Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Книги про арт-директоров

Читаю книгу Art Directors at Work 1959-го года. Она старая, сильно потертая и пахнет как старые книги, таким слегка ванильным запахом старой бумаги. Клуб арт-директоров Нью-Йорка, одна из старейших организаций такого рода, каждый год проводит выставки своих работ. А в 1958-м году устроителям выставки пришла в голову отличная идея - показать не просто готовую работу, завоевавшую награды и медали, а показать креативный ход мысли артдиректора, развитие его идеи, объяснение того, как он думал. Книга рассказывает об этой выставке, вернее является печатной версией ее стендов - с рассказами и фотографиями.

Если вы смотрели сериал Mad Man - это как раз время начала этого сериала, конец пятидесятых, начало шестидесятых. В сериале можно увидеть повседневную жизнь типичного рекламного агентства с Мэдисон авеню,в книге - реальные образцы рекламы того времени.

Арт-директор профессия довольно новая и не всем понятная. Наряду с этой старой книгой я читаю очень современную про арт-директорство двадцать первого века - куда привело развитие профессии. Называется она " Артдиректорство, наконец-то объяснили, что это такое!"
(Art Direction Explained, At Last!). Авторы - Steven Heller, Veronique Vienne
art-directions
Профессия есть, гении в ней есть, но по специальности этой нигде не готовят в интститутах, и в арт-директора люди приходят разными путями.

В первую очередь арт-директор ассоциируется с рекламой - именно там эта профессия возникла, именно там она более всего востребована. На втором месте лейауты, внешний вид и концепция разных печатных изданий - газет и журналов. Реклама в старые времена была простодушна, чаще всего обходилась словами - покупайте наше мыло, оно мылится лучше всего! Занимались ею перекупщики - они просто покупали страницы в журналах и газетах, а потом обходили производителей и предлагали им разместить на этом месте рекламу своих товаров. Никто не занимался изучением целевой аудитории, никто не полировал текст, писали просто, как в голову придет. Иногда вставляли картинку для украшения. И вскоре перекупщики и рекламодатели заметили, что объявления с картинками работют лучше. Но где брать эти картинки, что на них рисовать, они не очень представляли. И тогда они вспоминали, что у них был знакомый художник, отошедший от дел, но сохранивший связи и знакомства в художественных кругах. Знакомца призывали на помощь - он ломал голову, придумывал, какая картинка бы сюда подошла - и находил исполнителя. Так родилась профессия арт-директора.

Арт-директор в сущности занимается именно этим - обеспечивает воплощение визуальной картинки для рекламы. Он может ее сам придумывать во взаимодействии с копирайтером - тем, кто сочиняет рекламный текст, а может просто находить художников и фотографов и присматривать и руководить, чтобы они нарисовали, сняли, вычертили то, что было спущено сверху. Арт-директору таким образом не обязательно уметь рисовать или снимать самому. Он должен обеспечить, чтобы идея картинки, описанная словами, превратилась в реальное визуальное воплощение.

Между книгами прошло полвека и видно, что раньше слово "арт-директор" покрывало больше значений. То есть в тридцатых-сороковых годах человек, определяющий внешний вид целого журнала тоже назывался арт-директор, как и тот, который следил за воплощением одного-единственного рекламного объявления. В современные времена человек, который определяет крупную политику или придумывает концептуальные решения, на фирме или в издательстве чаще называется креативным директором - и это совсем другой уровень. Если опять аналогию с кино Mad Men брать - то Дон Дрейпер там как раз креативный директор - он придумывает концепции, он гениально выдает идеи насчет главного направления, главной ударной линии. Затем исполнение отдается в креативный отдел, где старший по копирайтам ( Пегги) со своими работниками придумывает и оттачивает конкретные слова и слоганы, а не вполне понятный по фильму арт-директор обеспечивает, чтобы к тексту была нарисована картинка или снято фото. В современных журналах те, кто отвечает за художественную концепцию журнала часто отмежовываются от слова "арт-директор" тем, что называют себя дизайн-директорами.

Потом еще расскажу подробнее про старую книгу. Ее очень интересно читать - с примерами. Как в машине времени побывал.
__________
* The Art Director at Work. How 15 Medal-winning Exhibits Were Conceived and Executed. (1959)
(Этой книги нет на Амазоне, я ее в библиотеке откопала)

* art-directionsArt Direction Explained, At Last! (Steven Heller, Veronique Vienne) на Амазоне
( а это как раз современная, ровно через пятьдесят лет изданная)

* Все посты у меня с книгами для иллюстраторов. Арт-директорство я тоже туда буду складывать.
Tags: amazon, art_direction, creativity, illustrator_books, reading
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments