Первый мне приходится практиковать усилием воли, не забывать о нем, как о возможности и часто себе давать мысленный подзатыльник - не забывай, что так можно.
Он состоит в том, чтобы материалы, возможности, инструменты приносить в выполнение специально, хорошо подходящие именно к этой задаче. Человеку, выросшему в условиях тотального дефицита советского времени, все еще трудно постоянно держать в уме, что вокруг все есть. Что нужно пойти и купить материал, идеально подходящий под задачу, правильные инструменты - на каждое движение свои, все нужное - и в нужном количестве.
Я вспоминаю, как в отделе акриловых красок как-то бродила параллельно с парой, которая не могла что-то найти и просила помощи продавца. Я из любопытства сунула нос в то, что они держали в руках. Оказывается, они купили такой буклет, где по шагам написано, как расписать что-то рождественское - поднос или почтовый ящик. После всех картинок там стоял список нужных цветов, вместе с маркой краски. И они не могли найти какой-то темно-вишневый. На полках не было нужного названия.
Продавец отошел, сказав, что такого наименования у них нет, но он посмотрит на складе. А я не удержалась и вступила в разговор. Спросила, для чего им - мне показали буклет. И там я обнаружила, что их "ночная вишня" используется один раз в крохотном месте - чтобы положить тень на красном носике снеговика. Они уже были в отчаянии, что не нашли банку такой краски. Я очень удивилась, что людям не приходит в голову простое решение - и сказала им, что им не нужна целая банка этого цвета, им нужно просто смешать из уже имеющихся у них на руках немного красного и чуть черного - у и них выйдет такой темно-красный цвет.
Пара спросила меня изумленно - а что, так можно делать?? Я авторитетно сказала - можно, я художник и мы всегда так делаем. Вам нужно совсем крохотное количество, вы справитесь с намешиванием без дополнительных умений. И они счастливые пошли к кассе.
Я внутренне расфырчалась на их несообразительность. Но позже, за своим рисовальным столом, я все чаще и чаще вспоминала этот список-пропись красок у них в руках и думала, что это вовсе не глупо. Все эти цвета можно было намешивать самому - но стоит бутылочка доллар с чем-то, совершенно незаметно для бюджета, а не нужно мучаться, пытаться угадать с пропорциями ( тем более высохший акрил где-то темнеет, где-то светлеет и попасть в нужный тон можно только если у тебя давно опыт в этом деле) - можно брать краски нужной консистенции и нужного оттенка и получать удовольствие от самой росписи.
Даже если я сама умею это делать, я все время ловлю себя на том, что мне легче для работы намешать в маленьком контейнере нужный оттенок, залить в крохотную пробирку разбавленный нужный тон для тонких линий - и не готовить нужно каждый раз на палитре.
Так что я стала значительно лучше относиться к идее - купить все подходящее к проекту, а не ломать голову в процессе. Иногда, кроме удовлетворения - не потратил лишние пять копеек- даже никакого выигрыша нет - приходится вкладывать свои лишние силы, дополнительное время, усилия исхитриться и сделать из неподходящего материала что-то. Поэтому я часто встряхиваю себя мысленно, когда обнаруживаю себя в знакомой с детства ситуации "пойди туда. не знаю, куда, принеси то, не знаю что" - и говорю себе - есть уже и книги и материалы и инструменты для этого, не зависай в раздражающем непонимании - спроси, найди и купи!
Второй подход у меня называется фразой Тима Ганна - Make it work! Он часто говорит ее участникам конкурса дизайнеров Project Runway, а в своей книге еще и объясняет: иногда бывает, что вы остались с тем, что у вас есть на руках, да этого недостаточно, это не идеально - но вы должны уметь найти выход и заставить это работать. Очень часто найденное решение будет совершенно необычным и таким прекрасным, как бы вам не пришло в голову.
Это совершенная правда. Не вами выбранноое что-то, не то количество, непривычное качество могут натолкнуть вас на такое решение, которое в благоприятных условиях вам бы в голову не пришло. Я считаю, опять же, что люди, выросшие в советской действительности, в этом наупражнялись по самое немогу и достигли совершенства в искусстве make it work:) Но на свободе тренироваться в этом подходе может быть очень увлекательным. Это обратный подход к первому. В первом у вас есть идея - и вы к ней подбираете идеально подходящее все - компоненты, материалы, цвета. Во-втором, у вас есть желание и есть ограниченные и "навязанные" материалы, цвета и возможности. Придумать к ним решение - отдельная увлекательная задача.
Я однажды так взяла мешочек с ссыпанными остатками красных бусинок и стекляруса и решила сделать "индейские" сережки - те, у которых треугольник сверху и длинная бахрома с геометрическим узором ниже. По остаткам я никак не могла понять, на что мне их хватит - и не могла идти от придуманного узора. Тогда я разложила и сосчитала все десять видов бусинок, которые там были - и разложила их на дизайн.То есть узор, смена цветов, характер полосок - все диктовалось тем, сколько бусинок каждого цвета у меня было в пакетике. И я упромыслила в дизайн все, что было в пакете и сочетание вышло таким, как я бы сама отдельно не придумала. То есть я заставила работать то, что у меня было под руками.
Потом я с удовольствием наблюдала специальную рубрику в одном журнале, посвященном украшениям. Там нескольким дизайнерам давали набор материалов - разные бусины, бисер, подвески, цепочки. Наборы были небольшие, в них просматривалась какая-то тема иногда. иногда странное цветовое сочетание, один раз дали материалы с блошиного рынка. У каждого была полная свобода, что делать. И смотреть на результаты удивительно интересно - все совершенно по-разному и совсем иначе, чем я бы употребила.
В этом подходе есть особая креативная интересность. Если забыть о тяжелом советском детстве:) и заниматься этим на новом уровне, то это превращается в увлекательное занятие. Взять случайный набор материалов. Взять то, что есть в наличие из ингридиентов. Взять случайную ассоциацию к существующей задаче. Взять непривычный набор цветов - И Make It work! - заставить это сработать.
Помните, я рисовала то, что увидела в фотографиях цветов и цветущих кустов? Это тоже из этой серии. Или идея одной американки - проверить, сколько они смогут прожить, не покупая продуктов - готовя из того, что у них было в кладовке - результаты ее удивили. Или опять же идея американской крафтерши - шоппинг дома. Не покупать какое-то время никаких новых материалов, если нападает креативный жар - идти по своим шкафам и запасам так, будто вы идете в магазин и "покупаете" это - и реально использовать свои осевшие на полках ископаемыми слоями запасы.
Оба подхода очень увлекательные, я проверяла:)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →