Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Ночной кинозал

Приехав домой ночью, нашла в почте диск с фильмом "Небо над Берлином" или " Крылья желания". В очереди прокатной дошло до него  дело. Устроилась удобнее и приготовилась наслаждаться. Не тут-то было. Фильм отменно скушный и  длинный-предлинный. Через сорок или пятьдесят минут все еще ничего не происходило, и я отчаянно боролась с желанием выключить. Но функция быстрой промотки делает чудеса - смотреть можно в четыре раза быстрее, а титры все равно видно.

Не зря в титрах есть посвящение Тарковскому - было с кого брать пример в  длинном-длинном поэтическом торможении.Сюжет фильма действительно вполне поэтичен - среди людей ходят невидимые ангелы, непрерывно слушают их мысли, и если человек отчаивается, кладут ему руку на плечо и делают внимательное просветленное лицо. Человек расправляется и начинает думать что-то оптимистичное. Мысли они слушают не бытовые, а такие, где люди думают об отвлеченном, душевном-духовном. Один из ангелов средних лет слушает девушку-акробатку из бродячего цирка, и понимает, что хочет перестать быть бесплотным ангелом, а хочет быть человеком - есть, пить, брать в руки вещи и обнимать женщин. И при поддержке другого бывшего ангела это делает.

И вот до момента когда начинается это действие походит длинный кусок фильма, чуть ли не час, когда ничего не происходит. Ангелы средних лет ходят и слушают чужие внутренние голоса, которые большей частью бормочут что-то вроде стихотворений в прозе. Все в духе - почему я не ты, а ты не я, почему сегодня не завтра, а право не лево, отчего тут, а не там, почему дедушка не бабушка. И все это на фоне черно-белого скушного и грязного гдрного Берлина.

Я думаю, его легче вытерпеть, если вы знаете немецкий, или если звук полностью дублирован. В случае же английских субтитров по картинке, нужно все время вчитываться в них, пытаться рассмотреть, движется ли у кого-то на экране рот - то есть это чьи-то мысленные стихи в прозе или все же кто-то реально разговаривает. Вчитывание дает мало толку - большей частью это вот  такие псевдо-стихи в прозе, я не я, лево не право, слегка бредовое. Если бы звук просто звучал, я бы быстро научилась пропускать его мимо ушей и смотреть на картинку.

Но картинка - увы - совсем не моя. Во-первых, ее мало, скудно, ничего не происходит увлекательного моему глазу. Во-вторых и главных, это особо нелюбимая мною городская эстетика - я ее так и называю гэдээр. Унылые плоские стенки и заборы, много-много мусорных графитти, много просто  унылой бесснежной зимней грязи, драных деревьев, пустыри,  грязь под ногами, грязные стены, унылые плоские дома. Постоянная навязчивая берлинская стена с росписями. И все это черно-белое, да еще снятое через чулок, чтобы размылось. Унылая библиотека с таким же социалистическим плоским алюминием и пластиком. Я эту плоскую пустую драную эстетику органически не переношу.

Но во второй половине фильм набрал действия ( подумав. Хотя может быть я начала его смотреть на промотке и останавливать только на разговорах.) И цвет появился - так что хоть на что-то стало можно смотреть.

И интересно вот что. На второй день он мне стал нравиться больше. То есть по воспоминаниям, я нахожу в нем больше интересного, чем во время непосредственного просмотра. Питер Фальк ( который инспектор Коломбо) играет сам себя и бывшего ангела, перешедшего в люди. И говорит чудную речь в сторону ангела, которого не видит, только ощущает - речь с завлечением стать человеком - пить кофе, например, и потирать руки, когда холодно.

Или дети, которые ангела видят и разговаривают с ним, в отличие от взрослых.

Или совершенно кошмарная статуя золоченого ангела, где живые ангелы сидят, свесив ножки.

Или сцена, когда только что материализовавшийся бывший ангел остановил прохожего, а тот терпеливо называет ему цвета - монстров на берлинской стене.

То есть смотреть его - нудно и  скушно, водянистый он бесцветный, как подтаявший лед - и такой же безвкусный на вкус. А потом в остатке остается что-то интересное, когда вся вода отцежена.

Пошла почитала на imdb разговоры вокруг него. Одним из первых топик - слушайте, а еще кто-нибудь выключил после двадцати минут, или это со мной что-то не то? И народ говорит - да, да, самое трудное, это первый час - меееедленноо, скууууушшшннноооо. Один из участников двинул дивную теорию -  что эта скука, тягомотность и ощущение бесконечной полубессмысленной повторяемости - это специально. Чтобы зрители ощутили и посочувствовали тому, что ангелы эти вот так тянут лямку еще со времен доисторических, а потом многие сотни лет исторических - и уже тощища, и хочется стать человеком, выпить кофе,  пожать кому-то руку, потрогать песок - и даже можно сброситься с крыши и все быстро кончится. Если это была задумка - то она удалась.
Tags: cinema
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments