и вот такой разрез до талии, в который видна опять же рубашка. Это совсем парадный вид, поэтому разрез прихвачен брошкой и пуговкой


Вот крупнее лиф. Рубашка тоже похоже цельнокроеная, и верх даже не оборка, а просто стиснутый краем платья свободный край рубашки, произвольно собирающийся в складки.



 Еще одни костюм. Еще одна рубашка, с накинутой цельнокроеной штукой поверх. Опять густой толстый атлас - ни вышивки, ни лент, ни кружев, ни оборок  - большое полотно ткани, даже юбка не отрезана отдельно.


Вот тут лучше видно. Нижняя рубашка простецкая, без строгой формы и поверх нее атласное платье с цельнокроеным рукавом и вырез у него никак особенно не обработан - просто неровный край. Ленту от ордена она засунула внутрь под платье и только край выпустила. Не знаю, какой орден это, но к нему полагается еще лента на левом локте.


Вот она постарше. тут лента от ордена выпущена вся наружу и видно край зеленого банта на левой руке. Зеленая бархатная горностаевая мантия ( мантия и корона везде на портретах - это официальные парадные портреты) Но платье того же покроя - неотрезная неприталенная рубаха поверх рубашки из полотна.


 А Это уже герцогиня Мальборо. Румяная, с пухлыми щечками и в платье с косым запахом. Опять же вид крайнего неглиже - очень низко открыто, очень "бельево" и беспорядочно вынлядит нижняя рубашка в вырезе. Верхнее платье с цельнокроеными рукавами с простым запахом и даже не очень аккуратно обработанным краем. Никакой формы вообще - один борт зщавернулся, второй на него находит. тут интересно то, что ткань, которая всегда мне казалась тяжелым атласом, ппросвечивает на запахе. И это непонятно - потому что ни в одном другом месте не просвечивает, никаких складок полотна под ним не видно - а на декольте оборки бы должны тоже просвечивать, если ткань такая прозрачная. Поэтому  я склоняюсь к прозрачности краски. Художники писали слои, потом закрашивали поверх. нижнее просвечивать начинало со временем.

На мальборо тут еще поясок - тоже простецкий и висит огромный ключ - знак того, что она статс-дама и заправляет всем при дворе.


Вот опять она почти в такой же позе. и это вполне себе "хорошо одетые" официальные портреты, а не будуарные картинки для возлюбленных. тут видно, как свободное верхнее платье-рубаха спадает с плеча и внизу нижнее белое платье-рубашка. Кстати, заметили отдаленное подобие "булок" в прическе?:) Но все такие это более живые кудри, чем налаченные волны из кино.


 Еще одна Мальборо в таком же халатном платье, открытом до талии.



А это мой любимый портрет королевы. Жалко она заслонила часть платья углом мантии. но все равно видно, что у него нет  отрезного, плотно охватывающего талию лифа и отдельной насобранной юбки. Рукавов у платья тоже нет - их части вырезаны заодно с платьем и не сшиты поверху.


Вот тут видно крепления - плечевые швы на рукавах прихвачены украшениями, и разрез на груди скреплен двумя брошками. остальное то же - небрежная нижняя рубашка и свободное цельнокроеное верхнее.

Лицо мне ее отчего-то удивительно приятно. Эти длинные брови, большие длинные глаза в припухлых веках, и красный яркий рот,  с этим неуловимым детским надутым впечатлением/ (  У актрисы Diane Neal похожий рот с этим ощущением детской надутости - и она мне чрезвычайно нравится). Прямо редко, кто из королев мне бы нравился, а эта какое-то исключение.

 Белохвостикова с ее видом милого унылого кроличка, конечно, даже близко не похожа.

И вообще эти платья и женщины в них создают впечатление неги, удобства, свободы тела, нескованности, неофициальности, такого милого простодушия. правда же?

Есть еще версия этого спектакля Малого театра 1957 года. Там такой упитанный дядечка лет сорока играет мальчонку Мешэма ( "я только два года как выпустился из школы"), а дамы и того старше.

Сам телефильм "Стакан воды", о котором речь, на ютубе:
серия первая, серия вторая
Tags: art, beauties, history_costume, hochu_vse_znat, tv
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →