Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Театральные декорации и макеты.

Зашла недавно речь о макетах театральных, и я вдруг вспомнила свои. Училась я на театрального художника, и помимо многих часов живописи, рисунка и анатомии у нас было много театральных предметов. Мы изучали драматургию и сценографию, читали массу пьес, каждые полгода концентрировались на определенном периоде в драматургии и делали одну пьесу на выбор из этого периода. Работа состояла в планшетах с декорациями к каждой сцене, костюмах и макете. Макеты я очень любила. Мне всю жизнь нравились миниатюрные вещи, и я постоянно делала что-то маленькое руками. А тут это входит в учебный процесс - сплошное удовольствие.

Декорации на сцене за историю  театра претерпевали множество изменений и вариаций -от почти полного отсутствия до богатейшего декора. Станиславский в своем Художественном театре продвигал идею крайней реалистичности. Сказано на заднем плане дача - значит будет построена практически настоящая дачная стена, а на первом плане будут настоящие березы, спиленные в лесу и укрепленные на сцене. Вся мебель и детали будут тщательно изготовлены так, что их не отличить от настоящих. Паркет на полу будет сверкать,  печь работать, картина на стене будет практически настоящей. С революцией в театре началась эра экспериментов и сумасшедшей условности. Театр, в который попадает Бендер в погоне за стулом, - это практически реалистическое описание декораций и сцены тех дней. Так вот, после Станиславского  время реалистической сцены, казалось, совершенно отошло. Было крайне позорным сделать декорации так, как было написано у драматурга в ремарках - справа дверь, слева окно, у которого стоит письменный стол. Следовать ремаркам драматурга и делать что-то, как бывает в реальности было нельзя. Преподаватели поощряли нас придумывать что-то условно-театральное. И мы придумывали безудержно.

На втором курсе у нас был Шекспир, и я делала "Ромео и Джульетту". Все декорации представляли собой одну сложную конструкцию на поворотном круге и по разному повернутые были и  городской площадью, и внутренним двориком с балконом, и склепом и  комнатами. Мостики становились с другой стороны балконами, выступы и арки - кельями или уголками сада. На последнем курсе мы уже выбирали тему  для дипломной работы. Весь учебный год я играла с двумя пьесами - про Пушкина и шварцевской "Тенью". Если вы не интересуетесь театром, то  вам, может быть, вообще не попадались пьесы как тексты ( я уже молчу о либретто). В нашей же учебной  библиотеке их были тонны. Были книги отдельных авторов, сборники, были выпуски специальные, был журнал "Театр", в конце которого всегда публиковались современные пьесы, была серия современных молодых драматургов - тоненькие желтые книжечки.

И вот среди всего полок театральных я вдруг откопала старую потрепанную бумажную книжечку в серой обложке, Это была пьеса про Пушкина, изданная, кажется в году 1947-м. там был Пушкин времен ссылки в Михайловское, романа с Керн, "выпьем, няня, где же кружка" и обещания императора быть его личным цензором. Я со свойственным мне омнизмом прочла все, что могла найти про Пушкина, его современников, женщин того времени и мест, где он жил. Мама, любившая ездить по пушкинским местам, привезла мне тонны буклетов и альбомов из Михайловского и Тригорского. В результате чтения  я Пушкина-человека чрезвычайно полюбила и отношение это не меняется с тех пор. Для меня Пушкин-человек начался в  его ранние светские годы, когда он тяжко болел, его обрили, а потом он первый раз приехал в театр в парике, очень веселый, сполз в ложе дамы, за которой ухаживал, на пол, и сидел, опираясь спиной о балкон ложи изнутри, снял парик, обмахивался им как веером и корчил рожи. Дама изнемогала от смеха, а снаружи Пушкина никто не видел. Я тут же подумала - вот тебе и готовый друг, хочу-хочу.

Шварца мы все любили, пьесы у него были  фонтанирующе прекрасные, острые смешные реплики, странные повороты сюжета, он ни на кого не походил. Сборник пьес был у моей подруги, у меня был толстый том его автобиографии. И в этом толстом томе мне запомнился момент, когда он молод, работает кем попало, пишет - и у него острое, сильное ощущение, что жизнь прекрасна и с ним будет все хорошо, ну просто не может не быть. Ничто снаружи не дает ему повода - это внутреннее топливо - радости от жизни и ожидания, что с тобой непременно будут чудеса.

Пушкина я делала целиком в драпировках.Вся сцена была увешана  тонкими драпировками из газа, а декорации изображались их манипуляциями и освещением. Прозрачные газовые ткани, сетки и тюли в театре играют огромную роль. На них нашивают и комбинируют непрозрачные детали - например огромные, деревья с листвой, которая удерживается сеткой  фона. Поскольку половина или даже больше настроения и впечатления в декорациях создается светом, тюли и прозрачные ткани тут в первых рядах создания эффектов. Если осветить их спереди, они дают сплошной фон, совершенно непрозрачный, сзади можно менять декорации, приносить вещи, перестраивать актеров или танцовщиков, не закрывая занавеса. А если свет проходит за ними - то они становятся совершенно прозрачными. Так можно на отдельных кусках сцены изображать воспоминания или далекие места, без смены декораций - погрузить сцену в темноту и осветить кусок за прозрачным занавесом.

Вот  у меня с потолка, с колосников свисали полотнища полупрозрачного газа. Когда Пушкин флиртовал  в липовой аллее с Керн,  полотнища мои уходили вглубь в два ряда, каждый кусок был подобран как занавес, так что образовывались округлые кроны и узкие свисающие "стволы" Разное зеленое освещение делало аллею почти реалистичной. В гостиной зимним вечером, когда его приезжает навестить Дельвиг, занавесы эти складываются в портьеры у кресел, а за ними в холодные  синие волны и завихрения зимней природы. В сцене у царя они стиснуты и натянуты вертикально, как колонны, а между ними окна и огромный портрет Николая.

С этими работами на новый год вышла трагедия. Я точно писала где-то эту историю, но не смогла отыскать. Эскизы декораций рисуют обычно теми же типами красок , что  и в театре - клеевыми, В моем случае это была гуашь с пастелью. К новому году как раз подходит  конец полугодия, но он дальше в январе. У меня дома куча планшетов со всеми сценами пушкинской пьесы - нежнейшие занавесы то в колыхательно моркской, то в ледяно-синей гамме, вырисованные тонкие складки и сгущения прозрачной ткани. И к нам приходят гости на новый год. Я обрыскала весь дом, куда поставить эти планшеты. Друг на друга нельзя - смажется пастель, к стенкам не прислонить - непременно кто-то заденет, пнет, пробьет бумагу, смажет. И наконец я придумала. Папа для стенки в зале сделал дополнительные полки наверху для книг. Полки кончались очень высоко. Я встала на два стула и расставила свои планшеты на этих полках, прислоня к стене, поставила лицом в комнату - потому что если поставить лицом к стене,  вдруг кто-то толкнет,  что-то взрогнет, планшет съедет и шлепнется - если он будет лицом к стене, он начнет съезжать изображением, а если он спиной к стене, так и съедет и упадет лицом вверх. Я прямо гордилась собой, как я здорово придумала.

И конечно не могла ни в каких фантазиях придумать то несчастье, которое случилось в реальности. Теплая бутылка шампанского у папы в руках выстрелила пробкой и бурным высоким фонтаном пробила ровно вдоль верхних полок, поливая все мои планшеты. Это была полная катастрофа - нельзя вытирать, нельзя тереть - смоется все вместе с гуашевым  фоном, оставленное невытертым полусладкое - засохло блестящими лаковыми потеками, на которые не ложилась ни гуашь, ни пастель. Я в следующие пятнадцать минут была оглоушенная - полугодовая работа накануне развески в одну секунду была спущена коту под хвост - и главное где! В единственном месте в доме, где она была в полной безопасности:) И я, кстати, не помню совершенно, что же я делала дальше. Смывала? Перетягивала планшеты и перерисовывала заново? Стресс этой картины бьющей по моим работам струи стер мне все, что  следовало за этим.

 Завтра напишу продолжение:)
Tags: anthropology, istorii, pro_menya, proshloe, teatr
Subscribe

  • Портрет№15

    Еще один непоказанный портрет. Такая странная женщина эта была, со скандинавский скуластым лицом и в странной гладкой шапочке. Отлично подошла под…

  • Лицо № 14

    Усы отличные у человека, и лицо очень симметричное. На фото у него был сиреневый отблеск в стеклах - о! подумала я - и сделала ему оправу сиреневую.…

  • Лицо №13

    Мне нравится и объемно со штрихами лица рисовать - и вот так линейно-графично. Так что я время от времени чередую эти манеры. А вам что больше…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Портрет№15

    Еще один непоказанный портрет. Такая странная женщина эта была, со скандинавский скуластым лицом и в странной гладкой шапочке. Отлично подошла под…

  • Лицо № 14

    Усы отличные у человека, и лицо очень симметричное. На фото у него был сиреневый отблеск в стеклах - о! подумала я - и сделала ему оправу сиреневую.…

  • Лицо №13

    Мне нравится и объемно со штрихами лица рисовать - и вот так линейно-графично. Так что я время от времени чередую эти манеры. А вам что больше…