Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

А Агата у нас дурочка.

Это место очень запомнилось мне в автобиографии Агаты Кристи. Она пишет, что ее мама и сестра были очень умны, блестящи, голова у них работала чрезвычайно быстро, соображали они прекрасно. А Агата нет. И в семье говорили - а Агата у нас дурочка. Но ничего, она милая и удачно выдет замуж.

С точки зрения сегодняшнего дня и сегодняшнего родительства, панически боящегося обидеть детей и  с невероятным энтузиазмом хвалящего и поддерживающего, это звучит ужасно. Но Кристи пишет - это было совсем другое время. В викторианское время людям из зажиточных благородных семейств не нужно было получать образование, чтобы "кем-то считаться". Они могли, если хотели - но ничего обязательного и неизбежного в этом не было. Не нужно было поступать в институт - а значит до этого не нужны были успехи в школе. Никакого ребенка не оценивали по тому, как он усваивает химию или географию. То есть его успехи в учебе не входили в его "оценочную" оценку - плох он или хорош, довольны им родители или нет.

Эта концепция чрезвычайно меня поразила. Ясное дело, на протяжении моей жизни она мне даже отдаленно не встречалась - учеба и успехи в учебе были однозначно оценочной вещью и входили в характеристику человека. Агата же пишет, что ни мать с сестрой не имели это в виду в упрек, ни она сама никогда это не воспринимала. Это была просто констатация факта. У сестры такие умения, у Агаты другие, никто не хуже от этого.

Выросшая Агата обнаружила, что она на самом деле очень умна, умнее и способнее других людей вокруг, просто мать ее и сестра были повышенно блестящи. ( На этом месте я вспомнила новый сериал с Холмсом, где Майкрофт говорит  брату что-то вроде - и тут я встретил обычных детей и понял, что, наверное, неправильно считал тебя умственно отсталым). Самой Агате это отношение нисколько не повредило,  в рассказе нет и тени того, что это ее как-то ограничило или оставило травму. И я постоянно об этом вспоминала и вспоминала - что оценка людей ( детей) по учебе - не универсальная концепция.

И в старших классах детки мысль эта мне неожиданно пригодилась. Несмотря на мои мечты,детка ни грамма не интересовалась никакими науками. Все ее интересы были стопроцентно гуманитарны. Она  прошла курс алгебры и геометрии, а алгебру-2 не сдала за год на нужную оценку и ей не зачли - велели взять второй раз. Я уже писала о сложной и гибкой системе американской школы. Для того, чтобы получить аттестат, нужно взять определенное количество предметов. Обязательных научных там немного. Если хочешь дальше идти в медицину-математику-науку, можно на свободные в расписании места брать предметы повышающейся сложности в своей области. Если не хочешь, нужно прослушать и сдать базовый набор. И вот в этом базовом наборе у нее не пошла алгебра.

Я была в расстройстве. Ну да, я отличница физматшколы, муж математик, вокруг  оазис наук и компьютерных технологий, все русские родители рассказывают непрерывно о своих математических гениях - а что у меня дома?  И я расстраиваюсь, и сержусь на ребенка,  и недовольна всем. И тут я стала наблюдать за собой - и что увидела? Я не вижу ребенка так, как она есть, в сегодня. Я вижу  вместо этого некий призрачный контур - из прошлого, себя в ее возрасте - или из будущего - вот она постарается, вот я постараюсь, вот приложим усилия - и она станет с блеском заниматься математикой - и я не считаю ребенка настоящим, пока он не совместится с этим контуром. Пока  же я отмахиваюсь от действительной картинки, считая ее недоделанной до настоящей действительности.

И тут я вспомнила всю эту странную концепцию из Кристи - а Агата у нас дурочка. И как они себе позволили спокойно и без нервозности так считать. И я себе сказала внезапно - а Агата у нас дурочка. Нет в мозгах у моего ребенка такой склонности к математике, чтобы у нее получалось легко и чтобы ей было нужно. Нет. Не нужно ей и нет у нее такой способности. Это было очень странно - я даже никому рассказать не могла, ну кто в здравом уме своего ребенка дурочкой назовет, и как я поручусь, что это не ужасно с родительской точки зрения?

Но это мгновенно все переменило! Я перестала от нее этого ожидать, исчез тот контур, с которым она должна была совместиться. Я перестала сердиться, раздражаться на нее и чувствовать фрустрацию. Я реально поняла расхожую мысль - главное, чтобы ребенок здоровым был. То есть вот это - физическое и душевное здоровье - действительно главное, а алгебра - нет.

Так я тихо прожила с этим год - наползет желание раздражиться - я говорю: а Агата у нас дурочка - сама себе, как концепцию - и снова мне легко ребенка любить.

Сейчас я вижу, что в  реальности ничего бы не изменилось - страдай я или отпусти это страдание - Агата наша не стала бы математиком, ничего бы не вышло с насильным приохочиванием ее к наукам. Вся разница была бы в моем отношении - и моих страданиях - и, разумеется, в страданиях детки, на которую бы это выливалось.

И с тех пор я очень люблю эту концепцию.

Я ее к себе часто применяю. Она не про ум вовсе. Она про то, как некоторые части нашей жизни или себя самих мы не принимаем, упорно видя призрачный "правильный" вариант, к которому когда-нибудь придет. Если вглядеться - это потому, что эти части или особенности считаются "стыдными", негодными для "хваления" - и поэтому взглянуть на них прямо и сказать, как есть, духу не хватает. А между тем, множество из них - с надуманной "неправильностью", в реальности нет ничего постыдного в том, что это так и есть.

Так в какой-то момент я сказала про свое неумение чувствовать время - я не чувствую время, это моя черта, мой склад мозгов, я ничего не могу с этим поделать - Агата у нас дурочка в том, что касается времени. И это тоже сильно переменило все. Меня больше не стыдят за опоздания - я не даю. Это не мое постыдное поведение, это не я "не стараюсь" - это факт, я времени не чувствую вообще. Мне перестали давать советы, как научиться его чувствовать, как натренироваться, ведь собеседник легко отличает семь минут от восьми с половиной внутренним счетчиком. Советы  мне давали - потому что это была моя "неправильность", нестарательность, "невыученные уроки". С того момента как я сказала себе - Агата у нас дурочка - исчезла необходимость заставить Агату "выучить и сдать". Я это не могу, я этому не научусь, мне этому неинтересно учиться - и на Агату  и ее совесть мы не будем рассчитывать, когда дело идет о времени. Поэтому я, без всяких попыток заиметь внутреннее чувство, хорошо продумала внешнюю систему - с людьми, несущими ответственность и отдающими мне команды - сейчас в душ, сейчас бумаги собирать, с обратным отсчетом, расписанным по времени, с таймерами, срабатывающими в нужный момент, с автоматическими напоминалками или автоматичскими действиями - подписка возобновится автоматически, передача, которую я люблю, запишется  - и так далее.

Но если бы в какой-то момент я не смирилась и не сказала себе фразу про дурочку - я бы продолжала опаздывать и чувствовала себя виноватой, плохо старающейся, и люди бы меня продолжали виноватить.

В общем есть множество других вещей в жизни, которые вы не любите, не хотите делать, не умеете - и в которых, если вдуматься, вам стыдно признаться даже самой/ самому себе. Агата-дурочка - метод как раз для них.
Tags: agatha_christie, detka, divan_psychology, ideas
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 155 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →