Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Интервью для журнала Beamused, часть4

В четвертом куске интервью будет про организованность и эксперименты над собой. Читатели жж это все знают, но меня просили написать как для незнакомых людей:) Более подробно это все идет сейчас у меня в книгу(-и)
________________________

Еще один постоянный раздел моего сканерства – это любовь и интерес к практической психологии и организованности жизни. Про результаты своего чтения, раздумывания и экспериментов я часто пишу в журнале в разделах « психология на диване» ( именно там я чаще всего читаю, пишу и обдумываю идеи) и «технологии жизни». Владение собой, умение применять все свои ресурсы, использовать таланты – и при этом иметь ровное жизнерадостное состояние, не зависящее от посторонних людей и их мнения – такой идеал меня всегда привлекал. Поэтому я постоянно выискиваю интересные идеи, приемы и способы этого добиваться. Меня интересует не теоретическая психология, не научные изыскания, а практическое применение – и особенно самостоятельная работа.

А вот читатели интересуются, кстати, что это был за прием, который вы упоминали :" ... интересный новый метод нейтрализовывать старые обиды и разбираться с недоступными в реальности людьми. " ?

А, он очень занимательный на самом деле. Мне его пересказал муж, прочитав на англоязычном сайте. Суть его состоит в том, что если у вас есть люди, на которых вы злитесь на незаслуженные обиды или неправильное поведение, то можно сделать следующее. Сначала вы высказываете как можно подробнее свою обиду и недовольство этому воображаемому собеседнику, записываете конкретно и выразительно, чем вы недовольны. А затем пишете от его имени письмо себе с извинениями. Как угодно большое и как угодно подробное – записываете все, что вы хотите услышать – все признания неправоты, все извинения, все слова сожаления. А потом неделю перечитываете это письмо каждый день. Говорят, что обида сильно тускнеет и чувства ваши остывают, а чувство справедливости удовлетворяется.

Если говорить про эксперименты над собой, результаты какого Вас наиболее удивили?

У меня был период проверки дихотомий – вот есть у меня внутри двойственность, я могу защитить любую сторону в какой-то идее. И иногда это меня очень утомляет – потому что я не могу выбрать ни то ни другое. И я подумала – отчего бы мне не отвести срок достаточно длинный, скажем, две недели и не проверять каждый из подходов отдельно. Это был интереснейший опыт. Но один из разделов меня больше всего удивил. Я тогда прошла курс «Путь художника» Джулии Камерон, и меня все время напрягало у нее в книге упоминание бога – как той части вселенной, что за тобой приглядывает и заботится и сама представляет собой художника-творца. Я атеист и никак не могла вразумительно эту картинку вписать в свои упражнения. И тут я проверяла - с одной стороны тотальный атеизм, состояние в котором нет не только высшей силы, но и примет, сглаза, «жизни, как зебра» и всех других нематериалистических объяснений причины происходящего. А с другой – тотальный не-атеизм - проживание так, будто у каждого случая, каждой возникающей в жизни вещи есть смысл – кто-то это смысл генерирует, кто-то это осмысленно посылает, все на свете это знаки, все мне хочет что-то сказать., за всем в моей жизни стоит независимое от меня управление.

В первой части меня удивило, сколько, оказывается у меня в голове ежедневных нематериалистических связей между событиями, никогда бы не подумала. Но упражнение в этой независимости случающегося было очень освободительным и необычайно информативным.

Во второй части я с трудом дошла до конца – у меня иссякла фантазия придумывать, почему то, что передо мной могло бы быть знаком, отчего оно мне было послано и что за ним стоит. Как мне ни хотелось бы, чтобы магическая часть мира существовала, я не смогла это сыграть. То есть я на самом деле больший атеист, чем даже думала. В процессе этого эксперимента я поняла, что у меня нет необходимости никакой втаскивать для объяснения происходящего нематериальные силы.

Я однажды, по Вашему примеру, проводила эксперимент над собой и агитировала подруг делать так же и столкнулась с тем, что это, во-первых, вызывает дикое недоумение со стороны окружающих - зачем что-то менять; во-вторых, дискомфорт от того, что делаешь что-то непривычное. Вы не сталкивались с таким?

Я мало социализированное существо – у меня практически нет в реальной жизни посторонних людей, которые бы меня не знали очень хорошо и не поддерживали. Это означает, что мои близкие отлично меня знают и соглашаются на весь пакет – если я ставлю эксперимент, значит мне это нужно и интересно – а на это никто не покусится. Что касается остальных знакомых ( в том числе виртуально) людей – я никогда никого не агитирую. Мне интересно, я делаю, потом рассказываю. Если вам вдруг тоже интересно – чудесно, рассказывайте, как вы попробовали! Если неинтересно – меня совершенно устраивает. А все попытки мне рассказать, что и мне должно быть неинтересно ( очень редкие) я пресекаю очень жестко. У вас есть своя жизнь? Вот ею и занимайтесь! А моей еще параллельно руководить – это определенно слишком жирно.

В вашем случае это как раз очень характерно. Именно близкие ( не близкие-близкие, а близко с вами связанные жизнью) очень болезненно реагируют на любые попытки изменений. Я не знаю, отчего это происходит, я знаю по многочисленным наблюдениям, что это практически автоматическая реакция – даже если вы просто зарядку по утрам собрались делать и вставать на пятнадцать минут раньше. Поэтому помогает только одно – вести себя так, будто вы имеете право, не спрашиваете разрешения ни у кого, и не предлагаете никому порулить своей жизнью. Ну и хорошо бы параллельно иметь каких-то людей, которым это интересно. А то ощущать, что никто не поддерживает, очень затратно по душевным силам.

Расскажите, пожалуйста, какой-то пример того, как Вы проработали свою проблему, разобрались с чем-то сама с собой.

О, у меня постоянно такое в процессе. Вот в разгаре эскизов к «Гликерии» я очень хотела делать силуэтные фризовые картинки, без глубины перспективной, и все повторяла себе – я не люблю объемные, перспективные картинки. А потом однажды поймала себя на этой фразе и стала разбираться – « не люблю» в глубине души означало« не умею», поразмышляв, я поняла, что это совершенная неправда – и умею, и даже по теоретической перспективе всегда была первой в классе. И размотав цепочку до конца , вышла на событие в детстве, где мне вместо похвалы за самостоятельно обнаруженную перспективу начали рассказывать как все неправильно, и как многого я не знаю. И оказывается этот разговор с десятилетней, может быть, мною и с малопедагогичным взрослым отложился печатью – и я всю жизнь живу с бессознательным этим утверждением. А в реальности все иначе, и мне давно не десять лет, и я сама специалист. И целый кусок рисования потом у меня складывался иначе.

Про организацию творческого процесса - тоже отдельный большой вопрос, я бы так развернула:
Что главное, какие можно выделить более-менее универсальные правила? Например, человек работает на работе, дома после работы двигает какой-то свой проект, и еще у него есть семья и какие-то еще обязательства - всем знакомая ситуация :) С чего ему начать вообще организацию? Чем руководствоваться в первую очередь? Как расставить приоритеты?
Какие есть ошибки, которые многие творческие люди допускают, и которых следовало бы избегать?


Про организацию любого процесса у меня есть давно выведенное правило: все легче, чем оно кажется, но займет больше времени, чем рассчитывалось. Из этого исходя, нужно понимать, что сделаете вы за отведенное время гораздо меньше, чем размахнетесь, и это не трагедия. Важнее всего делать это равномерно, неотступно, стараясь не пропускать. Поэтому первым делом нужно выдвинуть «нетрудный минимум» - вы можете заниматься этим 15 минут в день ежедневно? Вот и занимайтесь каждый день, как минимум 15 минут. Если все организованно, можно и больше, и несколько часов – но нельзя меньше.

И эти 15 минут ежедневно, на самом деле огромное продвижение. Вообще, если нужно двигать постоянные проекты – типа дома и своего дела, гораздо эффективнее думать в терминах «поработать», а не «сделать». Отведите час или сорок минут на хозяйство – прошли они - все, лавочка закрыта, все остальное завтра. Отвели пятнадцать минут, тридцать или час на проект – отработайте их. Домашних легко приучить к тому, что есть время в которое вас трогать нельзя. У меня все время работает двойной таймер – кусок работы, кусок перерыва – домашнее хозяйство, движение, почитать, поиграть. Если в рабочий кусок подходит кто-то из домашних, пусть с крошечным вопросом, я не бросаю все – я киваю на таймер и говорю – подойди через двадцать минут, у меня время идет. Почему-то реальный таймер с цифрами выглядит убедительнее, чем просто слова, люди без вопросов отходят и приходят в перерыв.

То есть время нужно выделить, а затем его четко себе позволить. Но не переутомляться. 15 минут ежедневно лучше, чем не делать ничего два месяца, а потом пытаться за трое суток без сна все сделать.

Я в прошлом году придумала себе систему «равномерно гнать овечек». Вместо планов с конкретными неподъемными делами я написала себе области, которые хочу двигать и решила, что любое время на них себе зачту, главное - подогнать эту овечку вперед. И так продвигаться равномерным фронтом и делать хотя бы немного во всех главных областях. То есть в области домашнее хозяйство любой кусок зачтется – помыть посуду, приготовить что-то, разобрать кучу на столе у входа. В области своего магазина – тоже хотя бы что-то наклеить чеки, записать расходы, собрать коробки. Я старательно глушу в себе перфекциониста – сделать сразу и все замечательно - и омниста – сделать ВСЕ за один раз. Если фокус с «выполнить» перенести на «поделать», удивительно, но делается больше. «Залипнуть» в одно дело, в то время как остальные начинают катастрофически провисать – это одна из больших ошибок, но очень характерных для творческого человека.

И наоборот - какими своими приемами Вы могли бы поделиться, что всегда работает (имею в виду, например, как определять приоритетность или срочность задания; как рассчитать время и силы; как минимально страдать от простоев и творческих кризисов, когда они настают).

У меня очень маленькая выносливость и при этом большое умение «залипать» в работу, не останавливаться, пока не рухнешь. Я знаю это и вывела для себя режим – отдыхать, когда еще не устал. И когда мне нужно поднять особо объемное дело за короткий срок – как в прошлом году, когда я делала генеральную уборку дома перед приездом родственников – я перехожу на режим коротких отрезков. Вот если дело такое физическое, как разборки и зачистки, я начинаю работать строго 15 на 15 минут. 15 минут интенсивного труда – 15 минут я рухнула на диван, расслабила все, что у меня есть, и читаю детективы или любимые блоги. Причем кажется, что можешь работать дольше – и 30 минут, и 45, и час. Но если позволить себе – усталость начнет нарастать и продержишься так недолго, три-четыре часа и упадешь очень усталый. В режиме 15 на 15 минут я могу работать весь день до сна – и не устать! При этом чистого рабочего времени на ногах может быть восемь часов! То же самое я делаю, если работа не физическая, а творческая и объемная. Но там я работаю максимум 30 минут – и перерыв меньше, это может быть 30 на 10. Но этот перерыв – абсолютный отдых, переключение, ничего неприятного. Интуитивно это не очень нравится мозгам – вот же, я еще могу поработать, но если дать им так делать весь день – силы иссякают быстрее. Поэтому во все времена объемных и напряженных задач у меня строгое правило – отдыхать равномерно и раньше, чем устал.

Ну и для профилактики творческих кризисов делать то же самое, только с подпиткой – никогда не вычерпывать колодец до дна, всегда отводить время на наполнение – читать, смотреть на интересное, разглядывать чужие картинки, красивые книги, необычные фильмы – и не тогда опять же, когда колодец пересох, а копать новый от жажды нет сил – а пока еще есть силы.
Tags: divan_psychology, double_timer, my_articles, organize, pro_menya, tehnologii_jizni
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments