Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Арт-директоры и хореографы: креативность руками ( и ногами) других

Две недавно дочитанных книги сложились у меня в восприятии в такую смысловую пару. Одна - хореографа Твайлы Тарп про то, как выработать творческую привычку (The Creative Habit: Learn It and Use It for Life. By Twyla Tharp, вторая Стивена Хеллера и Вероники Вьенн про современное арт-директорство (Art Direction Explained, At Last!).

Твайла - знаменитый хореограф, за 35 лет сочинившая и поставившая больше 130 современных балетов. Она страстный перфекционист, преданный работоголик и очень культурно образованный человек. Пишет она не про балет, а в общем про то, как творческий человек организует себя, свои идеи, свой распорядок дня, чтобы воплощать свои замыслы. Но как во всех книгах этой темы (как организовать себя творческому человеку или как зарабатывать творчеством) - автор все равно вращается вокруг своего опыта, своего рода занятий. И Твайла по всей книге рассказывает очень интересно, как и что делает современный балетмейстер. Там множество рассыпанных историй - как отбираются исполнители, как она везде ищет новые движения, как придумываются концепции, как выбирается музыка - и вообще как работается с музыкой, как оттачивается идея, какие жертвы приходится делать в процессе. Я про хореографов практически ничего не знаю, и музыка не моя область - поэтому мне как антропологу и страстному любителю технологий все это было втройне интересно.

Вторая книга, большая и отлично изданная, рассказывает о профессии арт-директора в современном дизайнерском мире. Хеллер вообще глыба - он написал кучу книг про современное состояние в иллюстрации, графическом дизайне,арт-директорстве и полиграфии ( Всего с его участием издано более 130 книг). У меня уже есть его "Образование иллюстратора" и вот сейчас я читаю "Образование арт-директора". Но прочитанная книга про работу артдиректоров показывает размах сегодняшних известных личностей в этом деле. Там удивительно интересные разделы были, про которые я еще, может быть, расскажу отдельно с картинками.

А сегодня про то, отчего у меня две этих книги как-то сложились в одно восприятие. И та и другая профессия удивительно отрешенные от результата. Мне, например, спокойнее там, где все можно сделать самому - и замысел и исполнение ты контролируешь, и результат твой - это результат, который ты же и создал. А у хореографа нет работы собой - он все делает чужими руками (и ногами:)) - другие люди играют музыку, другие люди выходят на сцену и непосредственно движениями создают нужный образ и историю. Артдиректор не рисует и не верстает сам - он придумывает концепцию и нанимает иллюстратора, дизайнера, фотографа, шрифтовика, верстальщика - которые непосредственно и делают этот визуальный результат.

И там и там ты делаешь свою работу другими людьми. И там и там результат мимолетный и проходящий. Картину можно повесить на стену и смотреть сто лет спустя, кино можно крутить далеко от режиссера, с любого места и сколько хочешь раз, книгу хранить на полке и читать и перечитывать. Балет - вот этот вечер, он существовал, пока танцоры двигались - и с занавесом он исчез, растворился. Дизайн страницы в журнале, рекламной врезки, газетного разворота существует мимолетно - пока смотрят, пока открывают свежее. Никто не "перечитывает" это дизайн, чаще всего его выбрасывать после прочтения и забывают после рекламной кампании.

И главное - как нельзя балет или газетную страницу поставить на полку и длить, так и ты с этой профессией не существуешь независимо и длительно. Есть специальности и профессии, в которых ты можешь не заниматься непосредственно делом, но оставаться этим самым. Вот филолог - ты можешь не делать ничего филологического и оставаться филологом, быть им. Но есть профессии, которые существуют только если другие люди от тебя что-то захотят. Нельзя быть свадебным организатором, если ты не организуешь свадьбы. Ты, как свадебный организатор, существуешь только если кто-то решил пожениться и позвал тебя это (чужое) событие организовать. Есть заказчик, есть задача, есть бюджет - есть профессия.

Так хореограф есть только, если кто-то дал денег на постановку или заказал ее, у кого-то есть театр, и есть труппа, которая будет отрабатывать поставленную задачу. Артдиректор существует только, если есть заказчик, у него есть надобность в чем-то, что связывает тексты с картинками, и кто-то принял этот заказ и выдал его артдиректору на исполнение, и есть люди, которые будут исполнять - есть фотограф, есть иллюстратор, есть верстальщик. Нет заказа, нет требования извне, нет предмета, который нужно обартдиректорить - нет и артдиректора.

Про креативного директора я вообще молчу - это даже не задача, а должность, для нее нужна фирма, нужна организация, которая на эту роль нанимает креативного человека. ( Все на этом месте быстро вспоминаем Дона Дрейпера из Мэдменов.) Я все думала, какую аналогию можно придумать для креативного директора - и вышло вот что - это как главный инженер на заводе. У человека может быть образование инженера, но даже инженером он не может быть без задач и технической работы, а вот главный инженер существует вообще только в непосредственном коллективе какого-то производства.

И вот я думала, что воспринимаю их позиции практически как трагические. У меня есть такая сильная родовая линия - делать все самому, не доверять то, что хочешь сделать, другим, стремиться все важное решать и производить единолично. У бабушки была такая сильнейшая направленность, и я вся в нее. Поэтому я читаю и бессознательно сочувствую и хореографам и артдиректорам за вот эту прослойку между собой и результатом работы. У меня это видится картинкой, как человек выполняет работы, но управляя марионеткой, которая держит карандаш, например.

____________________________
*The Creative Habit: Learn It and Use It for Life. (Twyla Tharp) на Амазоне
creative habit


*Все посты про книгу Твайлы Тарп про создание творческой привычки у меня в журнале.

*Art Direction Explained, At Last! на Амазоне
art-directions


*Все посты про арт-директорство и арт-директоров у меня в журнале.

*Все книги Стивена Хеллера на Амазоне. Там бездна интересного, по ним одним можно получить неплохое образование графического дизайнера, дизайнера или иллюстратора:)

* Книга про образование арт директора The Education of an Art Director на Амазоне
Tags: amazon, art_direction, creativity, design, reading, twyla_tharp
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments