Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Про "зависть" - выводы из разговоров

Как всегда, вы рассказали столько интересного  про зависть, что я поняла разные нюансы и то, что  не могла понять своими чувствами.

Под завистью народ понимает очень большой размах чувств - от практически бескорыстного восхищения до практически чистой скунсо-злобности.

И в общем зависть, как я вывела из рассказов, делится на три подраздела:
1.Хочу чтобы у меня было такое же.
2.Хочу чтобы вместо него это было у меня ( потому что я достойнее)
3.Хочу, чтобы у него этого не было ( а самому мне не надо).

Первое делится дальше.
а.Хочу такое же, ах как мне это нравится - и приложу силы, старания или деньги, чтобы тоже так и такое было в моей жизни.
б. Хочу такое - и этого никогда-никогда у меня не будет ( прошлое не так сложилось,  природа не дала, условий нет и не будет)

Второе делится так.
а. Хочу, чтобы это было у меня, а не у него, потому что всей прошлой жизнью я гораздо больше это заслужил!
б. Хочу, чтобы это было у меня, а не у него, потому что он болван, а я в будущем распоряжусь гораздо лучше, приложу гораздо эфективнее и сделаю это гораздо талантливее, чем он!

Третье по моим меркам не совсем зависть. Потому что я вижу вполне ситуации, когда мне не нравится, как реально глупо, некрасиво, бездарно или стыдно человек делает то, что ему досталось, и я бы очень хотела, чтобы он перестал, и у него отняли должность, или перо, или карандашик. Но легче обойти или отвернуться от результатов, часто человеку это доставляет удовольствие - и ладно:(

Но в рассказах это часто называли как признак зависти. Просто желать, чтобы у человека не было его возможностей, его успехов, его добычи. И это интересный раздел. В одном разговоре мне сегодня сказали, что это примета русского менталитета - хотеть чтобы соседу было хуже. Я не знаю, у меня нет достаточно материала, чтобы сравнивать с другими менталитетами - японским или итальянским, к примеру:)

 Но в коментах еще выдвинули отличную версию, почему в тетушкизме это главный запев в причитаниях. Когда человек в голове обрабатывает зависть типа "сам хотел бы, но не могу", он может снижать уровень своего огорчения тем, что принижает, уменьшает ценность того, что хотел бы. Найдет недостатки, выдумает недочеты - и спокойнее на душе, не больно-то такое и хотелось. ( Другого, взрослого, способа обращаться с такими расстройствами у него нет). Поэтому, когда он встречает критику или жалобу на критику, он мгновенно восстанавливает обратную цепочку - критика бывает только, чтобы уменьшить боль от чужого успеха или достоинств, боль вызывается завистью - значит, любой, кто критикнул - завидует.

Вы видите логический недочет в этой цепочке? Критика, как действие, может быть совершенно из разных побуждений, кроме того, не все замечания, которые тебе лично неприятны - критика. Зависть - только одна из многочисленных частных причин. И нельзя любые обсуждения возводить наверх к "зависти". Все равно, как бы кто-то видел или сам в детстве рыдал, чтобы выпросить конфетку, а потом из этого узкого опыта считал, что любой плачущий - от ушибленной ноги или от потери любимого зверя - плачет, потому что вожделеет леденец.

Но с точки зрения этой теории выходит, что каждый в приступе тетушкизма, утешающий товарища - они тебе просто завидуют - знает изнутри себя, что он именно так справляется с завистью и другого способа не видел.

***
Как вам классификация? Я что-то не учла?

Tags: anthropology, divan_psychology
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →