Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Рассказывать истории

Смотрели тут фильм "Капоте", про писателя Трумана Капоте. И я вспомнила сразу как в фильме "Последний магнат" Де Ниро рассказывает начало истории - с непонятным сюжетом, непонятными героями - и слушатели заворожены совершенно. И вспомнила недавний пост про курсы сторителлинга - рассказывания историй.

Фильм про Капоте очень медленный, просто отдых для глаз, измордованных современными фильмами и сериалами, где действие изрублено в мелкое крошево и ни один кадр не задерживается на экране так долго, чтобы разглядеть, какой у героя воротничок. Я все последние фильмы смотрю с пультом в руках и постоянно жму на кнопку "пауза", чтобы разглядеть хоть что-то. И тут "Капоте" - кадр стоит, ты на него смотришь, он стоит. И камера стоит. Ровно. Ее не дали в руки нервной мартышке, так, что она беспрерывно трясется и дергается. Камера стоит на штативе, тебя не накрывает тошнотой от дергания кадра. Я наслаждалась, прерываемая всхлипами мозга по внутреннему телефону: спасибо! спасибо!

Но вот что показалось мне удивительно интересным помимо самого сюжета. Капоте был поразительным вот этим самым "рассказчиком историй". Я думаю, что вот такая несколько трансовая обсессия историями - признак настоящего писателя. Он с детства видит все вокруг как истории, и сам с собой общается историями, как живописец видит все как сочетания цветов, которые его завораживают. Капоте в фильме несколько раз начинает рассказывать - какие-то полунеприличные анекдоты из жизни светским друзьям, истории за столом в гостях, случаи в разговоре с тем, кого он посещает в тюрьме. И каждый раз это отдельное событие. Он не торопится, он проговаривает очень внятно (сюжетно внятно, хотя ужасно невнятно логопедически) каждое слово, каждый эпитет - и слушатели напряженно ждут следующего слова, следующего открытия смысла. И это совершенно удивительно. Он втягивает людей в свое видение, он царит и гипнотически действует на них. И каждый такое рассказ - законченный кинематографический кусок - с действием, героем, ритмом.

Причем, подлинность его не интересует, он легко включается в свою нужную действительность - лжет без паузы, без малейшего трепета, без видимого шва между действительностью и враньем, с той же убедительностью, очарованием и глубиной. Писатель должен быть таким вечным лжецом - придумывать все и чувствовать себя внутри, как в подлиннейшей реальности. Но не все, далеко не все умели это транслировать наружу, облекать не в немые буквы, в наполненные звуки и жесты. Я прямо засмотрелась этой линией в фильме. Я в жизни встречала всего одного человека, который умел вот так - говорить от тривиальном событии, медленно, не торопясь и не комкая, но так, что все вокруг вслушивались в каждое слово, и меня это умение очень занимало.
Tags: anthropology, cinema
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments