Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Рене Лалик. Украшения арт-нуво. Часть вторая

Рассматриваем Лалика дальше? Вторая часть украшений с изображениями фигур и лиц. Первая часть была тут.

Брошь с подвеской-жемчужиной. На фото она наклонена, но если ее мысленно выпрямить так, чтобы застежка шла горизонтально, видно, что несмотря на завитки и узорчатость, рисунок вписывается в треугольник. Безмятежное лицо обрамлено странной коброй с птичьим крылом. Крыло лежит по головке, как синий эмалевый головной убор, а кобра извернулась и хищно открыла пасть прямо в лицо женщине. Сочетание этой смертельной свирепости и безмятежности женского лица прямо завораживает. А волосы, как  часто в арт-нуво, используются  как чисто декоративные элементы, пряди их завиваются золотым узором, образуя и поддержку голове кобры,  и линию заполнения воображаемого треугольника, и петлю внизу для подвешивания жемчужины. И еще обратите внимание, как  изменяется синий цвет - яркий и темный наверху, он постепенно светлеет, переходя в золотые волосы.

lalique (19)


Вот обратите внимание, что если Лалик включает полнофигурные изображения - то они сделаны со всей тщательностью хорошей скульптуры, не куклами плоскими - а в движении, поворотах, объеме со всех сторон. Тут кентавр из слоновой кости со  странными копытами - лапами, как у лягушек, с перемычками. У него на крупе  женщина, которую он целует ( поцелуй - излюбленная тема в изображениях у Лалика). Округлое движение растения на фоне подчеркивает движение фигуры - вперед-вверх и заворот назад.

Золотисто-зеленая ветвь эмалевой полыни, если мысленно дополнить линии, образует овал подвески. При всей ее органической ботанической реалистичности она организована в декоративную уравновешенную форму, а фигура помещена в пустую середину, как в радужку глаза. Ветвь выделана точно под миниатюрную скульптуру - чтобы в нужных местах служить опорой под разные части фигуры. И как любая прекрасно сделанная вещь, вся подвеска  кажется совершенно безусильной, хотя при разглядывании видно, сколько труда пошло на каждую мелкую деталь и их соединение.
lalique (15)



Здесь игра треугольников, образующая форму. От кольца начинающийся большой треугольник с вогнутыми сторонами идет до самого низа. Сердцеобразный верх другого треугольника из выгнутых сине-зеленых ветвей поддерживает впечатление короны поверх головки из слоновой кости. И если мы мысленно продолжим его стороны, они сойдутся на нижнем сапфире. Уменьшающийся размер вставок - лицо, большой сапфир, меньший сапфир - создают тоже иллюзию сужающегося  вниз треугольника. А треугольник острием вверх еще дваджы подчеркнут уменьшающимися треугольниками  с сапфирами внутри.. Рисунок деталей вокруг вырезанного лица играет сразу три роли - растительных изображений, декоративных геометрических линий, создающих симметричный рисунок,  и стилизованного изображения средневекового костюма - короны, покрывала, нарядного платья.

Я про это дизайнерское умение - сохраняя частные детали, отдельно интересные, видеть общее, видеть общий другой   рисунок, ими создаваемый, контролировать его - напишу еще отдельно.
lalique (23)

Вот эта пейзажная миниатюра мне очень нравится. Она сделана на прозрачном фоне и в зависимости от освещения может быть со светлым небом и темными силуэтами или наоборот. К синевато-бирюзово-серым тонам миниатюры неожиданно подобран фиолетовый камень подвески. Рамка окаймлена стилизованными и почти натуралистичными листьями. И хотя правая сторона нагружена декоративными элементами  в отличие от левой, впечатление равновесия не теряется. За счет чего?  За счет глубоких вырезов в темной миниатюре, облегчения веса правой стороны и  за счет того, что бриллианты бесцветные, легкие, воздушные, несмотря на свою величину.

lalique (24)

 А в этой подвеске рельеф из  округлых, переплетающихся тел контрастирует с игольчатым острым  обрамлением. Разветвляющийся рисунок ветвей на фоне перекрывается поверх решеткой из игл, усыпанных маленькими бриллиантами. Верх подвески рифмуется и с тем и с другим - цветом с фоном, игольчатой формой с "решеткой". И уберите мысленно эти иглы сверху - подвеска станет скучным треугольником. Если мы начнем дальше приглядываться, то увидим, что изображение фигур не только конрастирует гладкостью, округлостью и плавностью - но и рифмуется! Кисти рук и пальцы образуют те же миниатюрные метелки игл, расходящиеся шипы. Очень тонко, почти незаметно поддерживая декоративный рисунок.

lalique (28)

А тут прекрасное изображение повисших еловых ветвей и шишек, на первый взгляд совершенно сумбурное и натуралистичное. Затем  мы видим, что оно организовано в симметричную выверенную форму. И при этом тонкая отличная деталь - шишки вокруг лица прикреплены на разном уровне. Одно это сразу создает впечатление  произвольности, природности. Повесь их на один уровень - и картинка сразу бы превратилась в механическую пересчитанность одинаковых предметов - как в иллюстрации из учебника арифметики.

И личико какое прелестное, правда?

В арт-нуво мне вообще нравится, как дизайнеры стали  вводить в декор вещи, как будто недекоративные - простые, чуть не мусорные растения и цветы, насекомых, смешных птиц. И поднимать их из этой мусорности в изысканность и красоту.
lalique (50)

 Вот тут например - одуванчики! Какая смесь вообще - треугольные подвески с египетскими лотосами, ажурные крылья фона, приводящие на память изображения скарабеев, неожиданные павлиньи головки с венчиками из камней - и вот эти крупные кусты одуванчиков! Совершенно ботанические листья и пушистые головки. Изображение тут обтравлено, не очень понятно из чего сделаны головки - мне кажется, из чего-то вроде лунного камня.
lalique (33)

Пряжка или брошь с головкой из камня и золота. Цветы, кажется, маки, такого лилово-голубого цвета. И опять листья и цветы натуралистичны, но их композиция - геометрична. Посмотрите, как ловко лист и края цветков очерчивают прямоугольную форму. Неожиданный и прихотливый бант из ленты, повязанной с затылка на лоб, заполняет прямоугольник сверху и при этом уравновешивает  со своей стороны сиреневый цвет с остальных сторон. Линия ленты и стеблей образуют диагонали, соединящие углы прямоугольника. И чудесная деталь - все три стебля заткнуты за ту же ленту на затылке, вместе с волосами. Два стебля отгибаются назад, третий идет вперед.

Зеленое лицо из хризопраза меня слегка пугает :), но бант нравится чрезвычайно.

lalique (36)
Вот еще прелесть  Нежный рельеф с поцелуем, вырезанный в прозрачном хрустале, имеет треугольную форму. Прозрачность и треугольность многажды подчеркнута округлыми треугольниками из веток и листьев вокруг. Причем эти ветки тонкие, воздушные, поддерживаюшие прозрачность и легкость изображения.  А если дальше ботанически приглядеться - это водные растения, обычно поднимающиеся из глади воды. И тогда они вторым планом поддерживают образ воды, пруда, озера вместе с внутренним  прозрачным изображением. Плюс  к этому их округлые пересекающиеся линии вместе с жилками на листьях создают иллюзию кругов на воде.

Совершенно прелестная подвеска.
lalique (39)

Золотые фигурки двух девушек в изящных вольных позах демонстрируют один из любимых приемов арт-нуво - реалистичные тела и лица и  предельно декоративные изображения волос. Тут волосы просто сказка  - они создают контраст гладким обобщенным телам своей фактурой и графичностью, они создают образ воды - с ее водоворотами, завихрениями и потоками - и они очень тонко и удачно работают на форму всего изображения - вытянутого треугольника. Поднятые локти образуют вершину треугольника, волосы первой девушки дают движение расширения треугольника, волосы второй создают его основание.. И посмотрите какое геометрическое равновесие в изображениии, которое кажется вольным и прихотливым - если мы продолжим мысленно линию, начатую головой и локонами верхней девушки, она выйдет на край контура волос нижней. Тоже самое произойдет и слева -  локоть, грудь, волосы верхней и волосы нижней вписываются в  воображаемую сторону треугольника. ( Если сравнить с этим работу непрофессионала - у него будут шишки, выступы и вмятины без всякой организованности, содающие чувство неуклюжести и беспорядка)
lalique (44)

Здесь лицо сделано из опалового полупрозрачного стекла - любимого материала Лалика. Голова женщины украшена маками- одним из любимейших цветов арт-нуво. И как часто в его украшениях - масштаб растений и цветов и фигур не совпадает, маки слишком велики в масштабе реальности, но очень хороши в декоративном масштабе. Все подвеска сделана не в золоте, а в  серебре с темной патиной. Ваш натренированный глаз к этому моменту уже должен увидеть треугольную форму, сходящуюся к подвеске с крупной барочной жемчужиной. И заметьте, как более тяжелая и объемная  часть головы  с цветами слева уравновешивается более прихотливым и выступающим участков локонов справа. Это несимметричное равновесие Лалик всегда использует с блеском.
lalique (54)

***

Это я собрала то, что есть с Лаликом-ювелиром на амазоне. Первая у меня как раз есть, я ее упоминала в прошлом посте. Отсниму и расскажу о ней как-нибудь подробнее. Но она посвящена трем ювелирам. Остальные про Лалика одного, за исключением последней - она вообще про украшения арт-нуво.

Artistic Luxury: Faberge, Tiffany, Lalique
Rene Lalique at the Calouste Gulbenkian Museum
The Jewels of Lalique
Rene Lalique: Exceptional Jewellery, 1890-1912
Lalique
Lalique (French and English Edition)
Imperishable Beauty
Tags: amazon, art, design, lalique
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments