Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Еще про кино и ангелов

1. Ангелы в фильме Вендерса не относятся ни к какой религии, то есть бога на них нет, есть только они, немногие числом. Все они в возрасте лет сорока, хотя живут вечно-вечно. Возраст внешне - очень психологичный. Молодым не доверишься, старые будут вызывать ощущение немощности или чрезмерной мудрости. А в этих и силы есть и зрелость.

2. Но и возраст кризиса среднего возраста. Поэтому легко поверить в героя, которому надоело то, что было всегда и хочется перемен в жизни.

3.Внешность - с аллюзиями на привычный образ ангелов. Нельзя одеть их в ризы и развевающиеся длинные одеяния. Но можно сделать в фильме время года переходное от зимы к весне, или от осени к зиме - и тогда все они одеты в длинные мягкие пальто, вполне реальные для конца 80-х, но выглядящие неуловимо отвлеченной униформой. И волосы длиннее мужской стриженной головы, гладко убранные в хвостик на затылке. Не носят они шортов и гавайских рубашек или отутюженных костюмов-троек.

4. И одно из первых дел, что делает упавший на землю ангел, - смена униформы. Он покупает себе полную противоположность. Вместо длинного - короткую куртку, вместо элегантного продленного - пухлую и объемную, вместо однотонного - пеструю в узорах и зигзагах, вместо серого или черного, цветную и разнотонную.

5. В ангельских делах всегда есть момент, когда они начинают делать ангельское - и тогда звучать переливы арф. Пусть даже еле слышно. Это сразу напоминает мне советские фильмы-сказки из детства, там такой переливающийся волшебный звук сопровождал картинку, которая тоже подергивалась, начинала переливаться и оборачивалась волшебно чем-то другим.

6. Когда двое из них сидят в машине в автомобильном салоне, они рассказывают друг другу очень интересные вещи. У каждого есть список и они им делятся. Случаев и странных историй, которые они наблюдали. Как кондуктор на станции зоопарк вдруг неожиданно вместо имени станции выкрикнул - "Огненная Земля". Или как самоубийца отправил всем письма и на каждое наклеил коллекционную марку - всем с другим рисунком. Или как слепая почувствовала присутствие ангела и зачем-то пыталась нащупать часы ( а что она с ними собиралась делать?).

Это очень похоже на то, что я люблю делать - наблюдать за странностями людей вокруг, отмечать неровности пространства, историями, которые выделяются на ровном фоне. Такая антропологическая шкатулочка, в которую складываются найденные камушки, красивые перья и странные косточки.

7. И непонятно, что это у них. Есть списки, есть истории - но ангелы в этом собирании ведут себя как люди. Они видят, как и люди, только внешнюю часть, и непонятность, непрозрачность внутреннего придает этим историям дополнительное очарование. При этом ангелы-то должны все видеть стеклянно-прозрачно, слышать все внутренние мысли и мотивировки поступков, не удивляться, а знать, отчего человек так сделал, что он чувствовал и хотел в этот момент. Но их рассказы абсолютно только о внешнем, как бы глазами постороннего наблюдателя внутри человеческой общности, собирание курьезов в широком смысле. И непонятно - это часть их работы с отчетами перед товарищами, или род хобби, когда они отключают слышание и наблюдают завороженно только внешнее. Кстати, и у подошедших людей, обсуждающих кабриолет, в котором они сидят, они слышат только звучащие слова, не мысли.

8. А главный ангел-то дезертир... Ему захотелось еды и человеческих объятий, он устал только наблюдать и хотел все это испытывать, проживать и приминать в реальности. И он говорит об этом со светлым и радостным лицом, но это не отменяет того, что ангелов мало и становится еще меньше с каждым перешедшим, кто решил не парить, а ступать по земле. А у них работа, у них миссия... Мы, как люди, можем радоваться и одобрять - он завлекся нашей физической действительностью, выбрал нашу сторону. Но ангелы своего потеряли, кто-то бросил работу, кто-то уменьшил на одного корпус духовно присматривающих.

9. В одной из дискуссий на imdb человек спрашивает, не показалось ли еще кому-то кроме него, что Марион в красном платье в баре в конце фильма, с ее месмерическим взглядом и гипнотизирующей речью - представитель дьявола, который переманивает душу ангела. Люди восстали и отказали ему в правомерности гипотезы.

10. А Кассиэль, второй ангел, в разговоре о желании стать человеком, упорно говорит о долге, работе, удовлетворенности от верности слову, желании выманить все зло из душ и отбросить его подальше. Он не осуждает желаний товарища, но они ведут такой странный дуэт параллельный, где один поет арию физических удовольствий и радостей, а второй духовного долга и моральной стойкости. И второй выглядит грустным и усталым. Но не сдается. И руку Фальку, переманивающему к кофе и рисованию в блокноте, не пожимает...

_________________
"Небо над Берлином" с русской озвучкой на ютубе.
Wings of Desire с английскими субтитрами на амазоне
Tags: amazon, anthropology, cinema
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments