Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Ответы на вопросы

А пока мне не спится, начну отвечать на вопросы из предыдущего поста.

1) как воспитать интерес к живописи, литературе или чему-то еще, в чем сам не особо сведущ. Или просто не интересно..

Мне кажется, что логика говорит, что интересно должно быть хотя бы кому-то одному:) Невозможно привить интерес и заниматься тем, что самому неинтересно. Но нужно и можно ребенка "подвергать", как говорят американцы, всему, что вам в голову придет - а если он где-то проявит интерес - отдать людям, которые профессионально этим занимаются. Если живопись неинтересна ни ему, ни вам, нужно подумать, для чего это? Я лично считаю, что культурного человека без знания изобразительного искусства воспитать нельзя. Стало быть в моем мире я бы учила насильно:) Ну как насильно... В детстве моем у нас в Доме Ученых был цикл лекций со слайдами, приезжали из центральных музеев искусствоведы и целый вечер рассказывали и показывали подробности. Можно было купить абонемент и слушать это раз в месяц или полмесяца. То, что изображено, ведь имеет истории под собой, практически сказки для взрослых, и слушать это очень увлекательно. Особенно, когда  в подробностях показывают. Так можно хоть что-то усвоить. И это хороший и относительно развлекательный способ узнать об искусстве.


А потом у нас в юности  была игра ( с интеллектуальным выпендрежем). Это была коробка конфетная, где лежала куча открыток и вырезок репродукций разных картин, сзади подписанных. Хозяин показывал их проверяемому и считал, сколько человек может назвать - авторов и названий картин или скульптур. Для молодых людей это было азартно и род соревнования, так что скоро все знакомые содержание коробки пытались знать наизусть:)


2) как Вы поступали когда надо было заставлять - неприятные медицинские процедуры, или там домашнее задание..

Я тиран, у меня было мало демократии. Были вещи, которые мне не важны, и  вещи, которые я считаю обязательными. На  - обязательных я настаивала всеми способами - от  разумных доводов до приказов делать и все. Уроки нужно делать, это даже обсуждению не подлежит.

С процедурами сложнее:) Наша мама была страшной фантазеркой и любительницей нетрадиционных методов лечения, так что мы с сестрой настрадались по полной в детстве от керосина, вареного лука с медом и картофельного пара. Так что я настаивала только на том, что разумно и работает, ну и врачи здешние никого не мучают  и все процедуры стремятся сделать предельно щадящими... У меня один фетиш - маниакальное полоскание горла при простуде:) После того, как я прочла, как это работает.

3) Расскажите,какой вы видели себе детку подросшую? Совпадает ли то, что вы сейчас видите, с тем, что представлялось, когда она была еще маленькая?

Я думала, что она станет математиком, программистом, ученым, но хотела, конечно, чтобы она была чем-то художественным. Это эгоистично, потому что, разумеется, мне так легче и удобнее ее понимать:)  Но она росла последовательным и увлеченным гуманитарием - живопись, литература, языки и театр. С другой стороны я очень завидовала дружеским парам мать и дочь, где обе художницы - и страшно мечтала о таком же. На что мне ребенок говорила: и не мечтай,  я этого не стану делать. Но в результате именно это и стала! Осталось только мне к старости, а ей к зрелости начать одеваться одинаково богемно:) ( ну это в моей мечте тоже присутствовало - я однажды видела такую пару)

- Как вы отвечали на многочисленные детские "Почему?"

Хааа, тут мне повезло, потому что ее интересовало то, что я  знала, а я к тому же очень люблю знаниями делиться - так что я рассказывала и рассказывала ( иногда, наверное, слишком много). А вот племянник у меня с младенчества засыпает всех научными вопросами - про физику, астрономию, черные дыры и кванты. Тут, чтобы ответить, нужно перелопатить кучу знаний самому. Вот это проблема! А у нас что - психология, история искусств,литература.

Мне интересно, как вы вводили в обязанности мытье посуды или уборку своей комнаты - и не ссорились?))) Моя мама всенепременно кричала страшным голосом))) Как вы понимаете, дружбы и доверия нам это не прибавило))

Уборка комнаты у нас была с интересными горками. Одно время ей нравилось ничего не делать там, и обставлять всякими артефактами и декоративными предметами. Потом (без моего настаивания) - она увидела то, что я делаю с остальным домом - чтобы было пусто, чисто и красиво - и это внезапно стало и ее идеалом. Все мусоросборники были убраны, книжки расставлены красиво и она держала там убрано и просторно. Кроме того, я-то люблю наводить порядок ( не мыть и чистить, а именно порядок) - так что чуть что я вызывалась это сделать - и она в ужасе делала сама, только чтобы меня не допускать:)

С посудой и сложнее и проще. По умолчанию ее убираю и мою я. Но очень легко заболтаться вдвоем и незаметно сделать это вместе. Потом одно время она мыла все, а мы ей за это давали дополнительные деньги карманные. Причем не за мытье посуды, как таковое - а за то, чтобы это делалось так, чтобы я не прикладывала головы. Если я неделю не вспоминала, не напоминала, не просила - а посуда была вымыта - она получала бонус. То есть бонус был за разгрузку моей головы, а само мытье оставалось вполне в обязанностях. даже если деньги не давались.

Я в какой-то момент поняла, что ей по ее характеру очень важно быть "главной" - не подчиненной, не выполняющей по требованию, а делающей потому что это ее ответственность. (Потом это, как ни странно, рассказал мне один астролог, никогда ее не видевший в глаза). И если дать ей такую власть, она будет это делать с каким-то совершенно иным чувством. Вот два года в старшей школе, когда я рисовала Гликерию и не хотела отвлекаться и прерываться мозгами, она взяла на себя готовку ужина каждый день и мытье посуды полностью. Так что в книге ее огромнейшая заслуга!

А узнать интересно о реакции на такое воспитание окружающих - меня уже давно строгают "как это, ребенок-приятель?! не порядок, жуть"

 Ну это мы сейчас продвигаемся больше к варианту друзей, пока она росла, мы родители однозначно считали, что должны быть родителями больше, чем приятелями. И кстати, ребенок у меня более серьезный был в детстве, чем я  - и ее временами раздражало, что я несерьезная, не типичная мать, как у всех. Это теперь она понимает приемущества прошлого воспитания:)

А меня интересует количество времени, уделяемое ребенку и что важнее, полчаса, но проведенные за глубоким обсуждением чего-то, или пару часов, но заполненные поверхностными разговорами.

 Тут мне трудно судить, потому что я почти непрерывно с нею была во все времена жизни. Важно мне кажется, субъективное ощущение ребенка - что он важен, что его не игнорируют, а внимательно, не отвлекаясь, занимаются только им. У меня была давняя идея дарения времени и внимания людям - прямо ваучер на какое-то неотвлекаемое время. И довольно большой ребенок был счастлив таким подаренным часом на что ей угодно - и мы весь час проиграли на большой кровати в какую-то приключенческую ролевую игру. Я вымоталась таким "легким" времяпрепровождением, разговоры были бы легче - но она была счастлива именно этим занятием, и именно оно казалось ей предельно заботливым отношением.

- Как вы поступали, если ребенок не хотел полезную выставку и концерт, а утыкался в условный айфон? Как бы вы в принципе поступили с проблемой игровой и интернет зависимости - запрещали бы или нет, ставили бы какие-то рамки?

Про выставки и концерты у нас, к счастью, не было раздоров. Может потому что все тяжелые на подъем и особенно никого мероприятиями не замучали, потому что все соглашались со своей "ленью" или уж точно хотели туда идти. А вот к "утыканию" в компьютер я относилась сурово - сначала все человеческое, потом это.   И одним из наказаний за что-то было именно лишение интернета и компьютера на время. А поскольку своего компьютера у нее не было, а телефоны с интернетом распространились, когда она уже выросла, проблемы с неконтролируемым доступом у нас не стояло. Сейчас я могу судить только по тому, как она в приезды себя ведет. С удовольствием играет в папины игрушки, ни никакого зависания не видно. Большей частью использует для учебы и работы.

- Если ребенок не проявлял интереса к истории, физике и прочим важным предметам, вы настаивали на их изучении хотя бы просто чтобы 'откладывалось'?

О, вот это было довольно сложно. Я-то сама в прошлом отличница физмат школы, папа вообще по диплому математик, а детка никакого интереса к ним не проявляла. Вообще никакого. В американских школах в расписании учебы есть огромная свобода - обязательных предметов немного, а большую часть составляешь под себя. Так что она смогла взять всех этих наук минимальнейший минимум, необходимый для аттестата ( на математике я настаивала, потому что на мой взгляд, это просто оттачивание логических умений) - и прошла только их. Зато все гуманитарные предметы  выбрала из программы до донышка, до всех самых сложных и продвинутых курсов. Мне было трудно перестраивать мозги с нашего русского представления об огромной важности математики и физики, но у меня была я сама - после физматшколы ставшая художницей - и факт, что вся эта физика с математикой второй раз возникла в моей жизни только однажды - когда нужно было помогать ей делать уроки:) То есть можно без них прожить, подумала я. И главное не в отдельных предметах, а в том, есть ли вообще такие, где ребенок выкладывается, в которых преуспевает, и в которых напряженно работает. У нас такие были, поэтому на факт, что остальные ей не интересны, я махнула рукой ( хотя, повторяю, маме с советской физматшколой в прошлом сделать это было очень нелегко:)). Сейчас я считаю, что в школе важно не само набирание знаний, и чтобы они потом лежали запасом, а непрерывное упражнение мозгов. С этой точки зрения неважно, что учить - главное постоянное, разнообразное и достаточно сложное этих мозгов применение.
Tags: detka, dochki-materi, vospitanie
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments