Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Про меня и оперы.

Я уже много раз писала, что зрительный канал у меня настолько ведущий, что забивает все остальные - особенно звуковой. Я не слышу, что в кино есть музыка, например - вообще ее не отмечаю. Я не работаю под музыку. И вообще большая часть звуков для меня проходит под разделом "шум" - и это очень перенапрягает мне голову, я страшно люблю тишину.

И тут я решила устроить себе минипрограмму по слушанию опер. Поначалу хотела просить советов, составлять обширную программу, омнистски прослушать ВСЕ значимое. Потом омнизм отмела и решила слушать, скажем, пять или шесть - которые я знаю, названия и авторы которых у меня на слуху, и в том порядке, как попадутся в библиотеке в разделе музыки.

Первой мне попалась "Кармен" и очень хорошая видео-версия. Я прослушала с огромным удовольствием, некоторые куски повторяя. Второй до меня добралась "Богема". И тут я кое-что поняла про себя.

Я люблю в музыке отчетливый рисунок, оказывается. И не люблю общеразмазанную живопись без контуров. В Кармен поэтому для меня было несколько выразительных и красивых кусков - хабанера, сегидилья, которую  Кармен поет в тюрьме, цыганская песня в таверне и ария тореодора. Остальное все - вата для прокладывания, материал для набивки, речитативы и  возможность показать красивые голоса. То есть некий размытый живописный фон.

А "Богема" ( ну вот первый акт вчера прослушанный) - вся такой фон, все такое неструктурированное выпевание прозы под вольную живописную музыку без рисунка. И красиво голосами! Но мне мучительно скушно слушать. Ни одного куска с рисунком, отдельного произведения внутри музыки ( "песни" так сказать:). И главное - это ее достоинство, этой оперы, я имею в виду. Потому что классические оперы именно отдельными отчетливыми кусками, практически не связанными музыкально. А эта была революционная и хороша тем, что музыка там вся сама себе родня, вся насквозь, не прерывистыми ариями, а общим потоком. Плюс в нее все время вплетаются намеки на будущее и реминисценции прошлого - музыкальными темами.

А мне таааак скушно:( У меня еще  была просто аудиоверсия и я следила за текстом либретто, чтобы понимать, историю. А тексты там мелко настрижены в пении - кто это? - это я! - зачем ты тут? - смотрю в окно!- тебе холодно? - еще как! - з-ачем камин? да незачем, даром тут стоит?  - А иногда  они так вчетвером говорят-поют. В конце концов я сдалась и поискала видеоверсию на ютубе - стало немного понятнее, кто на ком стоял, не так скучно тянуть все эти речетативы. Но. Я на 80 процентов музыку перестала слышать:( так меня завлек видеоряд. А оставшиеся двадцать процентов ушли не на музыку даже, а на смысл сказанного и общую красоту поющего голоса. Поскольку определенной мелодии в пении  нет ( вот той самой "песни":)) - я мучительно пытаюсь еще ее услышать-вычленить, заметить какой-то ритм, какой-то рисунок. А рисунка все нет - есть живописные разводы.

А вечером я была страшно усталая после предыдущих набитых делами и заботами дней - и вычленять какой-то порядок в музыкальном общехаосе у меня уже не оставалось сил - и тоже казалось работой. Я даже подумала - ну и не бросить ли мне этот минипроект? Если он тоже работа? Или выбрать только оперы с удачными и отчетливыми "концертными" номерами - чтобы можно было опираться на эту структурированность? Или сделать то, что я делала в детстве и юности - слушать что-то сто раз, пока из хаоса не начнешь слышать мелодии и темы, потому что уже знакомо все?

( у меня так дети в художественной школе - зимой рисовали под "Щелкунчика". Я принесла свои пластинки, которые знала практически наизусть и ставила им пока они рисовали. В первые разы для них это был совершенно неструктурированный поток шума - как и для меня любая оркестровая симфоническая музыка , например - когда я работаю, она доводит меня до бешенства обилием разного одновременно шума. Но неделя за неделей - и они стали различать китайский танец и старинную французскую песню, выход феи Драже или танец снежинок. И эти по отдельности различимые куски стали их очень радовать, они их уже пред-ожидали, а половина удовольствия от музыки, когда ты представляешь, что будет в следующую секунду - и тогда музыка становится логичной как будто, "правильно развивающейся" во времени. Ну и наступил день, когда они рисовали что-то другое, без музыки - и самый хулиганистый мальчик сказал - а почему вы не ставите Шуршунчика? без него  как-то уже чего-то не хватает!)

В общем,  я пока в раздумьях:)

Upd. Еще раз сейчас послушала, пока не сдала в библиотеку. Без чтения текстов, только слушая сто процентов. И обнаружила еще одну вещь, которая меня очень напрягает в восприятии. Пение и фоновая музыка там совершенно разные мелодии, разного характера, несовпадающие. То есть люди поют - а музыка нисколько не является аккомпанементом к этому. Более того, если представлять музыку фоновую, как фон, ну скажем, к кино, к повествованию какому-то - она не совпадает совершенно с действием! Внезапно в обычном бытовом разговоре фоновая музыка становится "опасной", коварной, с предощущением опасности из-за угла. И тут же без перехода - вдруг игривой, переливчатой, легкомысленной. На главном плане они по-прежнему ведут бытовой разговор, чем растопить камин. И вдруг за кадром этого речитатива музыка вдруг вспухает страшным героическим громом, наливается драматически и бабахает громким обрывистым ударом, будто случилась страшная трагедия - и все поражены и остановились. Между тем по действию они продолжают стулья таскать или бумажками шуршать, или вина наливать - ничего героического, удивительного, внезапного или непоправимого не случилось. И эта фоновая музыка, которая рисует какую-то другую картину, меня "раздражает". Ну вы знаете, мы же в кино привыкли, что музыка рисует ту же картину, что на экране, усиляет ее, добавляет глубины - но точно тому же самому, что есть - страху перед маньяком, умилению солнечным утром, задыханию от любви. А тут этот рисунок на фоне - часто совершенно другой, мимо и  преувеличенно экспрессивный на пустом месте.
Tags: music, self_experiment
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →