Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Как делались старые иллюстрации. Детские книжки 19-го века

Помните, я задавалась вопросом, были ли во времена Андерсена детские книжки с цветными картинками?


Так вот. Цветных иллюстраций не было примерно до половины 19-го века. Иллюстрации были черно-белыми, гравированными. Это те самые изображения с округлой штриховкой, что кажутся нам признаком старинности. Гравюры делал особый мастер, не имеющий отношения к автору рисунков. Специальное, с очень плотной зернистостью, дерево распиливали поперек на плашки, выпрямляли и отполировывали. Поскольку дерево не превышало 30 см в диаметре, то после всех обработок выходил большей частью квадратик со стороной 10-12 см. Годился он только на маленькую иллюстрацию. Для больших иллюстраций плашек брали несколько и стягивали их болтами. Иногда при большой работе и спешке куски гравировали отдельно разные мастера, а потом уже составляли вместе.

Выровненную поверхность покрывали китайскими белилами и рисовали карандашом нужный рисунок. Затем тонкими инструментами рисунок вырезали. Все оттенки тонов передавались штриховкой и точками. Работы уходило много. А точность была относительной. Ведь рисунок кто-то перерисовывал, а не копировал один в один авторский. Затем поверхность покрывали краской и печатали. Для одобрения автора первый оттиск делали кустарным образом - притирая бумагу черенком ложки. Если автор не одобрял, в неудачные места вклеивали заглушки и вырезали заново.
Художники посылали своих делегатов в такие мастерские, учиться самим гравированию и принимать во внимание процесс при создании рисунков.

Изобретение фотографии в 1835-м году совершило революционный переворот в печатании иллюстраций. Теперь рисунок можно было переснять, уменьшить, увеличить - и спроецировать на ту же плашку, покрытую фотоэмульсией. После проявки на поверхности получали точную и четкую копию авторской работы.

Тут же стали появляться попытки сделать печать цветной. Первые варианты включали в себя дополнительные доски. На них отпечатывали черный рисунок первой доски - а вырезали уже линии, штрихи и точки раскрашенных мест. Таких досок могло понадобиться до 20, по числу каждого цвета. Либо были умельцы, которые вручную освоили почти современное смешение линий трех-четырех цветов для получения большого количества оттенков.
Дальше додумались до съемки через цветные фильтры и печатание в три краски - желтую, синюю и красную.
Вместо дерева стали использовать литографию, а рисунок уже не вырезать, а вытравливать химическими способами.
К концу 19-го века уже стало возможным передавать акварельные иллюстрации. И понятное дело с середины века стало стремительно расти количество коммерческих иллюстраторов.
Артур Рэкхем стал выставлять оригиналы иллюстрациий в галерее, приурочивая каждую выставку к выходу книги с этими иллюстрациями.
Идея мне понравилась чрезвычайно. Я бы тоже хотела такого - вышла книга, а ты можешь пойти в галерею и посмотреть оригинальные работы.
Вот только технологии не стоят на месте, и в случае полностью компьютерной иллюстрации - что считать оригиналом?
Tags: anthropology, book_pictures, det_knigi, hochu_vse_znat, illustrators_techniques
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments