Первый называется "Портрет художника", написан он в 1937 году Борисом Валентиновичем Щербаковым и находится в экспозиции советского реализма в Springville Museum of Art в штате Юта. Сам Щербаков бы известным советским живописцем, главным образом пейзажистом. Второй - рисунок Николая Фешина, ученика Репина, художника из Казани, уехавшего в Америку в 1923 г.
Я, было, поудивлялась неожиданному сходству, как чтение о художниках открыло мне кое-что неожиданное.
Отец Бориса Валентиновича, Валентин Семенович, был тоже художник, жил в Петербурге и учился еще до революции в Академии художеств. Но там же в одно время с ним учился и Фешин, приехав из Казани. После окончания учебы Щербаков продолжал жить в северной столице, а Фешину предложили преподавать в Казанской Художественной Школе. Императорская Академия Художеств была недовольна качеством преподавания в Казани и решила "укрепить кадры". С 1910 года и до революции Фешин работал в Казани. У Щербакова в 1916 году родился сын Борис, а вскоре разразилась революция и гражданская война. Спасаясь от голода, Щербаковы решили уехать - и куда же? - в Казань, откуда Щербаков-старший, оказывается, тоже был родом. Валентина Семеновича назначили главным художником театра оперы и балета, и при поддержке Фешина - руководителем мастерской монументальной живописи ( он был мастером по фрескам).
В 1922 году Щербаковы возвращаются в Петроград-Ленинград, Борису шесть лет, он ходит по музеям, рисует папиными карандашами и решает стать художником. Фешину уже невмоготу и он через знакомых, делавших его выставки на Западе, устраивает себе и своей семье отъезд в Америку в 1923 году. Вот этот его блестящий стиль рисунка - углем по шершавой серой бумаге, очень яркий и точный, он развил уже в Америке. В России он, кажется, больше не был.
То есть в какой-то момент в Америке он рисует портрет углем. А выросший Борис поступает в Академию художеств в 1933-м году, а в 37-м, когда ему было всего 21 год, пишет портрет неназванного "художника", где-то явно на даче или в деревне.
Физически у их натурщиков нет возможности пересечься. Но то, что авторы были знакомы и жили в одних и тех же местах не позволяет отбросить идею, что портреты как-то могут быть связаны, правда?
Что там на самом деле, остается загадкой. У меня еще есть тонкая ниточка - я могу взять альбомы Фешина в библиотеке и посмотреть, нет ли там имени изображенного и/или даты.
А ниже вам портреты в более крупном разрешении.
Источник на фликре
В более темном маленьком варианте портрет похож сильнее.
С сайта Gods and Foolish Grandeur
Книги-альбомы о Николае Фешине на Амазоне. Интересно, что китайцы выпустили несколько книг про рисование фигуры, анализируя его рисунки!
Западные альбомы про советский реализм на Амазоне