?

Log in

No account? Create an account
Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Овечка по имени English. Способ занятий 4. [Feb. 3rd, 2015|03:49 pm]
Alika
[Tags|, ]

Продолжу я писать про изучение языка, а то давно не было  про это.

Про работу с книгами я уже писала в посте про чтение без словаря. Такое чтение сильно пробивает стену уверенности, что без знания всех слов абсолютно мы ничего не поймем, или вообще - что просто чтение книги это какой-то очень отдаленный этап. Оказывается, понимается многое, и оказывается, можно читать, даже с неполным знанием.

А сегодня я напишу про противоположный метод - омнистский - узнавать все, про каждое слово.

До того, как я пошла учить язык официально, в институте, я страшно много занималась сама. Тут сказывались несколько вещей. Мне хотелось знать хотя бы один иностранный язык свободно - чтобы читать и поговорить при случае, как это было обычно для образованного человека в девятнадцатом веке. И мне очень нравились языки вообще - структура, другие слова, другой строй - очень увлекательно для изучения.

Так что я упорно занималась сама, никто меня не принуждал. Я выбрала несколько книг - и "прошла" их полностью. Надо сказать, спустя годы я думала, что  скорее всего немного там поработала и забросила, но когда поехала разбирать и продавать квартиру, нашла эти книги и увидела, что они проработаны от первой до последней страницы, полностью, каждое слово, каждая строчка!

Работала я с ними следующим образом. Во-первых, все тексты я читала вслух. Это был совет еще моей преподавательницы в школе, она сказала, что для учебной полезности все, что читаешь, нужно читать вслух, либо внутри проговаривать. Это сейчас мне немного мешает читать английские книги просто как литературу - для этого как раз советуют наоборот - не произносить в уме, а скользить по строчкам и узнавать общий рисунок слова. Это хороший совет, если учиться скорочтению, или если  ваша цель - просто читать книги, не умея писать или разговаривать. Такое тоже может быть. Скажем, если бы мне пришлось ради работы или учебы читать научные материалы на немецком, я бы тоже старалась скользить и понимать смысл, а не вникать, как каждое слово произносится. Но если вы хотите не просто прочесть какой-то корпус текстов быстро и для практических надобностей, а именно изучать и знать язык - медленный способ работает лучше.

Я читала  и все незнакомые слова подчеркивала в тексте. Этот же способ я потом использовала в институте, когда мы читали  и разбирали книги художественные. Нужно, чтобы книга была только ваша, и забудьте о том, что в книге нельзя писать. Это правило появилось от советской бедности, когда книга не принадлежала тебе безраздельно, всегда был кто-то, кто читал после тебя, и общее имущество было лучше не портить. В девятнадцатом веке все образованные люди обширно и подробно писали в своих книгах. Это была его личная книга и он с нею вступал в разговор, в беседу или даже спор. И строки подчеркивались, и возражения и похвалы писались на полях, и свои мысли добавлялись к  соответствующим параграфам. Культ вещи  часто появляется там, где этой вещи дефицит.

Так вот, заведите книгу для себя лично - и вперед. У меня был красивый серебряный карандашик, тонкий и миниатюрный, заточенный, он писал так же тонко и изящно. А я вообще сторонник того, что хорошие приятные вещи сильно увеличивают вероятность того, что вы займетесь делами полезными и нужными. Итак, я читала фразу и подчеркивала все неизвестные мне слова. Если я не знала слово целиком - со смыслом и произношением, я подчеркивала его прямой чертой. Если я знала смысл, но не знала произношения - волнистой. Так я читала до конца страницы. Все слова неизвестные теперь были выделены.

Затем я открывала словарь и начинала искать эти слова. Интересную вещь обнаружили ученые - легкость электронной проверки слова отнимает от прочности запоминания. То есть, если вы полистали словарь, поискали это слово, нашли его на странице, прочли, а затем выписали что-то про него - вы запомните его намного прочнее, чем выделили и увидели перевод этого слова. Я так понимаю, пока вы ищете, читаете про него статью словарную, записываете - вы невольно несколько раз слово повторяете и повторяете, оно откладывается в памяти. А легкость - навел, увидел - не зацепляется за место в памяти. Я понимаю, что сейчас вряд ли кто-то пользуется бумажными словарями, даже я, при всей моей любви к ним, перешла на электронные. Но медленный омнистский способ требует вдумчивого подхода, даже с электронными словарями:)

Для слов, которым нужно было только произношение, я надписывала транскрипцию наверху, над словом. Если сложное - полную транскрипцию со всеми ударениями, если попроще - мне были неизвестны только гласные, или наоборот - согласные - я писала нужные звуки и отмечала ударение. Для полностью неизвестного слова транскрипция писалась над словом, а перевод, его разные значения  - сбоку на полях, на уровне этой строки. Это очень удобная система и я с нею работаю многие годы.

После чего страница снова перечитывалась, уже с полным пониманием. Новые слова эти я не учила - они были тут, всегда у меня под рукой, прямо в тексте. Иногда бывало, что слово встречалось опять, а я его опять не знала - тогда я записывала его еще и еще раз, и что-то делала - учила его каким-то образом. Запоминала мнемонически, связывая с другими словами и звуками, встраивала в какой-нибудь смешной контекст. И несколько раз употребляла его во фразах и выражениях уже сама, чтобы почувствовать его место  в речи. Специально не учила, опять же - они запоминались постепенно сами.

В школе же  еще я научила себя читать текст вслух, пока  не смогу прочесть его без единой запинки. Нам в начальных класса давали задание прочесть вслух текст для сдачи, и я дома читала и читала его, начиная с начала при первой же запинке, пока весь он не выходил у меня гладко и без остановок и заиканий. В результате большинство школьных текстов я знала наизусть:) Все это про Лондон и Тауэр и исторических воронов там. Так вот, при самостоятельной учебе я часто тоже читала и перечитывала, пока у меня не выходило гладко и слова  я узнавала все.

Это медленный способ, но кто мне считает? Я шла медленными шагами - по страничке-полстранички в день, но как оказалось - дошла до конца всех книг, которые начинала.

Что это были за книги.

Одна была чисто художественная - "Принц и нищий". Я получила ее за победу в олимпиаде по-английскому. Была она немного адаптированная для школьного чтения, но вся история целиком. Книга была небольшого размера и "одна страница" в ней был вполне посильный размер. Там был хороший литературный язык, там был увлекательный сюжет, и там было большое количество интересных слов, связанных с историей, этнографией, английской политикой и всем таким - что очень отличалось от учебных текстов, которыми нас пичкали.

Вторая была большого размера детская книга с картинками. Я подозреваю, что была она не советско-придуманная, а взята целиком. Там было очень много аутентичных стишков, считалок и фразочек. Несколько страниц подряд были на одну тему - дом, парк, школа,  сад - и все заполнены картинками, рядом с которыми были английские названия. Тут же рядом приводились подходящие стихи,  маленькие диалоги на эту же тему. Ничего не было переведено. Так что я шла подряд и  надписывала все неизвестные мне слова. Кластерный подход был очень удобным. Я выучивала все слова для частей дома и комнаты, все слова связанные со столом, посудой, едой, все слова для овощей или животных. Эта книга чрезвычайно помогла мне в словарном запасе. Стихи там тоже были удивительные. В школе нам, как я понимаю, давали специальные стишки - советско-сочиненные, я потом нигде и никогда не встречала их в оригинальной литературе или книгах. Ай хяв ту айз энд ай кян си э бук энд э пен инфрантоф ми. Примерно вот так:) А в книге были совсем другие, с незнакомым синтаксисом, с другими выражениями. Одним из первых там шло стихотворение про десять негритят, только они были солдатами, кажется:) В общем, кроме запаса слов, она мне дала еще представление о настоящем английском, не специальном школьном совинглише.

Третья была тоже небольшого формата книжка с разным юмором. Там были карикатуры  с подписями, короткие шутки и анекдоты и небольшие смешные рассказы. Я считаю, что это супер полезно! Непременно, если вы учите язык,  найдите себе книжку с шутками. Английский замечательно приспособен  к игре слов, и  читать текст, который можно понять двояко, перевернуть его синтаксис и получить две разных картины - чрезвычайно полезно для понимания языка. Я многие шутки оттуда выучила наизусть и рассказывала при случае.
вроде такой:
What is the difference between a man and a camel ?
A camel can work for a week without drinking, the man can drink  for a week without working.
 Или шутки с картинкой: мама посылает девочку  в соседний дом узнать how old Mrs Havisham is today - то есть как поживает старая миссис Хавишэм, как себя чувствует? ( фамилию я придумала, там была другая, не радуйтесь, опознав Диккенса:)) Девочка возвращается и рапортует: Mrs Havisham is 79 years 5 months and 3 days old today. То есть слышит вопрос - how old is кто-то today - сколько лет сегодня человеку, каков его возраст на сегодняшний день.

 На словах можно скучно и долго втолковывать человеку про структуру вопроса - а с шуткой он это понимает неожиданно ярко и наглядно. Я очень- очень рекомендую вам книжку со смешным для изучения языка! Даже совсем детское и дурацкое пойдет.

Четвертая книжка была увлекательная про грамматику. Не учебник и не последовательное изложение,  а какие-то интересные рассказы с примерами. Назвалась она Keep up your English, и я из нее почерпнула множество интересных знаний. Первым же делом научилась задавать вопросы "с хвостиком", которые на русский переводятся с выражением " не правда ли?". ( И эта книга и "Принц и нищий" сыграли неожиданную роль, когда я поступала  в институт, но это отдельный рассказ) Я не помню, на каком языке она написана была - на русском или английском, сама в тексте своем, но помню, что была очень увлекательной.

Эти книги, полностью прочитанные, со всеми незнакомыми словами, очень сильно повлияли на мой английский. И я опять вернусь к мысли, которую уже раньше высказывала - гораздо полезнее взять любую книгу по теме и пройти ее последовательно, делая в ней все, чем метаться, искать самую лучшую, самую эффективную, саму-самую и ничего не делать. Любая практически книга более-менее толковая сработает!

В следующий раз напишу, как отличалось чтение уже при учебе, и , может быть про то, как мне помогли самостоятельные занятия при поступлении.

 Все посты про английский  у меня под тэгом language, но там отдельно закопаны посты по то, как учить язык самостоятельно. Я их как-нибудь в отдельный тэг соберу, но пока они там.
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: feruza
2015-02-04 12:08 am (UTC)
Я! Я - тот человек, который пользуется бумажным словарем при чтении!
Именно поэтому: я почуяла, что так получается лучше, основательнее, слово на самом деле лучше садится в память.
кроме того, для испанского ты видишь в словаре вокруг сразу другие слова из того же гнезда - ну там, глагол с тем же корнем, наречие... и просекаешь иногда этимологию, и цепляешь все гнездо. И видишь словарную статью, с несколькими значениями...
И вообще, нет ощущения, что ты скользишь, не соображая, а есть ощущение, что ты медленно вколачиваешь костылики и карабкаешься по скале.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-02-04 12:25 am (UTC)
Именно! А я еще люблю читать самое последнее - от какого слова произошло, в каком году вошло в язык. Тоже удивительные вещи открываются!

Вот буквально только что открыла.
В английском - что карандаш и пенис однокоренные в основе слова:)) Pencil и penis.

А в русском - что "пола" одежды это "половина"! То есть перед, разрезанный пополам - и каждая половина - пола.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: gingema
2015-02-04 12:15 am (UTC)
Твоя работоспобность меня иногда убивает. Как-то так, подминает под себя и раздавливает :)
Old Mrs.Havisham напомнила мне о панде, которая eats shoots and leaves.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-02-04 12:21 am (UTC)
Да, кстати - вот же, отличнейший пример с шуткой:) Надо мне себе купить эту книжку, а то мою деточка увезла с собой.

А я сейчас как раз читаю у Барбары Шер про циклических сканеров - которые глубоко и сильно погружаются в предмет, потом меняют его на следующий - и узнаю себя:)

и все равно удивляюсь - вот перечисли, что я сделала - все признают, что много - а просто так на вид, кажется, что я ленивая и беззаботная птичка:) Так что спасибо тебе на добром слове:)))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: theswanessa_nux
2015-02-04 12:55 am (UTC)
WOW! Превосходный пост! Утащила к себе :) Оказывается, я все делала точно также, как и Вы, когда учила английский (лет *цать тому назад)! Да и сейчас делаю, поскольку изучение языка - процесс бесконечный.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ___olya___
2015-02-04 02:16 am (UTC)
я с Вами согласна, насчет проработки тщательной без метания. и добавля еще своих методов, может, кому-нибудь пригодятся: я читала "If Tomorrow Comes" ("Если Завтра Наступит"), потому что она в русском переводе была одна из самых любимых книг уже, и на английском она оказалась настолько же классной (и не очень сложной), как и тот перевод русский, который я читала (но кстати осторожно! есть другой русский перевод, очень плохой, неприятный. Разница например, которая мне запомнилась: если в моем хорошем переводе героиню одна женщина называла "детка", то в плохом это было "девка"). И потом в универе мне тоже пригодилось изучать на другом языке то, что я уже на своем знаю.

И еще мой метод был штудирования учебника, да в принципе это можно делать и в книге тоже: я брала отрывок и письменно переводила его на русский. А потом с этого перевода на русский переводила на английский. И я могла легко проверить правильность, сравнив с изначальным текстом, но и еще это было именно активное применение языка, а не просто пассивное восприятие, и очень сильно меня продвигало. И можно было проверять себя самостоятельно, это тоже было очень важно.

А вообще я на всех языках, что учила, старалась дойти до уровня, когда уже могу читать хоть чуть-чуть художественные книги, и потом старалась найти такие книги, где было так увлекательно, что я забывала вообще, на каком языке я читаю. Вот с Гарри Поттером, например, так было. Первая книга о нем, очень рекомендую.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: caballo_marino
2015-02-04 04:10 am (UTC)
"Гарри Поттер" еще чем хорош - там много слов не то чтобы редких, но и не из базового словарного запаса, которые без конца повторяются, так что их даже выписывать и учить не надо, сами запомнятся :) Я за него в свое время взялась со скромным багажом тысячи в полторы английских слов и примерно к середине первой книги поняла, что словарь мне уже, в принципе, не нужен.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: flerforsyte
2015-02-04 02:48 am (UTC)
Ой. Спасибо вам. Я сегодня же попробую. Мне прямо кажется, что этот способ - именно то, чего мне не хватало.
Даже распечатаю книгу для этого, а то все в электронке.)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: Anna Tairova
2015-02-04 04:38 am (UTC)
Удивляюсь вашей дотошности! Я смотрю видео (сериалы, фильмы, ютюб) на английском, общаюсь в переписке электронной с англоговорящими, но тут решила сходить на занятие. Выяснилось, что я тексты читаю бойко, только если в них нет сложных числительных. И путаюсь в правилах и граммматике при построении фраз. Хотя и чувствую ошибки интуитивно. При этом мой словарный запас лучше, чем у учителя. В детстве пробовала так же читать книгу рассказов любимого О'Генри. Без словаря. После школьного английского на пятерку я понимала к своему удивлению только одну. пятую от текста. Помню, не выдержала и посмотрела в словаре, кто же такие загадочные guys которые часто встречались в тексте. Я думала - ну ладно,один гей, ну второй, но неужели все там геи? Не может быть! Я была в шоке, когда оказалось, что это просто "парни, ребята", а также прилагательное "веселый, радостный". Почему нас этому не учили??? P.S. А тут недавно у Гликерии видела и читала про серебряный карандашик и подумала, как это похоже на Алику )))) Читаем с сыном, он конечно машины любит больше, но хотя бы слушает и смотрит.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alenaroo
2015-02-04 05:16 am (UTC)
Простите, что влажу, но guys не означает "веселый, радостный". Вы, наверное, имеете в виду gay, но это значение данного слова довольно устаревшее. То есть стоит различать gAy и gUy, между этими словами мало чего общего.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: solonata
2015-02-04 05:46 am (UTC)
Спасибо за статью. Я начинаю учить языка (после многолетнего перерыва) и хотела спросить: почему Вы сразу не смотрели незнакомое слово, а только после прочтения всего текста. Нам всегда преподавали, что увидел незнакомое быстрей в словарь. Объяснялось что, не знаешь слово теряешь смысл текста.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2015-02-04 05:55 am (UTC)
Чтобы не отвлекаться. Если страницу насквозь прочесть, даже с незнакомыми словами - то представляешь себе общий смысл, слова потом в этот общий смысл легче вставляются. Ну и затем потоком листаешь словарь, не откладывая. Любое однородное действие меньше времени и сил занимает, чем мелкие переключения туда-сюда.

Ваш способ хорош, если вы собираетесь один раз прочесть и больше не возвращаться, я же после всех слов еще раз читала, уже с полным смыслом, не отвлекаясь на поиски.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vixen_hexen
2015-02-04 06:38 am (UTC)
нам так пришлось в универе читать для т.н. "индивидуального чтения" - выписывая каждое незнакомое слово(правда, в отдельную тетрадочку) - а меня это жутко бесило, потому что я все время выбирала большие книжки с довольно-таки интересным сюжетом, и хотелось побыстрее прочитать.

Надо попробовать так по-немецки что-нибудь почитать, а то у меня все посмотренные слова испаряются тут же - настолько он мне чужеродным кажется)
(Reply) (Thread)
From: mihaylova_evg
2015-02-04 08:06 am (UTC)
Я вас читаю и удивляюсь: Как это все (ВСЕ) в вас помещается?!!!! Я в восторге!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: prometa
2015-02-04 09:45 am (UTC)
А я учила английский по компьютерной игре Ultima Underworld.

Школьные уроки английского мне не давались, я как-то получала хорошие оценки, но ничего не знала. Но однажды папа купил настоящий компьютер - 386, легендарная вещь, и диск с играми. Перебирая разные игры я добралась до Ultima, а это ролевая игра с гигантским количеством диалогов, описаний предметов, текстовыми заданиями, что сделать, картами, библиотекой книг, заклинаниями - целый мир. Очень красивая. Огромная - сотни персонажей, гигантские локации. На английском. Без понимания текстов у меня не получилось даже выйти из замка, в котором все начинается (там нужно было поговорить с рыцарем и получить ключ от секретного спуска в подземелья).

Я взяла толстый словарь Мюллера, разлиновала тетрадку под словарик и начала играть. Несколько недель я только ходила по замку Лорда Бритиша, переводила пословно все диалоги, наводила курсор на все предметы и заучивала все слова.

Некоторые слова у меня так и остались картинками из игры. До конца ее не прошла, где-то на нижних ледяных уровнях застряла.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: prometa
2015-02-04 09:54 am (UTC)
Про "сделать все" вспомнила смешную историю. В девятом классе у меня были некоторые сложности с учебой в новой школе - нагнали старые пробелы в знаниях. И я очень хорошо помню, как сидела на осенних каникулах и думала, как бы мне начать хорошо учиться, чтобы поступить в университет.

Пожалуй, я тогда впервые в жизни применила этот метод - сесть за стол и подумать о проблеме. Через некоторое время и "придумала" решение: брать и буквально, полностью делать все домашние задания. В тот момент мысль была для меня революционной, поскольку восемь предыдущих лет я успешно увиливала от выполнения уроков. Но вот подумала, взвесила и решила, что это - самый простой способ решить свои вопросы. Следующие два года я делала абсолютно все задания и не пропускала ни дня занятий. Учебная карьера взлетела стремительно, хотя я всегда чувствовала себя слегка читером, который обманул систему - делала я уроки не из добросовестности, а по расчету.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krasnokutskaya
2015-02-04 06:22 pm (UTC)
это просто прекрасно! Вы меня потрясли))) в хорошем смысле)
делать все уроки - читерство. уроки по расчету... прям, ух!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 7echko
2015-02-04 10:12 am (UTC)
Спасибо большое за, как всегда, очень конкретный и обстоятельный совет с примерами. Я все собираюсь начать учить англ, руки пока на дошли, но советы Ваши все собрала ))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: iskra38
2015-02-04 10:58 am (UTC)
Спасибо Вам огромное ,как раз есть в руках замечательная книга и внутренние страхи ,как можно чиркать там сям .Буду снимать блокировку ,тем более что методика на первый взгляд ну очень много обещающая .
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: cheshirski_kot
2015-02-04 11:28 am (UTC)
у вас видимо был хороший словарь =) Мне вот от словаря запомнилось чувство разочарования, когда слово не находишь. А когда таких слов несколько, было совсем грустно =) Переводила тексты с французского классе во втором (в первом нам, кажется, такой работы еще не давали) и вот по неправильным глаголам находилось не все, а знаний грамматики еще не было. Это потом я научилась заглядывать не только в общий список, но и в таблицу к неправильным глаголам, если что-то не нашлось. Ну а от английского словаря у меня самые грустные впечатления остались, когда лезешь искать какой-нибудь cut и значение во фразу не помещается. А там, оказывается, предлог, от которого смысл меняется довольно сильно. А знания грамматики опять же нулевые, чтоб понять, что смотреть и как =)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: anna_antochka
2015-02-04 12:08 pm (UTC)
Вот да, у меня постоянно была проблема - слова все знаю, смысла фразы не понимаю. ((
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vinsenty
2015-02-04 02:18 pm (UTC)
// И эта книга и "Принц и нищий" сыграли неожиданную роль, когда я поступала в институт, но это отдельный рассказ

Расскажете?
(Reply) (Thread)
From: linle
2015-02-06 11:33 am (UTC)
Да. Мне тоже интересно!
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>