У нас этап бесконечных повторов и разыгрывания сюжетов наступил активно в два года. Это очень интересная тема, кстати. Начиная с первой выкинутой из кроватки игрушки и требования ее подавать обратно и заканчивая в стопервый раз читаемой книгой, где ничего нового, дети очень любят повторяющиеся сценарии - а родители так же страстно их ненавидят. Выкинутые игрушки многим родителям кажутся издевательством, непорядком и неаккуратностью, за которые ребенка нужно бранить и хорошо бы научить его это не делать. Но детям зачем-то это нужно.
Самая хорошая иллюстрация к этому - передачи типа телепузиков. Если вы смотрели хоть одну, вы знаете, о чем речь. Несколько милых, но абсурдных персонажей делают простые, но бессмысленные с точки зрения взрослого вещи - причем сначала повторяют все по очереди, а потом повторяют еще пару раз всю последовательность. Дети смотрят не отрываясь, родители стонут и проклинают за идиотизм и невыносимую тоску.
Между тем, незачем оценивать это со взрослой точки зрения. Для взрослого нужно, чтобы действие а) имело смысл или цель, на худой конец и б) было новое почти каждый раз. То есть второй раз делать то, что пройдено, усвоено и вообще было в твоей жизни, взрослому не хочется, внутренний счетчик осмысленного времени у него просто кипит и взрывается.
А у ребенка совершенно нет такого счетчика напрасно потраченного времени. И целый период его жизни повторяющиеся игры для него жизненно необходимы. Что-то такое он отрабатывает-нарабатывает их посредством. И для родителя самый лучший совет, который я могу дать - смириться. Вообще смирение, наверное, первостепенно нужное качество, когда становишься родителем. Я уже писала про него в связи с младенцем - не нужно считать, что это испорченное предыдущее время, когда вы принадлежали себе, или недокрученное будущее - вот пройдет это, как одна большая неприятность, и будет жизнь - это целая жизнь в своих правах.
Наши игры со сценариями, как я уже сказала, начались около двух.Детка у нас заговорила поздно, зато до слов научилась виртуозно пантомимой показывать все, что ей было нужно для общения, сопровождая сложные спектакли деликатными покряхтываниями. А когда заговорила, немедленно стала сочинять себе сюжеты игр - и исполнять их по сто раз. В товарищах у нее была я одна, поэтому второй стороной в сотом исполнении спектакля тоже была я:)
Мы играли какое-то невероятное количество времени в общей жизни. Во-первых, у меня была цель - как можно больше времени проводить с деткой. Во-вторых, на работу я не вернулась после ее рождения и мне повезло отслеживать, не пропуская, каждый маленький шажочек, изменение, оттенок роста. В-третьих, работать для заработка я начала в ее маленький возраст, и все эти работы были связаны с сидением на месте и деланием чего-то - чаще руками. Я переводила, шила, рисовала и делала рекламу из оракала. И вот, если сидишь на месте и сосредоточенно режешь макетным ножом буквы - ты физически доступен и голова твоя свободна для игры по ролям. Чем страшно сосредоточенная на цели детка и пользовалась:)
Иногда она меня заигрывала так, что у меня уже язык не шевелился. А начиналось все с простых игр. Летом в два ее года у нас самыми популярными были игры в пирог и девочку. Сценарий у них был короткий, но бесконечный.
В "Пироге" она приходила ко мне и говорила очень озабоченным и хозяйственным голосом: мама, дай денежек, пирог буду делать, нужно купить муку, яйца, сахар. Я давала ей воображаемые деньги, ребенок уходил на другую сторону кухни ( которая у нас была разгорожена аркой на кухню и столовую), как бы за дверь, и там, тихонько говоря что-то, покупала у воображаемых продавцов все, что нужно - маленькими лапками протягивая деньги, указывая на продукты и укладывая воображаемые пакеты - все это в воздухе. Потом появлялась на пороге арки ликующая - купиййя! Усаживалась перед плитой на пол, раскладывала "продукты", вытаскивала из нижнего ящика под духовкой кастрюльки и сковородки и начинала обстоятельно делать над ними что-то - сыпать, "разбивать яйца", мешать. Потом "ставила в духовку", ждала - и вытаскивала пирог. Апофеозом этого был принос мне кусочка пирога с сияющими глазами - мама, пийог! КУсай, вкусно! Я ела, хвалила, качала головой, ребенок радовался. Потом пирог "кончался" - и все начиналось снова - озабоченная мордочка - надо сдейать пиййог, мама, дай денезег, в магазин пойду!
Кастрюли и крышки, кстати - были абсолютным хитом в играх. На полу ими можно было играть до бесконечности. Вот и понимаешь, что яркие дорогущие игрушки родители покупают для себя ( не в смысле самим играть! - а в смысле быть хорошими родителями) - а дети с упоением играют во что найдут.
Вторая игра была в то, что детка шла в магазин покупать маме кофточку. Она приносила ее радостно, как котик птичку, заставляла меня надеть - все реально, кроме кофточки - рукава просовывать, пуговки застегивать, потом отходила, складывала лапки, наклоняла голову. глядела критически и восклицала - ой! Маё ( мало) - снимай, нужно поменять. Уходила, с кем-то там изображала разговор, приносила новую и все начиналось сначала. В какой-то момент, одурев от повторений, и от того, что мне нужно было физически отвлекаться от работы для примерок, я решила перехватить инициативу. В очередной раз "надев кофточку", я погладила ее на себе, поглядела в воображаемое зеркало и, не дав ребенку открыть рта, воскликнула с преувеличенным энтузиазмом - О, как раз! какая хорошая кофточка, она мне как раз! Спасибо!
У детки вытянулось личико. Игра застопорилась, но кофточка-то "подошла", и что делать, неизвестно. Она прижала две сложенных лапки к щеке, наклонила голову и начала меня задумчиво обходить по кругу. И вдруг лицо ее осветилось, она ткнула мне пальцем куда-то в плечо, в воображаемый рукав, и ликующе воскликнула - Ой! Дыйка!! Снимай, мамицка,менять будем.
Ну и все сначала:)
Когда ей было ближе к двум с половиной, я поехала в гости к подруге в другую страну. Расставались мы с нею обе беременные, родили в разных странах и детей друг друга еще не видели. И тут я увидела другого мальчика. Мальчик был вертикальным мотоциклистом. То есть все время, пока он не спал, он нарезал бешеные круги по комнате, и впечатление было именно такое, как у этих мотоциклистов в цирке, которые ездят по вертикальным стенкам по кругу. Он носился у нас по головам, по плечам, через нас, пока мы разговаривали, не успеешь оглянуться - уже новый круг. Бабушка, которая с ним сидела и занималась маниакально, просто стонала от моих рассказов - Боже мой! сидит и играет в кастрюльки? Ах, печет пироги?? - Дайте, дайте мне такую девочку.
Одного этого мальчика мне было достаточно, чтобы не обольщаться по поводу своих воспитательных качеств - дети это лотерея, и что тебе достанется, нельзя предугадать.
Правда в эти же два года я как раз встретила примеры того, что делает ( и не делает) воспитание. Про этих детей я расскажу как-нибудь потом. И потом же про то, во что вылились эти сценарные игры, в какую империю и целую параллельную жизнь у нас. Потому что бесконечные пироги - это были только цветочки, по сравнению с тем, сколько ( и кого!) мне пришлось играть в последующие годы.
__________
предыдущие посты в этой серии - под тэгом дочки-матери
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →