Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Женщины-поэты - общее и непохожее

Читаю всякие кусочки про Ахматову, не могу не сравнивать с Цветаевой. Все-таки они неразрывная пара.

Ахматова очень любила и прекрасно знала изобразительное искусство. И страстно любили архитектуру - знала про каждый дом в Петербурге-Ленинграде, кто когда и как его построил, все детали оформления и декора. Цветаева изобразительное искусство не сильно любила, несмотря на отца, который музею отдал всю жизнь. Архитектура, как искусство, тоже не входила в ее интересы.

И я думаю, отчасти причина этому в очках и зрении. Отходив детство и юность в очках страшно портящих ее и так мамонтенковскую внешность, Цветаева сняла их и не носила. А стало быть не видела отчетливо ничего дальше того, что можно положить на колени. Полюбить искусство, рассматривать картины и скульптуры, видеть подробности архитектуры близорукому человеку без очков практически невозможно. Смотреть можно только в альбомах ( а их она даже Ахматовой хвалила и рекомендовала). Рыцарь на пражском мосту - исключение - но не как произведение искусства, или лучший в ряду других рыцарей или скульптур - а потому что совпал с местом в ее само-центричности - похож на нее ( или на ее возлюбленного) - за то и любим.

Удивительно, но Ахматова очень интересовалась естественными науками и хорошо знала их - и физику и математику любила, читала много и запоминала отлично. Цветаева яростно не любила и не понимала все научное, техническое и упорядоченное. За время ее короткого трудоустройства она страдала от того, что не в состоянии была выполнить простейших инструкций по обработка статей.

Обе не любили технические приборы, не разбирались в них и яростно не хотели разбираться.

Читали на иностранных языках свободно и очень много.  Цветаева жила за границей и язык учила и знала из реальной жизни, Ахматова свои выучила в семье, а затем самостоятельно. Про Ахматову и английский отдельно есть интересные рассказы.

Обе страшно боялись машин, переходить дорогу, городского движения. Вот мы не замечаем,как за годы наблюдения и со-существования рядом с машинами мы научились делать одну довольно сложную операцию - которую неспособные делать дети, и, видимо, неспособны были произвести обе поэтессы. Когда вы подходите к дороге и смотрите на машины слева и справа, очень быстро, за доли секунды вы принимаете во внимание их размер вдали, скорость его увеличения, вычисляете, не осознавая этого, их скорость, оцениваете расстояние - и предсказываете себе будущее - через какое время где будут эти машины. Затем вы принимаете во внимание расстояние до другой стороны улицы, свою скорость и в доли секунды высчитываете - сможете ли вы пересечь за данное время. Для всего этого нужно было много раз это испытывать, наблюдать, запоминать и заносить в данные. Дети этого не умеют совершенно, поэтому они видят картинку так: только что что-то было далеко точкой - и в следующий миг оно огромное у тебя у уха, тормозит со скрипом и гудением. Как оно попало оттуда - досюда, для них непонятное волшебство, лишенное логики.

Я думаю именно так ощущали улицу с машинами обе поэтессы. Невозможность предсказать ничего наполняла их ужасом, что в следующий миг непонятное чудище окажется прямо тут. Обе переходили улицу после мук колебания и ужаса, вцепившись в спутника. Но ездить на машинах обе вполне могли, кажется. Цветаева предупреждала всех, что даже в случае страшной надобности не сможет приехать к ним на городском транспорте - придет пешком или приедет на том, что прикручено к рельсам. Ахматова очень любила ездить на машине - кататься, смотреть на город.

Ахматова выросла на море и любила его страстно - могла часами плавать в нем, уплывать далеко, нырять и вообще вести себя как русалка. Цветаева, что особенно удивительно, море не любила совсем, несмотря на морское имя и звонкое стихотворение, что суть ее морская. Она не любила его целиком - не понимала смысла в любовании или рассматривании, не могла сидеть, лежать или отдыхать возле него - ей казалось это в высшей степени бессмысленнейшим занятием, и страшно не любила быть в воде. Она не знала, что со всей этой водой вокруг делать, ей неприятно было отсуствие опоры, ненадежность, бессмысленность человека в воде, слишком большой простор. Подчинить море себе невозможно, подчинится ему - неуютно. Больше всего она любила твердость под ногами, в прямом смысле - не траву, не мягкую землю, не - упаси боже! - болото - а каменистую твердую жесткую почву, желательно горную.

Зато обе любили деревья и относились к ним с нежностью, как к живым существам.

Ахматова хорошо относилась к животным, но без страсти. Кота Глюка, который прыгал с грохотом на крышу домика, звала с насмешкой "полтора кота" - и утверждала, что большой веснушчатый Бродский - типичный "полтора кота". Зато Марина собак и кошек обожала со страстью, гладила всех чужих, постоянно заводила своих, дружилась с любыми окрестными.

Ахматова родила только одного ребенка, но всю жизнь много и охотно занималась с чужими, легко любила детей, возилась с ними, разговаривала - и они ее любили в ответ. До старости дружила с молодыми, с детьми и внуками своих знакомых. С сыном ее отношения были полны непонимания и недовольств, особенно с его стороны. Марина родила троих, одну обрекла на смерть, остальных любила страстно, некритично, в полной уверенности их сияющем превосходстве над всеми другими детьми, особенно с Муром, к чужим детям была абсолютно равнодушна. Но имела постоянную навязчивую страстную идею - заиметь ребенка от того, в кого была сейчас влюблена. От Пастернака, от героя Поэмы Горы, от молодого поэта, на два года старше ее дочери. Прямо в присутствии мужа. И в отсутствии средств к прокормлению семьи.

Про помощь от других и помощь другим точно нужно отдельно писать. Как и про круг чтения.

_______________
Про их юность и молодость тут
Tags: ahmatova, females, poets, reading, tsvetaeva, writers_and_poets
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments