Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Лалик и его украшения

Я несколько лет назад была на большой выставке, посвященной предметам роскоши от трех знаменитых ювелирных домов - Фаберже, Тиффани и Лалик. Купила там книгу Artistic Luxury: Faberge, Tiffany, Lalique

Про книгу расскажу еще отдельно, а общие выводы от выставки остались такие: Фаберже это дорогой китч, Тиффани дорого, но скучно, а Лалик гений.

Арт-нуво вообще безусловно прекрасно, я не знаю человека, которому бы оно не нравилось. Мне нравится в нем сочетание органической, текучей очень реалистичной изобразительности, которая вписана в геометрические упорядоченные формы. Такой организованный природный смерч.

Давно хотела с вами Лаликовские украшения порассматривать. Сейчас фирма перешла на стекло, и все узнают их матовую стеклянную поверхность, а начале века прошлого он создавал красивейшие украшения. Если бы у меня была лаликовская брошь, я бы наверное ее носила каждый день, чтобы наслаждаться.

Сначала украшения с человеческими фигурами и лицами.

Мне кажется, эта пара из историй Паоло и Франческу. Лалик делал такие пары, часто в поцелуе. Вырезанная из слоновой кости миниатюрная скульптура настоящая художественная работа. Мне нравится, как юноша выступает - практически круглая скульптура объемная, а девушка тает  в фоне низким рельефом. Узор вокруг образуется колосьями. И вот это совершенно гениальное дизайнерское умение - колосья остаются узнаваемыми растениями и при этом образуют безупречный декоративный узор из выпуклых треугольников.

Центральная часть с рельефом - треугольник с выпуклыми сторонами, он очерчен толстыми линиями зеленых стеблей. Каждая плавная линия стебля заканчивается сгибом и колосом, и этот сгиб тоже образует выпуклый треугольник. Радиально расходящиеся усики колосьев задают свой ритм, похожий на плавники у рыб. Между усиками мелкие бриллианты. Линии уходят от резной миниатюры и возвращаются к ней, как лучи света по золотым остям колосьев. Одна из часто встречаемых деталей - подвеска из одиночного камня или жемчужины внизу.

lalique (17)

Здесь цветы не декорируют вокруг изображения женщин, а срастаются с ними. Изящные фиалки превращаются в тонкие профили. И опять, хотя линии стебельков и самих цветков очень живые и натуральные, все вместе превращается в выверенную декоративную композицию в форме перевернутой капли. Традиционная жемчужина внизу.

lalique (2)

Здесь цветок анютиных глазок вверху практически натуральный, но внизу переходит в уравновешенную симметричную форму, внизу которой маленькое лицо в обрамлении будто из золотистых чешуек.
lalique (13)

Опять сочетание стихийной вольности и безупречной геометрической формы. Нежный полупрозрачный рельеф женщины внутри в обрамлении голубых листьев плюща(?) Изгибающаяся лоза усыпана мелкими бриллиантами, эмалевые листья разного размера идут от нее вольно и как бы беспорядочно, но все вместе собирается в треугольник с вогнутыми сторонами, и масса листьев так уравновешена, что кажется практически симметричной.
lalique (3)

Я  на эту девушку с двойной старинной флейтой давно смотрела, но только сейчас разглядела, что она стоит га золотом хамелеоне или гекконе. Его хвост , завивающийся спиралью, служит опорой для маленькой фигурки из золота в эмалевом платье. Спираль эта создает  геометричность, упорядоченность в композиции, завитки ее дают опору флейтам. Вы и не заметили, как эти точки пересечения волос, плеча, флейт сыграли технологическую роль - сделали констуркцию крепкой,  без провисающих и вихляющихся частей - и при этом усилий незаметно, фигурка стоит абсолютно в вольной изящной позе и хвост закручивается ровным движением. И при всей реалистичности  хамелеона, позы девушки, многочисленных складок ее текучей одежды, общие очертания подвески остаются четким овалом на прямоугольном основании.
lalique (4)

Золотой рельеф c прекрасной девой-сфинксом в оправе из бриллиантов. Его рельефы - настоящие произведения искуства. Фигура выглядит совершенно не стилизованной, реалистичной и при этом прекрасно вписанной в строгую яблокообразную форму.
lalique (11)

Вот эти следующие две из очень мне нравящегося раздела. Хотя они в описаниях именуются просто женскими обнаженными фигурами, я уверена, что они изображают паркове статуи. Маленькая фигурка с кувшином вырезана из слоновой кости, три прозрачных камня окружают ее. Вокруг свисают золотые с эмалью ветви глициний. И опять, если присмотреться - ни одной симметричнойдетали - все ветки и грозди цветов разны, но уравновешенность их делает  всю композицию зрительно симметричной. При этом даже стволы глициний и ветви окружающие постамент растут органически и прихотливо. Сгиб стволов наверху очень естественнен и при этом создает петли для крепления цепочки.
lalique (12)


Здесь статуя практически такая же, тоже вырезана из слоновой кости, стоит в обрамлении из васильков. Эмаль в три синих оттенка чуть оттенена золотом. Стебли образуют вертикали, перечеркивающие лодкообразную форму внешнего контура.. И опять безупречное сочетание выверенной геометричности, отсутствия хаоса - и совершенно вольных, живых, реалистичных форм цветов
lalique (40)

В этом сочетании, мне кажется, главная прелесть Лалика. Ведь обычно мы видим либо реалистичные изображения, либо стилизованные, узорные - а он лихо смешивает оба варианта и они нисколько не борятся друг с другом, так мастерски объединены в дизайне.

Потом еще расскажу. Это маленький кусочек того, что я себе насохраняла  с пинтереста.
Tags: amazon, art, design, lalique
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →