Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Год назад и сегодня: гендерная тема в искусстве и Надежда Плунгян

К идее заканчивания прошлогодних дел. Я начала с первого июля прошлого года. Тогда я смотрела школу злословия с Надеждой Плунгян и обсуждала, отчего ведущие рванулись бить ногами феминизм, когда собеседница их антрополог, а не социальный активист. В коментах мне дали там ссылку на лекцию Плунгян на ютубе "Советский гендерный порядок 1930-50х гг и его отражения в изобразительном искусстве" (Часть первая и часть вторая).

Там она рассказывает, как менялась презентация женского и мужского образа в изобразительном искусстве после революции. Жалко только, что камера показывает все время ее, а не экран, на котором иллюстрации. Но я слушаю на телефоне и хожу с ним, а потом присела к большому компьютеру и нашла в интернете практически все картины, которые она упоминает. Очень интересно про то как общество, государство давит в сторону корректировки женского образа. Кажется, что художники просто изображают то, что есть, что универсально - а вот нет!

После революции женщину всяко ободряли и поддерживали, подталкивали к лучшей жизни, но как неумеху и незнайку. Куча плакатов была про то, как обращаться с детьми - как кормить, пеленать, защищать. Предполагалось, что женщина ничего этого не знает, и большое государство ее сейчас мягко научит с нуля. В более поздние годы, говорит Плунгян, эта идея развернулась на 180 градусов - стало считаться, что женщина прирожденно знает, что и как делать с ребенком, и это самое правильное и естественное.

Женщин поощряли уходить из "узкой" семьи крестьянской, учиться, овладевать профессиями, а ту защиту и покровительство, которое обеспечивала большая семья, стало брать на себя государство - пособия на детей, детские сады и ясли - только работай. В этой же тенденции - учись, работай, принадлежи себе, все пути открыты - разрешили аборты. И множество картин и плакатов изображали, как женщины, одетые удобно как мужчины - в шорты, брюки, комбинезоны, с короткими стрижками, овладевают техникой. Участся водить машины и самолеты, гоняют на мотоциклах. При этом женщина женственная, домашняя, в косметике и платьях осуждалась, как пережиток буржуазности. Вскоре государство начало быть этим недовольно - женщины слишком свободны и вольны, а между тем, государству-то нужно новые члены. Поэтому министр здравоохранения Семашко выступил с текстом - что, мол, женщины стали похожи на мужчин, давай-ка назад, условно говоря, к платьям, помаде и чистым длинным волосам. Аборты запретили. Женщину перестали ободрять иметь свою жизнь и самой решать за себя.

Мне еще много слушать там, буду сегодня в перерывах между работой. Пока я дослушала до начала тридцатых годов. А вам пока одна из картин, у нее в лекциях упоминаемая: "С. М. Киров принимает парад физкультурников" — А. Самохвалов (1935)
Я ее под кат уберу, она большая.


Картина нашлась вот в этом посте, там еще много того, что упоминалось в лекции.

upd. Дослушала все. И насмотрелась плакатов сегодня!
Tags: anthropology, art, females, hochu_vse_znat
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments