Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Artist's Way, неделя первая. За что хвалить.

Я специально не читаю того, что я писала в прошлый раз при прохождении курса, потому что хочу чистый срез - что сегодня меня задело-заинтересовало в том, что Джулия говорит. Если вы пойдете вглубь читать - не пишите мне там коментов,  пока не кончится неделя с этой темой, чтобы я не видела прошлых разговоров:)

Сейчас я задумалась над ее абзацем, где она говорит,  как получается травмированный спрятавшийся в себя художник. Правильно, говорит она, если вас хвалят не только за результаты и достижения, но и за попытки и старания, когда вы только начинаете что-то делать. И это меня очень заняло. Вот же пара прошлых постов про похвалы - с Алей марининой, где мать ее раскритиковала в пух и прах, за то что первый  ее человек-огуречик не нарисован реалистично идеально.

Сколько людей замкнулись и бросили то, чем начали заниматься, потому что первые их попытки вызвали критику такую, будто это уже наученные, опытные результаты - и человек просто плохо старался.  Любой из вас может вспомнить свои первые попытки в чем-то - они были никуда не годные. Даже если вам казалось, что все отлично - по сравнению с дальнейшими  через время вы видели сами, как плохо, неаккуратно, неумело это сделано. И это универсальный порядок вещей. И все известные писатели, художники и музыканты первые попытки делали ужасные.

Я начинаю лучше понимать современную западную манеру воспитания - хвалить и восхищаться, признавать ценность детских попыток и искренне восхищаться результатами. И все лучше понимаю разрушительность подхода поколения наших родителей - всегда с красным карандашом. Если тебе принесли что-то показать, это значит, принесли подчеркнуть ошибки и поставить оценку. Достается мысленный красный карандаш и начинают густо подчеркиваться ошибки, пропуски, недочеты. Ну и в конце - садись, два.

Пытаюсь сразу  придумать правильный алгоритм. За первые десять работ только хвалить - за усилия, старания, любые улучшени? И только на одиннадцатой осторожно начинать обращать внимание на  ошибки?

Интересно то, что мы никогда не знаем, что перед нами и как к этому относится внутренне человек. Я только что внезапно вспомнила, как резко бросила одно дело, которое мне нравилось и которое я только что начала- оттого что человек, казавшийся мне экспертом, нашел только критические слова для моих попыток. При этом не дал понять, где выход, просто создал впечатление - ну так нельзя! Вот так, как ты это делаешь - нет, это плохо. - Я не знала в тот момент,  а как "не плохо", человек-эксперт мне не сказал ничего, кроме туманного, из чего выходило, что нужно потратить в сто раз больше усилий и времени ( типа вместо линейного наброска приблизительного очерка масляный многослойный портрет в полный рост в стиле Рембрандта). На Рембрандта времени и сил у меня не было, и я просто уныло бросила это дело.

И вот недавно я вспомнила об этом эпизоде многолетней давности. Пошла раскапывать и увидела интереснейшее. Оказывается, люди, которых тогда не ругали и они понятия не имели, что нужен Рембрандт, преспокойно себе делали простые вещи себе по силам ( гораааааздо проще тех, за которые меня закритиковали) - и это вылилось в перемены участи, новые интересные дела у них - и главное - во множество простых, но вполне себе приятных результатов. За это время эксперты у меня поменялись, старые эксперты сильно полиняли, новые были гораздо разнообразнее и гибче.

Но факт остался фактом. Я бросила тогда дело, которое мне вполне нравилось, потому что уверилась, что не потяну. А если бы  мне достался  на пути "западный родитель", который в этот момент понимал бы, что это первые попытки - и что нужно хвалить именно за усилия, за попытки, за старание, за сам факт делания и продолжения делать - многое было бы иначе.

Потом  я кажется уже писала про случай, когда я работала веб-дизайнером. Я делала сайт заказчику и за мной зашел повести меня на обед старый друг, предпечатник с моей работы дизайнером упаковок. Я показала ему сайт, и он сурово раскритиковал кнопки внизу страницы. Это было все, что он нашелся сказать. Я весь обед пробыла в унылейшем настроении, все плохо, я сделала дрянной сайт, я же знаю, какой он хороший специалист и значит, он увидел, то, что я замыленным глазом не увидела.

К концу обеда он не вынес моего угрюмого настроения и ответов невпопад и спросил - да что с тобой? - Что-что, - ответила я, - я сделала отвратный сайт, ты его только что обругал и после этого хочешь, чтобы я порхала и веселилась? - Он вилку уронил от изумления - Обругал?? Дрянной сайт?? ты что? Отличный сайт у тебя получился, все хорошо - как всегда! Ты же всегда делаешь хорошо. Я думал, ты знаешь это. То есть для меня просто по умолчанию - то, что ты сделала это хорошо и профессионально, что об этом говорить - я сосредоточился только на кнопках, они, мне кажется, выбиваются из стиля.

-Я знаю, что всегда делаю хорошо? откуда я это знаю? Ты мне ни разу об этом не говорил!
Он опять изумился - Не говорил?  Но я так все время считал, и думал, ты прекрасно знаешь.
Тут я сузила глаза - Нет, ты мне никогда  этого не говорил словами, и что ты так считаешь в общем про меня - я понятия не имела.

Мы быстро помирились, попутно я услышала многое из того, что он думал все это время - но не доносил до меня.

И  сейчас я думаю - как много такого в жизни, что отбывает у людей охоту что-то делать. Незнание посторонними, что это первые попытки и человек даже не нащупал еще понимания, как надо. Первые попытки делать что-то новое и очень ограниченные силы на это. Или вот пропускание хорошего в описании чего-то целиком - потому что человек вроде как сам знает. Эта ситуация особенно распространена - с точки зрения критикующего он говорит: ну все хорошо, а если вот эти вещи подправить, будет еще лучше. А с точки зрения критикуемого он слышит: ну все плохо, а вот это особенно ужасно.

И я понимаю вдруг, что банальные советы - прежде чем критиковать, похвали - совершенно не так банальны. И означают вовсе не - подсласти немного, прежде чем дать касторки. А означают - расскажи внятно, что хорошего в работе, и потом что можно улучшить в менее удавшихся местах. Потому что автору вовсе не так очевидно, что хорошее есть. И что это не подслащение вовсе - а картина действительности, которая правдивая, в отличие от односторонней критики, которая рисует неправдивую картину в общем.

А еще я на этом месте с удовольствием поняла назад, что я почти всегда так говорю про чужие работы - своих учеников или того, что было у меня в коротком проекте с критикой работ читателей. Я даже дернулась недавно в коментах в кидпиксах. Мне очень не нравились работы показанного автора и я про это высказалась. А через минуту после отправленного комента поняла, как это звучит  для автора поста. Он-то старался, сканировал, обрабатывал, выставлял - и получил негатив, который легко обратить на себя - что это ты тут такую фигню выставил ( любишь, смотришь). И я вдогонку написала ему с благодарностью за возможность посмотреть автора и вынести свое мнение.

Так что первая неделя у Кэмерон всколыхнула всякие воспоминания о критике и похвалах. Заодно я очередной раз поняла ( первый раз осознала, когда писала кусок про семью для интервью в Beamused), что с семьей мне повезло. Мне казалось, что у нас обычная семья, как у всех - и только сейчас я понимаю, что не только все занимались каким-то творчеством, но и в целом никакое творческое занятие не считалось чем-то ненужным, осуждаемым, презираемым. Папа выделывал фонари для прихожей, мама ночью в третий раз перевязывала модный берет, я рисовала иллюстрации к Хемингуэю, сестрица вязала листики и цветочки ирландским крошетом - и ни один другой член семьи не сказал бы - что за фигней ты занимаешься. Это даже не было уважением - ты, конечно,делаешь фигню, но я уважаю твое право и сдержусь. Это было просто нормой жизни - ага, папа поставил ящик на  плиту парить свои лозины, будет что-то плести, ага, мама в третий раз кроит левый рукав - ужасно смешно, потому что в этот раз мы все стояли вокруг, чтобы уследить, чтобы он был правый, ага, Алька покрасила дверь полосатыми яблоками, ага, Муся пишет стихи про ворону, оставьте ее в покое.

Критика и негатив для меня начались позднее, когда  я вышла в мир ровесников, занимающихся тем же. И не от взрослых - а от своих в параллели. Так что в заданиях " вспомнить своих монстров" будут фигурировать они, а не родственники.
Tags: artists_way, family, julia_cameron, pro_menya
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 138 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →