Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:
Я над куском воспоминаний Али о рисовании человечка давно уже размышляю. Поскольку у меня у самой был случай в детстве, когда требования чрезмерного профессионализма, подорвали  целый раздел уверенности во мне, и это тянулось вопреки  реальному положению дел - пока я не набрела на это в процессе упражнения из Artist's Way.

Оправданием Марине может быть то, что не было особенной обязанности у родителей тогда развивать детей и беречь их чувство собственного достоинства, и то, что сама она  выросла в малолюбящей и разобщенной семье, с жесткой, неласковой и безжалостно требовательной матерью.

Но сама ситуация для меня из разряда - так категорически нельзя.

Во-первых ребенок незрел по всем фронтам и неспособен производить профессиональное просто объективно.

Во-вторых, я не знаю, сколько лет было Але, но с учетом того, что как взрослая она писала литературу уже лет в пять-шесть, этот эпизод вполне мог относиться к трем-четырем годам. Я рисунки своей детки тщательно храню, и ее первый человек был нарисован где-то около двух лет - автопортрет. И я хорошо помню ее чувство восторга собой, когда она произвела отчетливо узнаваемое человеческое существо, - и мое чувство восторга - она была слишком мала, чтобы я ей показывала как рисовать,  у нее не было никаких опорных точек, чтобы изобразить это - и вдруг она сама совершила какой-то немыслимый скачок  в мышлении и перенесла видимый ею объем в линейный рисунок на плоскости.

Компьютеры все еще это не могут, как и не смогут опознать кошку в тех линиях, которые легко считает маленький ребенок.

Вместо понимания, какое чудо только что совершил ребенок, МЦ, как скучная училка, перечислила все, что не так.

Не опознание чуда - это один упрек.

Второй - если ты не предоставил человеку (ребенку) учебу, учебные материалы, инструктаж, сведения, тренировочные занятия, учебники, личных учителей, книги по рисованию, занятия,  объяснения, как верно - какого черта требовать с него ? Ты туда в первую очередь не положил монетку, чтобы, разбив копилку, строго упрекать, что там не лежит мильон новенькими купюрами.

Вот это требование ДО того, как тебе дали ресурсы, возможности и умения - одна из самых возмутительных вещей для меня в жизни. Она мне лично попортила много крови. Я ее называю "пойди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю что". И только взрослое состояние дало  мне понимание этого - и сначала проверку любого чувства вины за несправление - а были ли у меня ресурсы для этого?

В детях такой подход воспитывает непроходящую уверенность, что они виноваты  в каких-то вещах, которые от них  в реальности на самом деле не зависят.Нормальное чувство вины должно быть простым и логичным - тебе дали материалы, тебе дали возможность учиться, тебе дали возможность это сделать - если ты не сделал, то потому что не вложил свою 1/4 - старание это сделать. Ненормальное воспитывается именно в  отсутствии логичности - независимо от отсутствия правильных ресурсов, возможностей и умений - ты виноват каким-то образом.

Поэтому наученные этому дети потом принимают на себя разные фантастические вины ( "скажите, а часовню тоже я... ээээ... развалил?"). У них нарушена нефантастическая логика между вещами и ответственностью.
Tags: detka, divan_psychology, tsvetaeva, vospitanie
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments