Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Вральные мемуары

Читаю в книге про писание нон-фикшена главу про правдивость, основанность на фактах и честную передачу. Узнала оттуда в неожиданную пару к посту про "доктора наук", что и мемуары и автобиографии бывают поддельными.

Там приведено несколько примеров, как журналистов "дисквалифицировали", потому что в своих интересных нон-фикшен статьях они фальсифицировали события или цитаты из кого-то. А уж автобиографические романы вообще удивительное дело.

Один изъяли из продажи и покупателям компенсировали стоимость, потому что увлекательная история девочки, наполовину американской индеанки, выросшей в бедной приемной семье, в гангстерском районе Лос-Анджелеса, оказалась выдуманной. Автор - полностью белая, выросла в зажиточной семье в приличном пригородном районе, правда, на самом деле Лос-Анджелеса. И семья родная у "сиротинушки".  Это книга Margaret Seltzer  Love and Consequences: A Memoir of Hope and Survival, выпущенная под именем Margaret B. Jones. ( "Любовь и последствия: Воспоминания о надежде и выживании")

Вторая книга - воспоминания еврейской девочки в холокост, как она брела пешком какие-то тысячи миль по Европе, жила в Варшавском гетто с волками, убила нацистского солдата. На деле все это время вполне успешная католическая , не еврейская девочка провела в  школе в безопасности, еврейкой никогда не была...
Это книга , написанная Misha Defonseca Misha: A Memoire of the Holocaust Years ( Миша: Мемуары холокастных годов")

И к восклицаниям " как жена могла ни разу не ходить к мужу на работу?" можно прибавить - как редакторы и издатели не попросили у них свидетельства о рождении-крещении, сведения о родителях-родственниках-прописке? То сам сам текст показался им вполне убедительным, а человека под микроскопом не проверяли...

Я удивилась, отчего с таким бурным воображением и знанием дела эти люди не написали художественные книги, романы из жизни девочек на фоне исторических событий? А автор книги дает мне тут же ответ: потому что нон-фикшен сейчас ценится несравнимо выше, чем фикшен. И издатели его жаждут, и читатели его предпочитают, и книготорговцы ему отводят лучшие места на полках, чем "литературе". Подумала и поняла, что да, на моих весах рассказ очевидца, участника событий, из опыта - гораздо ценнее, чем придуманные, хоть и хорошо написанные истории сочинителей...

Я погуглила дополнительно - первая авторша,предприимчивая тетка (сорока еще нет) не только написала воспоминания о ее участие в банде, но и интервью давала по радио, разговаривая с негритянским акцентом, рассказывая о своих "корешах". Вскрылось все, когда в издательство позвонила изумленная родная сестра и рассказала правду - и про богатый район, и про приличную школу, и про полностью белое происхождение и про то, что выросла она не по фостерным семьям, а в своей родной.

Книгу изьяли со всех сайтов и из всех магазинов, и купившим предлагали компенсацию.

Что касается второй, псевдо-еврейской девочки. Книга выпущена в 1997-м году и продавалась до 2008, даже кино сняли по ней. Миша там наплела, что в поисках депортированных родителей набрела на стаю волков и стая ее усыновила, с нею она и жила. Так что кино назыввалось Survivre avec les loups ( Выжить с волками).
И только в 2008 после многочисленных подозрений авторша созналась, что все это выдумки. Настоящее ее имя Monique de Wael, семья ее католики из Бельгии, никаких евреев. Родителей ее за участие в сопротивлении действительно арестовали и они погибли, когда ей было четыре года. Всю войну она жила с дедом и семьей дяди, никуда не выезжала и училась в школе.

В восьмидесятые, когда ей тоже было около сорока (возраст обострения у вруний?:) она жила в штатах уже под именем Миши Дефонсека и всем желающим рассказывала свою холокостную историю, выступала в синагогах и по радио.

Тут ее нашел издатель и заказал книгу, дал соавтора (который записал словами всю лапшу). В книге она еврейка, родителей увели, когда ей было восемь, ее сунули в приемную семью бельгийцев, который дали ей неродное имя Monique de Wael и обращались с нею так плохо, что она сбежала. Она шла искать родителей, воровала еду и одежду, ее приняли в стаю волки, когда она погибала от голода, и она ела червей, прошла 1900 миль пешком ( больше 3000 км) по Европе, от Бельгии до Украины, через Балканы, Германию и Польшу ( где пожила в варшавском гетто), потом в Италию на лодке и через Францию вернулась в Бельгию. Убила перочинным ножиком нацистского солдата, который ее изнасиловал.

Книгу напечатали в Америке, где она продавалась не очень хорошо, но во Франции и Бельгии стала бестселлером. Псевдо-Миша подала в суд на издателя за то, что та недостаточно книгу продвигала, и недостаточно делилась заграничной прибылью - через год после выпуска. Еще через три года суд присудил выплатить ей 32 миллиона и права вернулись к ней. Дисней за это время от экранизации отказался (непонятно, чьи права), но французы экранизировали с восторгом.

Люди не такие идиоты, как оказалось, и сомнения возникли еще до печати - два специалиста по холокосту подвергли правдивость сомнению и отказались писать блурбы на обложку. Третья - еврейская ровесница и детская писательница - попросила свой блурб снять с обложки, потому что перестала верить в историю. Однако проверить было очень трудно - никаких свидетелей из тех времен - все либо погибли, либо не найти. Даже соавтор консультировалась с еврейскими организациями по поводу подлинности - и те выразили сильное сомнение. Однако работа продолжилась. Соавтор, кстати, с большим изумлением узнала еще один поворот - Миша рассказала про французское издание, что там ее жизнь описана так полно, что она торжественно сожгла свои юные дневники военного времени, где все события были описаны подробно и одновременно с событиями. Соавтор была в недоумении, потому что не только во время работы никакого доступа к ним не имела, но и даже упоминаний не слышала.

Издатель вынуждена была много раз выступать по поводу этой книги, особенно когда мемуары другого "холокостника" Биньямина Вилкомирски оказались фальшивкой. Но в конце и она начала писать о своих сомнениях - прямо блог завела про историю напечатания книги. И тут подключились специалисты по генеалогии и историки из Бельгии - и нашли кучу документов псевдо-миши - свидетельство о рождении и крещении, школьные документы шестилетней Моник- а в это время десятилетняя "Миша" по рассказам где-то на другом конце Европы рыскала с волками. Нашли сведения про семью и родителей. И в течении недели псевдо-Миша была вынуждена выступить с признанием о своем настоящем имени и о том, что воспоминания ее сплошное вранье...
___________________
The Complete Idiot's Guide to Writing Nonfiction. Christina Boufis
Tags: amazon, anthropology, ludi, reading, writing
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →