Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Два подхода к делу креативности

Я часто думаю о двух разных подходах к делу.

Первый мне приходится практиковать усилием воли, не забывать о нем, как о возможности и часто себе давать мысленный подзатыльник - не забывай, что так можно.

Он состоит в том, чтобы материалы, возможности, инструменты  приносить в выполнение специально, хорошо подходящие именно к этой задаче. Человеку, выросшему в условиях тотального дефицита советского времени,  все еще трудно постоянно держать в уме, что вокруг все  есть. Что нужно пойти и купить материал, идеально подходящий под задачу, правильные инструменты - на каждое движение свои, все нужное - и в нужном количестве.

Я вспоминаю, как  в отделе  акриловых красок как-то бродила параллельно с парой, которая не могла что-то найти и просила помощи продавца. Я из любопытства сунула нос  в то, что они держали в руках. Оказывается, они купили такой буклет, где по шагам написано, как расписать что-то рождественское - поднос или почтовый ящик. После всех картинок там стоял список нужных цветов, вместе с маркой краски. И они не могли найти какой-то темно-вишневый. На полках не было нужного названия.

 Продавец отошел, сказав, что такого наименования у них нет, но он посмотрит  на складе. А я не удержалась и вступила в разговор. Спросила, для чего им - мне показали буклет. И там я обнаружила, что их "ночная вишня" используется один раз в крохотном месте - чтобы положить тень на красном носике снеговика. Они уже были в отчаянии, что не нашли банку такой краски. Я очень удивилась, что людям не приходит в голову простое решение - и сказала им, что им не нужна целая банка этого цвета, им нужно просто смешать из уже имеющихся у них на руках немного красного и чуть черного - у и них выйдет такой темно-красный цвет.

Пара спросила меня изумленно - а что, так можно делать?? Я авторитетно сказала - можно, я художник и мы всегда так делаем. Вам нужно совсем крохотное количество, вы справитесь с намешиванием без дополнительных умений. И они счастливые пошли к кассе.

Я внутренне расфырчалась на их несообразительность. Но позже, за своим рисовальным столом, я все чаще и  чаще вспоминала этот список-пропись красок у них в руках и думала, что это вовсе не глупо. Все эти цвета можно было намешивать самому - но стоит бутылочка доллар с чем-то, совершенно незаметно для бюджета, а не нужно мучаться, пытаться угадать с пропорциями ( тем более высохший акрил где-то темнеет, где-то светлеет и попасть в нужный тон можно только если у тебя давно опыт в этом деле) - можно брать краски нужной консистенции и нужного оттенка и  получать удовольствие  от самой росписи.

Даже если я сама умею это делать, я все время ловлю себя на том, что мне легче для работы намешать в маленьком контейнере нужный оттенок, залить в крохотную пробирку разбавленный нужный тон для тонких линий - и не  готовить  нужно каждый раз на палитре.

Так что я  стала значительно лучше относиться к идее - купить все подходящее к проекту, а не ломать голову в процессе. Иногда, кроме удовлетворения - не потратил лишние пять копеек- даже никакого выигрыша нет - приходится вкладывать свои лишние силы, дополнительное время,  усилия исхитриться и сделать из неподходящего материала что-то. Поэтому я часто встряхиваю себя мысленно, когда обнаруживаю себя в знакомой с детства ситуации "пойди туда. не знаю, куда, принеси то, не знаю что" - и говорю себе - есть уже и книги и материалы и инструменты для этого, не зависай в раздражающем непонимании - спроси, найди и купи!

Второй подход у меня называется фразой Тима Ганна - Make it work! Он часто говорит ее участникам конкурса дизайнеров Project Runway, а в своей книге еще и объясняет: иногда бывает, что вы остались с тем, что у вас есть на руках, да этого недостаточно, это не идеально - но вы должны уметь найти выход и заставить это работать. Очень часто найденное решение будет совершенно необычным и  таким прекрасным, как бы вам не пришло в голову.

Это совершенная правда. Не вами выбранноое что-то, не то количество, непривычное качество могут натолкнуть вас на такое решение, которое в благоприятных условиях вам бы в голову не пришло. Я считаю, опять же, что люди, выросшие в советской действительности, в этом наупражнялись по самое немогу и достигли совершенства в искусстве make it work:) Но на свободе  тренироваться в этом подходе может быть очень увлекательным. Это обратный подход к первому. В первом у вас есть идея - и вы к ней подбираете идеально подходящее все - компоненты, материалы, цвета. Во-втором, у вас есть желание и есть ограниченные и "навязанные" материалы, цвета и  возможности.  Придумать к ним решение - отдельная увлекательная задача.

Я однажды так взяла мешочек с ссыпанными остатками красных бусинок и стекляруса и решила сделать "индейские" сережки - те,  у которых треугольник сверху и длинная бахрома с геометрическим узором ниже. По остаткам я никак не могла понять, на что мне их хватит - и не могла идти от придуманного узора. Тогда я разложила и сосчитала все десять видов бусинок, которые там были - и разложила их на дизайн.То есть узор, смена цветов, характер полосок - все диктовалось тем, сколько бусинок каждого цвета у меня было в пакетике. И я упромыслила в дизайн все, что было в пакете и сочетание вышло таким, как я бы сама отдельно не придумала. То есть я заставила работать то, что у меня было под руками.

Потом я с удовольствием наблюдала специальную рубрику в одном журнале, посвященном украшениям. Там нескольким дизайнерам давали набор материалов - разные бусины, бисер, подвески, цепочки. Наборы были небольшие, в них просматривалась какая-то тема иногда. иногда странное цветовое сочетание, один раз дали материалы с блошиного рынка. У каждого  была полная свобода, что делать. И смотреть на результаты удивительно интересно - все совершенно по-разному и совсем иначе, чем я бы употребила.

В этом подходе есть особая креативная интересность. Если забыть о тяжелом советском детстве:) и заниматься этим на новом уровне, то это превращается в увлекательное занятие. Взять случайный набор материалов. Взять то, что есть в наличие из ингридиентов. Взять случайную ассоциацию к существующей задаче.  Взять непривычный набор цветов - И Make It work! - заставить это сработать.

Помните, я рисовала то, что увидела в фотографиях цветов и цветущих кустов? Это тоже из этой серии. Или идея одной американки - проверить, сколько они смогут прожить, не покупая продуктов - готовя из того, что у них было в кладовке - результаты ее удивили. Или опять же идея американской крафтерши - шоппинг дома. Не покупать какое-то время никаких новых материалов, если нападает креативный жар - идти по своим шкафам и запасам так, будто вы идете в магазин и "покупаете" это - и реально использовать свои осевшие на полках ископаемыми слоями запасы.

Оба подхода очень увлекательные, я проверяла:)
Tags: amazon, creativity, ideas, tehnologii_jizni
Subscribe

  • Как превратить ненужное в арт

    Поездка в Эксплораториум на вечер для взрослых так и уплыла нерассказанная. Но две картинки покажу оттуда. Я себе заранее составила программу, что…

  • Шведский пикник с ловлей раков

    Я люблю отмечать разные совпадения и синхронности, они всегда удивляют и радуют. Конечно, часть из них можно приписать нашему обостренному вниманию,…

  • Что сам художник считает своим шедевром.

    Я люблю читать истории творческих людей, особенно из прошлого. Потому что жизнь их уже прошла и можно подвести итоги, и потому что было долгое время…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Как превратить ненужное в арт

    Поездка в Эксплораториум на вечер для взрослых так и уплыла нерассказанная. Но две картинки покажу оттуда. Я себе заранее составила программу, что…

  • Шведский пикник с ловлей раков

    Я люблю отмечать разные совпадения и синхронности, они всегда удивляют и радуют. Конечно, часть из них можно приписать нашему обостренному вниманию,…

  • Что сам художник считает своим шедевром.

    Я люблю читать истории творческих людей, особенно из прошлого. Потому что жизнь их уже прошла и можно подвести итоги, и потому что было долгое время…