Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

История из книги The Art Director at Work (1959г)

Еще одна история из книги 1959 г про лучшие образцы артдиректорства. Пришли заказчики с рекламой, которую нужно сделать за полтора дня - на полную страницу газеты. А газеты тогда были немаленькие. Заказчики принесли все - фото девочки, текст и 1300 фамилий тех, кто пожертвовал деньги. Все это нужно было как-то собрать вместе и отдать в печать. Художественность заказчиков не волновала - только сам факт, чтобы это было напечатано. Артдиректор быстро решил, что черное фото будет наверху, под ним на всем протяжении страницы ровная колонна из имен от края до края ( символизирующая поддержку), а внизу сам текст объявления.

С современной компьютерной версткой это можно сделать за две минуты - вставить тут фото на черном фоне, вклеить тут текст из фамилий и растянуть на всю страницу, внизу набрать текст объявления. Но в старые времена все делалось буквально физически!

Фотографию отретушировали, обрезали и отослали граверам (в первое место), чтобы там ее отсняли в растровых точках, перенесли на пластину металла, а потом вытравили. Нижний текст рекламы набрали вручную из металлических букв и стиснули в один блок ( во втором месте). А самую большую среднюю часть набирали на линотипе ( в третьем месте).

Линотип - огромная машина, ускоряющая процесс набора текста. До нее наборщик стоял у касс с металлическими буковками (выглядящими как крохотные отлитые из металла штампики), выбирал их по одной, выкладывал в ряд на специальной линейке, между буквами вставлял низкие металлические пластинки - для расстояний между буквами и словами. Наберет строку, снимает с линейки и прижимает к предыдущей полоске-строке. Когда набирает блок текста из таких полосочек - обвязывает весь прямоугольник бечевкой крепко, чтобы не распался, и отдает дальше метранпажу,тому, кто будет страницу верстать. То есть выкладывать в форму страницы блок текста и металлические гравированные пластины с картинками, специальные блоки для пустых мест - чтобы отодвинуть блок текста на нужное расстояние от края, потом молотком побить это все, чтобы выровнять поверхность. Потом собрать из нескольких страниц набор в правильном порядке - чтобы отпечатать все за один раз на листе, и можно будет сложить по линиям несколько раз, и, когда обрежут края, окажется, что это одна тетрадка книги, в которой все страницы идут в правильном порядке. Представляете сколько времени занимало руками собрать каждую строчку буковка за буковкой? Адский труд. (и когда у советских писателей вдруг приходил приказ сверху книгу не выпускать - готовый набор рассыпали).

Линотипная машина ускоряла этот процесс. Стоя перед нею, рабочий набирал текст с рукописи на клавишах, как у печатной машинки, машина внутри себя на каждый удар сбрасывала формочку для нужной буквы, формочки вставали в ряд и отправлялись в заднюю часть машины, где все время горела печь и кипел расплавленный металл, металл наливался в формочки, остывал, формочки снимались - и оставалась строчка отлитых и вместе скрепленных букв. Из них так же набиралась страница. Буквы постоянно отливались и расплавлялись ненужные. Тоже фантастическое дело, но все же быстрее и удобнее, чем крохотные буковки (посмотрите в любую советскую книжку) по одной собирать строчка за строчкой руками.

Так вот, этот большой текст из 1300 имен решено было набрать на линотипе и отлить - как самое быстрое решение. И тут выяснилось, что ни у одного линотипа в окрестностях нет каретки такой ширины - на всю ширину страницы большой газеты. Узкими колонками - пожалуйста. А всю страницу целиком - набрать негде. И тогда они виртуозно набрали это тремя колонками, которые при печати поставили щека к щеке. Представьте себе, что текст из одной колонки должен без разрыва перетекать в следующую, даже если граница пришлась на середине одного имени.

И все это без экранов, на которых можно посмотреть, как выходит, и нет времени на пруф-отпечаток. Набирается и отливается из металла вслепую, в надежде, что когда все стиснут - получится общий массив сплошных фамилий. Но первый раз увидят они, что вышло из совмещения трех разных блоков из трех разных мест, отданных в типографию, только в самой пятничной газете...

И вышло на удивление неплохо. В уменьшенном размере видно, что на стыках блоков пропуски более организованные, но в большой газете, наверняка, этого никто не заметил.
IMG_0437

__________
* The Art Director at Work. How 15 Medal-winning Exhibits Were Conceived and Executed. (1959)
(История в этом посте из нее)

* Art Direction Explained, At Last! на Амазоне
( книга про современных арт-директоров)

* Все посты у меня с книгами, полезными для иллюстраторов.
Tags: amazon, art_direction, creativity, design, illustrator_books, reading
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments