1. Если вы делаете детское или молодое и красивое лицо, бейте себя по рукам, каждый раз, когда собираетесь делать вмятину на лице. "Вмятины" там могут быть слегка-слегка между бровью и верхним веком, под носом, между губами и под нижней губой. Остальное пространство через мучительное нехочу лучше оставить гладким, ровно выпуклым, без ухабов и вмятин.
Куда у неопытного человека тянутся руки сделать вмятину на кукольном личике? Под глазами - и сразу образуются мешки. На шеках - и выходят обтянутые старческие кости. Вокруг носа ко рту - и появляются обвисшие брыли. И от углов рта к подбородку - создаются обвисшие щеки и виртуозно подчеркнутый беззубый от старости рот. Да, у живого человека там есть вмятины и углубления - но на кукольной крохотной голове в масштабе это будут почти незаметные перепады высоты. Любое углубление этих мест, любая складка у человека происходит со временем, с возрастом, и даже малейшее усиление этой запавшести вызывает ощущение старости и обвисшести или усохшести. Вы с тончайшими разницами в доли миллиметров на кукольном лице не справитесь, обязательно сделаете сильнее - и все, ваша юная дева стала увядшей старушкой, а младенец - обвисшим старичком.
Как можно меньше рельефа на молодых лицах - и будет вам счастье.
2. Глаза не обязаны занимать все отпущенное место на лице! Посмотрите на человеческое лицо: между глазами достаточно расстояния ( художники знают, что длинной еще в один глаз) , и от глаз до висков есть расстояние. Однако многие начинающие кукольники сводят глаза у переносицы, почти касаясь углами, а внешними углами доводят чуть не до ушей. В кукле следовать дословной анатомии не обязательно, но чисто теоретически помните, что череп - это костяная коробка, в ней два круглы, отверстия, в них шарики глазных яблок, а уже на них частично по шарику - лодочки самих глаз в разрезах век. Если ваш глаз идет от края и до края лица - там вообще нет черепа, одна сплошная дыра для двух глаз сразу.
3. Если же вы на реалистичном лице сделаете обратное - круглые глаза посадите близко к носу, оставляя много лица вокруг, ваше лицо немедленно начнет напоминать лицо слабоумного человека. Если вы именно это хотели передать, хорошо, но если у вас не было в целях - это вам предупреждение. Или делайте нереалистичное, а карикатурное, условное лицо.
4. Теперь о том, что внутри глаз. Если вы нарисуете кружок радужки внутри глаза так, что сверху он весь виден отчетливо, не доходя до верхнего века, глаза будут выглядеть вытаращенными, лицо безумным, изумленным до потери соображения, а в сочетании с улыбкой - сумасшедшим ведьминским оживлением. Посмотрите на глаза любого человека - верхний край радужки всегда чуть прикрыт верхним веком, уходит под него, это его нормальное состояние. Но иногда в этом месте перемахивают через норму и под верхнее веко уводят не только край радужки - цветного кружка, но и часть черного зрачка. В небольшой дозе это делает глаза загадочно полуприкрытыми. Но чаще всего веки, накрывающие зрачок, немедленно придают лицу выражение апатии, сонности, тупого безразличия или унылой депрессивности.
5. Кроличьи безумные глазки. Когда дело заходит о покраске глаз и вокруг, начинающий отчего-то первым делом берет красную краску и начинает рисовать и тонировать ею вокруг глаз. Если к этому прибавить веки без ресниц или утемнения по краю, то бесцветные глазки в красном( часто пятнистом) окружении немедленно создают образ больного лихорадочного кролика. Если вы смотрите голливудские фильмы или сериалы, обратите внимание - если создателям нужно создать впечатление, что героя поразил вирус межгалактической лихорадки, ему делают бледное землистое лицо, сводят на нет ресницы и накрашивают вокруг глаз красные пятна. То же самое делают, чтобы показать, что герой подлый злодеец и мерзкая свинья. Красные пятна вокруг глаз куклы немедленно отсылают ее именно в стан больных межгалактической лихорадкой.
Выйдите на дневной свет, снимите себя без косметики прямо в лицо, откройте в фотошопе и ткните пипеткой в цвет кожи вокруг глаз, под бровью и в складке верхнего века. Закрасьте этим цветом что-то и посмотрите, какой он был. Вы удивитесь - не не красный. ( А если и красный, вы либо перешли на сторону зла, либо вам пора в межгалактических изолятор!)
6. Ресницы-паучьи лапки. Радость от обладания кукольными ресницами не должна туманить голову. Большая часть профессиональных кукольных художников обходится без них, расписывая глаза. Но если вы все же решили их использовать - подстригите их после приклеивания, чтобы они как-то сообразовывались с нормой человеческого размера. Паучьи лапки в ряд, загибающиеся до линии роста волос производят ужасное впечатление. Что уже мельчить? Можно приклеить к векам трессы, зачесать через всю голову и завязать в хвостик на затылке.
7. Как и при расписывании глаз - раскрашивая лицо, не нужно делать пятен. Постарайтесь сделать как можно более ровный тон и наложить его равномерно. Даже незначительные красные и серые разводы и пятнистости сильно вылезают на фото и опять же наводят мысл о межгалактической лихорадке ( или уже переходе на сторону зомби) так же как и с рельефом - чем меньше живописи вы разводите на лице, тем лучше. Не красьте брови черной краской, а отверстия в носу и линию между губами - ярко-красной. Сохраните небольшое количество цвета кожи - и добавляйте его ко всем смесям для теней, румянца и контуров.
8. Рот у человека по ширине занимает такое же расстояние, как и расстояние между зрачками. Начинающие кукольники часто делают широченный рот, разрезающий кукольное лицо гуинпленовской улыбкой. Прибавьте к этому вычурно вылепленные губы, красную покраску - и кукла готова выступать с бродячим цирком, как шутка природы.
9. Рот у человека расположен ближе к носу, чем к подбородку. В идеале линия середины рта делит расстояние от носа до подбородка на одну треть наверху и две третих внизу. Большая часть начинающих художников и кукольников опускает рот слишком низко, делая заодно обвисшую длинную верхнюю губу.
10. Волосы. Самая распространенная ошибка - думать, что там, где заканчивается лицо, заканчивается верх головы. Вовсе нет. От верха лица, от верхнего края лба, голова еще продолжает идти вверх и закругляться. Но. Волосы не начинаются там, где голова кончила закругляться. так было только у средневековых дам, когда они выбривали себе всю часть головы, которая смотрела вперд. У нормального человека волосы начинаются не на макушке, а еще на передней части головы. Не слишком близко к бровям, чтобы не создавать ощущение первобытности. Но и не на макушке - где они создают отчетливое ощущение лысины.
11. Туловище. Начинающие куклоделы не понимают, что под одеждой, хоть его и не видно, должно быть тело. Они пришивают трубочки одежды на почти пустой каркас - и это так и выглядит - пустые трубочки одежды, заломленные в пустых местах. Изумительная кукольница Лиза Лихтенфелс, про которую я рассказывала вот здесь, для своих одетых кукол полностью моделирует тело, включая вполне натуралистические гениталии - хотя их никто не увидит. Ткань по разному облегает массу под ним или просто тощий проволочный каркас. И всегда видно, что у куклы не отведено места под плечи, нет грудной клетки, а если она в брюках - нет никакого таза, попы или бедер.
12. Одежда. Чтобы правильно делать одежду, помните о Гулливере. Когда он попал к лиллипутам, ему шили рубашки. Для него они были из тонкого полотна, но лилипуты брали на них паруса. Если мы перевернем это, то станет понятно - наша рубашечная ткань для куклы будет жесткостью и толщиной, как парусина. Не берите ткань из которой вы сами бы сделали себе одежду такого рода. Ткань нужна гораздо более тонкая - для всего - для рубашек, брюк, платьев. Не ситец, а батист, и лучше старый исстиранный, тонкий и мягкой. Не толстый шелк, а тончайший шифон. Все должно быть мягким и тонким до такой степени, чтобы на человеческой одежде почти не держало форму. И не нужно использовать толстый синтетический атлас. Мало того, что замучаетесь шить, так он еще будет стоять жирными грубыми складками, нагло блестеть и видна будет его грубая крупная фактура. По той же причине ужасно выглядят большинство атласных ленточек - слишком жесткие, слишком грубые.
И не забывайте, что кукла эту одежду как бы носила. Сгибы на локтях и коленях не должны быть как на наглаженной накрахмаленной ткани, согнутой как бумага - сомните все в местах сгибов мелкими защипами - не швейными защипами, а буквальными - защипните пальцами, сомните эти складочки, приладьте их к телу куклы.
Ну вот, если коротко, самые основные ошибки, которых лучше избегать. Примеры, конечно, были бы полезны, но я не хочу портить настроение авторам, тем более они это делают по полному незнанию. а не злому умыслу. Поэтому можете приложить к любым куклам начинающих авторов и посмотреть, какие ошибки обнаружатся. И еще полезнее - посмотреть на кукол известных мастеров, чтобы увидеть, как они этих ошибок не делают - просто вы не обращали внимания.