Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Книга Яны Франк "Муза, где твои крылья?"

А кстати, к Джулии Кэмерон. Разговариваю как-то со знакомой, упоминаю, что издательство  вместе с книгой Остина Клеона прислало мне книгу Миумау "Муза, где твои крылья". Собеседница моя говорит - нет, я ее покупать не стану, это же сплошной "Путь художника" Кэмерон, лучше оригинал.

Я книгу наконец дочитала и могу собрать впечатления. Скажем так, у них очень похожие темы - как разрешить себе заниматься чем-то творческим. Кэмероновская, конечно, значительно обширнее, с кучей упражнений, с последовательным путем по выходу из творческого кризиса, творческого блока, перегорания, отказа когда-то давно от любимой мечты.

У Яны книга очень легко и увлекательно читающаяся. Почти все рецензии упоминают это - ощущение разговора с другом. В книге множество историй из жизни - а кто не любит разговоры с примерами - а вот еще у нас был случай? Вот эти многочисленные истории и оставляют ощущение разговора за столом с другом. И истории и советы все направлены на ободрение - профессия как профессия, ничего страшного, кругом люди это делают - почему бы и у вас не получилось бы?

Направлена книга, на самом деле, не на широкий круг творцов - не на то, что вы симфонию напишете, роман века или станете выставляться в знаменитой галерее. Она скорее обращена к почти домашнему кругу людей, очень современной прослойке - молодых людей, зарабатывающих своими декоративными рукодельными вещами. Кэмерон, которая была замужем за Мартином Скорсезе и писала сценарии к голливудским фильмам, конечно встречала за жизнь суперзубров творческих профессий, и ее ободрение на творчество включает в себя пьесы для Бродвея, картины и книги, музыкальные произведения для больших залов.

Книга Яны полна опыта ее самой - человека успешно торгующего товарами с собственными иллюстрациями в собственном магазине. Хотя она сама большей частью товары руками не производит, советы и сведения подойдут любому, кто делает и рукодельно все, небольшими тиражами. Правильно посчитать затраты времени и сил ( история, как они клеили несколько деталей на 50 наборов из семи блюдечек - и насколько это неожиданно больше, чем пятьдесят кружек с одной наклейкой), выделить деньги на начало бизнеса, организовать дом под производство или хранение - все это то, с чем столкнется любой хэндмейкер, решив зарабатывать мало-мальски серьезные деньги, а не на карманные расходы.

В книге много историй преодоления отрицательного отношения окружающих. Пожалуй, из психологических аспектов проблемы, как заняться творчеством, это в книге самая главная - то, что та же Джулия  Кэмерон называет "токсичным окружением". Главный адресат книги Яны- это, скорее, всего молодая девушка или женщина, намерения которой заняться чем-то творческим не одобряются иногда родителями, но чаще всего действующим бойфрендом или мужем. Одобрение родителей во взрослом возрасте не так критично, как одобрение и неодобрение, вставление палок в колеса, психологического давления мужчины рядом. Одно дело, если вы пишете картины как Рафаэль ( или Дюрер в книге). Другое - если хотите продавать картинки с ежиками в фартучках или расписанные шарфы с птичками с ягодками. На этом месте мужчине рядом легко задавить вас чувством вины, что это не Дюрер, презрительным отношением к несерьезности занятия - пусть оно уже приносит неплохой доход.

Творчество ведь не только симфонии и романы - вязаные бусы, футболки с картинками, керамические чашечки, сладости из полимерной глины - многочисленные виды скромного творчества в последние годы возникли как на дрожжах. Возник спрос на них, появились покупатели, есть возможность делать это напрямую в интернете, существует и развивается рынок всевозможных материалов и технологий - и появилось множество людей, которые не производят классическое искусство, но и не всегда занимаются традиционными прикладными искусствами (которые требуют дорогих материалов и сложного оборудования). Они занимаются творчеством в своей нише, расходы и оборудование у них зачастую простые и большую часть вклада вносит именно удовольствие от творчества, придумывания, исполнения и реализации того, что они могут.

С этой точки зрения, книгу бы нужно позиционировать именно в ряду книг из раздела "как зарабатывать своим рукотворным бизнесом". Здесь я прочла уже массу книг про это, в России тоже таких книг в последнее время выпустили несколько штук - мало, но зато не переводных, на отечественном опыте и материале. Книга Яны не про конкретный бизнес - а про то, как преодолеть боязнь, ощущение, что именно тебе это нельзя, преодолеть сопротивление близких - и заняться чем-то творческим, что приносит тебе удовлетворение, как начать летать - но не отрываться от земли в смысле - не стать голодным неудачником.

К ней в пару, мне кажется, отлично подходит книга Ады Быковской "Бизнес своими руками", про которую я не так давно рассказывала. Все книги разные, потому что авторы приносят в них свой уникальный опыт, знания своей области и угол рассмотрения одного и того же у них разный. Что помогает читателю получить более объемную картину. У Ады множество советов для тех, кто уже решился сделать творчество, рукодельное творчество своим занятием. Ведь преодолеть страх и сопротивление, пройти этап учебы и развития своего стиля - это только начало. Нужно найти и удержать своего клиента, заказчика, ценителя. Даже самые творческие и талантливые вещи должны как-то дойти до покупателя. Значит нужно поддерживать место, где выставлешься и продаешь - и нужно донести вещи до публики, сделать зрителей клиентами.

Первую половину как раз описывает книга Яны. Ада рассказывает уже про маркетинг плодов своего творчества, правильное умение продавать, очаровывать клиентов, грамотное взаимодействие с миром. На примере самой Яны мы видим, как важно иметь этот канал взаимодействия с покупателями - в ее случае суперпопулярный блог, где множество читателей привлекается и удерживается постоянной информацией - полезной, развлекательной, трогательной. Если вы удивляетесь отчего у вас нет стольких продаж, как у Яны, спросите себя - сколько сил вы вложили во взаимодействие с потенциальными покупателями, сколько раз в день вы их вдохновляете, заинтересовываете, развлекаете, даете им участвовать в увлекательнейших обсуждениях чужих проблем или жизненных историй? Умеете ли вы вкладывать столько усилий? Блоги, фейсбуки и твиттеры сейчас одни из самых больших средств для привлечения клиентов или получения популярности у людей что-то создающих. Читайте у Ады, как грамотно себя подавать, смотрите у Яны отличный пример этого на практике.

Я не вполне понимаю любимую Янину концепцию муз, я уже писала об этом. То есть красивую удивительную женщину, как музу художника или модельера, я вполне понимаю. Все остальные области для меня как-то смутны. Но я вполне представляю себе, что я вообще не склонна к созданию кумиров, а вдохновение в моей жизни идет от произведений и жизни других людей (но это из серии восхищаюсь художником как другой художник). Но у нее это любимая концепция, постоянно возникающая ( даже в реальности - мужчины, если не сатрапы и угнетатели, то музы:)). Глава про муз очень интересна как истории, практически я не думаю, что она какое-то отношение к адресатам книги имеет - но все может быть!

Отдельно радуют маленькие котики, иллюстрирущие тексты, на полях страниц. Я и вообще люблю книги с картинками, а такие из серии советов и помощи с картинками веселее.

Книги из этого поста:
"Муза, где твои крылья?" Яна Франк.

"Бизнес своими руками" Ада Быковская.

"Artist's Way" Julia Cameron

"Путь художника." Джулия Кэмерон.

"Кради как художник" Остин Клеон.

Посты про американские книги о рукодельном бизнесе.
Tags: about_lj_users, amazon, creativity, julia_cameron, reading
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments